N 19 Отраслевая программа 03

Протокол рассмотрения проекта отраслевой целевой программы "Скорая медицинская помощь" 24 декабря 2002 г.




                 КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

ПРОТОКОЛ

24 декабря 2002 г.

N 19

Заслушав и   обсудив   доклад  о  проекте  отраслевой  целевой
программы "Скорая медицинская помощь"  коллегия  отмечает,  что  в
период  социально  -  экономического  кризиса  90-х  годов уровень
смертности в Российской Федерации превысил аналогичные  показатели
развитых  стран  на 30-50%.  Изменилась структура заболеваемости и
смертности,  увеличилась доля пациентов,  нуждающихся  в  оказании
скорой медицинской помощи.
Вместе с тем,  законодательная и  нормативная  правовая  база,
регламентирующая  вопросы  организации  скорой  медицинской помощи
сложилась  в  период  70-80-х  годов  и  не  отражает  современных
особенностей  оказания  скорой  медицинской  помощи населению.  Не
определены состав и принципы ее государственного регулирования,  а
также взаимодействия с другими службами экстренного реагирования.
В Российской Федерации функционирует система  оказания  скорой
медицинской  помощи,  инфраструктура  которой включает в себя 3212
(1999 г.  - 3142) станции и отделения  скорой  медицинской  помощи
(СМП) и 47 (1999 г. - 59) больниц скорой помощи.
В 2001 году было около 50 млн.  вызовов  и обслужено 52,3 млн.
граждан.
Для трудоспособного  населения  возрастающая   потребность   в
скорой    медицинской    помощи    обусловлена    материально    -
производственными  мотивационными   факторами:   боязнь   лишиться
работы,  потерять  часть  заработка и т.п.  Это приводит к поздней
обращаемости  и  сопряжено  с  развитием  осложнений,  вплоть   до
жизнеугрожаюших.  Очевидно,  что все перечисленные тенденции носят
долговременный характер,  что  обуславливает  особую  актуальность
вопросов оказания скорой медицинской помощи населению.
Соотношение госпитализированных  к  числу  обслуженных  скорой
медицинской помощью на догоспитальном этапе составило всего 15,7%.
Вместе с тем, в 2001 году в городах Российской Федерации около
60%  пациентов  стационаров  были  госпитализированы по неотложным
показаниям.  Ежегодно за медицинской помощью в связи  с  развитием
неотложных  состояний обращается каждый 3-й житель страны,  каждый
10-й - госпитализируется по экстренным показаниям, а доля больных,
госпитализированных в экстренном порядке, возросла почти в 3 раза.
Коллегия отмечает,  что серьезным тормозом в совершенствовании
организации  скорой  медицинской помощи является отсутствие четкой
системы управления этим сектором здравоохранения на всех уровнях.
Проблемы управления  усугубляются отсутствием надежной системы
мониторинга в  разделе  скорой  медицинской  помощи.  Существующие
формы  государственной отчетности не отражают реальной потребности
и обеспеченности населения этим видом медицинской помощи.
Планирование мощностей  подстанций и бригад скорой медицинской
помощи опирается на  общие  нормативы,  основанные  на  количестве
проживающего  на территории населения,  что не позволяет учитывать
особенности региона.
На госпитальном  этапе  в  большинстве  территорий  к оказанию
скорой медицинской помощи наравне с многопрофильными  стационарами
широко  привлекаются  маломощные  больницы,  зачастую  не  имеющие
необходимого  набора  специалистов  и  лечебно  -  диагностических
технологий.
Смешанный тип  финансирования   госпитального   звена   скорой
медицинской помощи осуществляется по стандартам,  разработанным по
нозологическому принципу для планово госпитализированных  больных,
что   не   соответствует   подходам   и  объемам  оказания  скорой
медицинской помощи.
Проблема подготовки  медицинских кадров для скорой медицинской
помощи остается актуальной.  Большинство бригад  скорой  помощи  в
настоящее   время   укомплектованы   специалистами  не  прошедшими
необходимой подготовки,  а повышение  квалификации  осуществляется
нерегулярно.  Только 15%  врачей СМП имеют сертификат специалиста,
менее 30% аттестованы на квалификационную категорию.
Основу научного  потенциала  службы  СМП составляют НИИ скорой
помощи им.  Н.В.Склифосовского (Москва), им. И.И.Джанелидзе (Санкт
-   Петербург),  а  также  18  кафедр  скорой  помощи  (неотложной
медицины),  действующих на базе высших образовательных медицинских
учреждений  Минздрава  России системы додипломной и последипломной
подготовки, что крайне недостаточно.
Рассмотрев сложившуюся    ситуацию   по   организации   скорой
медицинской  помощи  в  Российской  Федерации,  а   также   проект
отраслевой   целевой   программы   "Скорая   медицинская   помощь"
определяющей единые подходы и принципы по совершенствованию скорой
медицинской помощи
КОЛЛЕГИЯ РЕШАЕТ:
1. Одобрить,  в  целом,  представленную  отраслевую  программу
"Скорая медицинская помощь".
2. Департаменту  организации  и  развития  медицинской  помощи
населению (Р.А.Хальфин):
2.1. В срок до 01.02.2003 доработать проект Программы с учетом
поступивших в ходе обсуждения на коллегии предложений и  направить
ее для согласования в органы управления здравоохранением субъектов
Российской Федерации.
2.2. В срок до 01.03.2003 разработать проект приказа Минздрава
России по реализации программы "Скорая медицинская помощь".
3. Департаменту   образовательных   медицинских  учреждений  и
кадровой политики (Н.Н.Володин) в срок до  01.07.2003  рассмотреть
вопрос о создании унифицированных программ подготовки специалистов
в системе дополнительного образования по неотложной медицине.
4. Контроль  за  выполнением  решения  коллегии  возложить  на
Первого заместителя Министра здравоохранения Российской  Федерации
А.И.Вялкова.

Председатель коллегии
Ю.Л.ШЕВЧЕНКО

Секретарь коллегии
И.В.ПЛЕШКОВ





Комментировать