История скорой помощи
8 декабря 1881 г.
В Венском театре комической оперы случился пожар.
Это происшествие, принявшее грандиозные размеры (479 человеческих жертв), представляло ужасающее зрелище. Перед театром на снегу лежали сотни обожженных людей, многие из которых получили также различные травмы во время падения. Пострадавшие более суток не могли получить никакой медицинской помощи, при том, что в Вене в то время находилось множество первоклассных и хорошо оснащенных клиник. Вся эта ужасная картина потрясла находившегося на месте происшествия профессора-хирурга Яромира Мунди, который оказался беспомощным перед лицом катастрофы. Он не мог оказать пострадавшим действенной помощи. На следующий же день доктор Я. Мунди приступил к созданию Венского добровольного спасательного общества. Этим обществом были организованы пожарная, лодочная команды и станция скорой медицинской помощи (центральная и филиал) для оказания срочной помощи пострадавшим от несчастных случаев. В первый же год своего существования Венская станция скорой помощи оказала помощь 2067 пострадавшим.
В составе бригад работали врачи и студенты медицинского факультета.
В середине XIX века бурный рост промышленности оказал большое влияние на приток населения в города. Росло число предприятий, жилых домов, на улицах увеличилось движение транспорта. В связи с этим появились многочисленные несчастные случаи на улицах, заводах и фабриках. Жизнь в самой резкой форме указывала на необходимость службы, способной немедленно оказывать медицинскую помощь пострадавшим от несчастных случаев. Поначалу эта функция легла на плечи добровольных пожарных обществ и Общества Красного Креста. Но возможности их были недостаточны. Нужна была самостоятельная служба, способная решить эти задачи.
Вскоре, в Берлине профессором Ф. Эсмархом была создана Станция скорой медицинской помощи, подобная Венской. Деятельность этих станций была настолько полезной и необходимой, что за короткий период в ряде городов европейских государств стали возникать подобные станции.
1897 г.
Появилась Станция скорой помощи в Варшаве.
Затем этому примеру последовали города Лодзь, Вильно, Киев, Одесса, Рига. Чуть позднее станции скорой помощи стали открываться в Харькове, Петербурге и Москве. Венская станция играла роль методического центра.
28 апреля 1898 г.
Появление карет скорой помощи на московских улицах.
До этого времени пострадавших, которые обычно подбирали полицейские, пожарные, а иногда и извозчики, доставляли в приемные покои при полицейских домах. Необходимый в таких случаях медицинский осмотр на месте происшествия не проводился. Часто люди с тяжелыми телесными повреждениями часами находились без надлежащей помощи в полицейских домах, что требовало создания карет скорой помощи.
Были открыты две первых Станции скорой помощи при Сущевском и Сретенском полицейских участках. На каждой станции было по одной карете. Выезжали на них врач, фельдшер и санитар. Каждая карета была оснащена укладкой с медикаментами, инструментарием и перевязочным материалом. Дежурили как штатные врачи полиции, так и внештатные врачи. Радиус обслуживания ограничивался территорией, находящейся в ведении полицейской части. Дежурство начиналось в 3 часа дня, заканчивалось в это же время на следующий день. Медицинскому персоналу была выделена комната. Каждый вызов фиксировался в специальном журнале, где указывались паспортные данные обслуживаемого больного, какой вид помощи был ему, куда и в какое время он был доставлен. Вызовы принимались только на улицы. На квартиры выезды были запрещены.
В первый месяц своей деятельности обе станции подтвердили неотъемлемое право на свое существование. Увидев необходимость такой работы, обер-полицмейстер города приказал расширить территорию обслуживания этими станциями, не дожидаясь открытия новых.
Результаты двухмесячной работы Сущевской и Сретенской станций превзошли все ожидания. Ими было выполнено 82 вызова и 12 перевозок, на что было затрачено 64 часа 32 минуты. Анализ работы станций показал, что первое место среди обратившихся за помощью занимали лица, находившиеся в состоянии алкогольного опьянения. Их было 27. Далее следовали пострадавшие от травмы, в том числе с ушибами и ушибленными ранами - 8 человек, с переломами конечностей - 4, после падения с высоты 6 и т. д. Своим приказом 212 обер-полицмейстер обязал принимать вызовы в первую очередь к пьяным, находящимся в бесчувствии. Остальных же, по его мнению, надлежало доставлять в приемные покои на извозчиках.
13 июня 1898 г.
В истории Москвы была первая катастрофа, обслуженная скорой помощью. На Иерусалимском проезде, в доме Суровцева, упала строящаяся каменная стена. Было девять пострадавших. Выезжали обе кареты. Всем пострадавшим была оказана первая помощь, пять из них были госпитализированы.
Май 1908 г.
По предложению профессора Московского университета П.И. Дьякова состоялось учредительное собрание Добровольного общества скорой медицинской помощи с привлечением частного капитала. Общество ставило своей целью оказывать бесплатную медицинскую помощь пострадавшим от несчастных случаев.
Первая мировая война многое изменила в развитии скорой медицинской помощи. Материальные ресурсы были переориентированы на фронт и станции скорой помощи прекратили свое существование.
Октябрь 1917 г.
После октябрьских событий в 1917 г. Москва еще целых два года оставалась без скорой помощи.
Июль 1919 г.
На заседании Коллегии врачебно-санитарного отдела Московского Совета рабочих депутатов, проходившем под председательством Н. А. Семашко, было принято следующее постановление: Организовать в Москве Станцию скорой медицинской помощи, куда передать кареты бывшей скорой помощи.
В первую очередь организовать скорую помощь при несчастных случаях на фабриках и заводах, а затем на улицах города и в общественных местах. Для чего должен быть приглашен заведующий Станцией, коему и поручается организация Скорой медицинской помощи, для обслуживания Станции выделить 15 врачей, из коих должны быть хирурги, терапевты и хирурги-гинекологи, затем санитары и прочий персонал.
15 октября 1919 г.
Московская станция скорой медицинской помощи начала работать.
1 января 1923 г.
Руководство Московского здравоохранения предложило возглавить Станцию скорой медицинской помощи А. С. Пучкову, который проявил себя незаурядным организатором Горэвакопункта во время эпидемии сыпного тифа в годы Гражданской войны.
Принявший предложение А.С. Пучков был поражен состоянием дел. Находившаяся без руководства Станция являла жалкое зрелище: побитая санитарная автомашина, три небольшие комнатки, канцелярская книга для записи вызовов и два телефона. Скорая, как это и было намечено при ее создании, выезжала только на несчастные случаи. Внезапные заболевания, случившиеся на дому, как бы тяжелы они ни были, оставались необслуженными. Особенно плохо обстояло дело с тяжело заболевшими в ночные часы. А.С. Пучков со свойственной ему энергичностью сразу принялся за дело. Прежде всего были слиты в единое учреждение Центропункт и Станция скорой помощи под одним названием Московская станция скорой медицинской помощи. Была создана особая система отчетности. Разрабатывались книги, бланки вызовов, листы учета работы машин, и, наконец, сопроводительный лист, возвращаемый обратно на Станцию из стационара для контроля диагнозов врачей скорой помощи. Сейчас этим пользуются все станции страны.
Под руководством А.С.Пучкова Московская Станция скорой помощи постоянно развивалась, создавала дочерние учреждения срочной медицинской помощи (неотложная помощь на дому, неотложная психиатрическая помощь), организовывала эвакопункт. В течение нескольких лет было открыто несколько подстанций, начато строительство новых, но грандиозные планы развития Скорой помощи не сбылись началась Великая Отечественная война. Жизнь Станции потекла по законам военного времени. В результате блестяще организованной работы она оказалась практически подготовленной к внезапно усложнившейся обстановке. А. С. Пучков моментально перевел себя на казарменное положение и уже не уходил с работы. Под его руководством был организован штаб. Сотрудники Станции работали по двое-трое суток беспрерывно. Полностью оправдала себя схема тактических действий при обслуживании массовых случаев поражения. Она оказалась приемлемой и рациональной в условиях противовоздушной обороны. Московская станция была единственной в стране, работавшей в военное время бесперебойно и с тем же числом бригад, что и в мирное время.
1960 г.
Для послевоенной деятельности Станции характерны крупные организационные мероприятия. В начале 60-х годов на Скорой помощи по инициативе ее начальника Л. Б. Шапиро были созданы специализированные бригады по оказанию высококвалифицированной помощи при тяжелых формах инфаркта миокарда.
Одновременно в ряде крупных московских клинических больниц были организованы специальные палаты, куда бригады Скорой помощи доставляли больных, минуя приемные отделения. Это позволило решить вопрос единой тактики ведения больных и преемственности на этапе скорая - стационар. В эти годы расширился контакт с ведущими клиниками Москвы, проводилась совместная научная работа с академиками В. Н. Виноградовым и Н. К. Боголеповым, с профессорами Д. А. Араповым, Б. А. Петровым, С. Г. Моисеевым, П. Л. Сухининым, В. В. Лебедевым. Это был новый этап развития Московской станции скорой медицинской помощи.
Стала широко развиваться специализированная служба, ставшая прообразом специализированных бригад, появившихся на станциях скорой помощи бывшего СССР. На Московской станции появились новые типы бригад - неврологическая и педиатрическая, функционально базирующиеся в клиниках и научно-исследовательских институтах.
В последующем произошло объединение Станции скорой медицинской помощи с районными пунктами неотложной помощи, была реорганизована работа оперативного отдела, введены должности старших диспетчеров и старших эвакуаторов. Большое внимание уделялось укреплению диспетчерской службы подстанции. Для большей оперативности в работе были введены должности вторых диспетчеров. В условиях интенсивного роста Станции развивались такие вспомогательные отделы, как отдел связи, технический отдел, служба ремонта. Общее число подстанций достигло сорока. Московская СиНМП превратилась в одно из крупнейших медицинских учреждений бывшего СССР.