03. Терапия возмездия.

28.03.2011 4765
Часто врач "скорой" рад бы, да не может помочь вам или вашему близкому. Не потому что не умеет или не хочет лечить - а потому что запрещено! Запрет наложен людьми, по сути обязанными заботиться о здоровье нации- руководством Станции Скорой помощи г. Москвы.




Часто врач "скорой" рад бы, да не может помочь вам или вашему близкому. Не потому что  не умеет или не хочет лечить - а потому что запрещено! Запрет наложен людьми, по сути обязанными заботиться о здоровье нации- руководством Станции Скорой помощи г. Москвы.

 

Около 5 лет назад на Московской "Скорой" появились "Стандарты" - своеобразная инструкция, как лечить болезни. Разрабатывали их именитые профессора - ведущие специалисты в области медицины. Задумывалось благое дело - с одной стороны- помощь медику, который в силу обстоятельств не может сориентироваться в сложной ситуации и выбрать правильную тактику лечения; с другой - гарантировать больному обязательный объем медицинских услуг.


Например, ваш ребенок сломал ногу.  Стандарты предписывают - наложить шину, чтобы костные отломки не сместились и не осложнили дальнейшее лечение. И ввести обезболивающий препарат - пациенту не нужны дополнительные страдания.


Все бы хорошо. Но никакая инструкция  не может учесть всех особенностей пациента и того, что перед врачом- живой человек, а не набор из органов и тканей.


Администрация 03 это понимала - главный врач 03, прошедший путь от фельдшера до руководителя, в первую очередь заботился о здоровье и безопасности пациента. Какой метод лечения будет наиболее безопасным и эффективным решал врач, находящийся у постели больного. Ибо только он мог оценить все нюансы состояния больного и его болезни.


Именно на "нюансах" -  внимании к мелочам строится профессиональная диагностика, из них складывается клинический опыт врача. Даже симптомы острого аппендицита в "классическом" варианте встречаются не более чем в 20% случаев. В остальных 80% заболевание обрастает отличными от "студенческой картины" признаками: прячется под маской схожих болезней, меняет форму течения из - за индивидуальных особенностей организма больного и т.д. и т.д.. Порой все вроде бы укладывается в картинку болезни, но что то "не нравится"… Это "не нравится" называется "врачебной интуицией". Именно интуиция часто подсказывает врачу, как и чем лечить больного; именно "врачебное чутье" позволяет, не имея под рукой лаборатории и консилиума "узких" специалистов, назначить единственно  верное лечение и довезти больного живым в нужный стационар.


Однажды бригада приехала к мальчику 7 лет с ОРЗ и температурой - мама никак не могла ее сбить. Температуру снизили, дали рекомендации, но … что - то не понравилось в ребенке. Немного бледноват, ведет себя немного не так... И уговорили маму положить ребенка в больницу. По дороге состояние ребенка начало ухудшаться, и подъезжая к стационару, врачи уже лечили гнойный менингит. Что бы было, если бригада поступила по "стандартам"- снизила температуру и вызвала участкового врача - страшно подумать - наверняка бы потеряли ребенка. Врачебная интуиция помогла спасти жизнь.
Но два года назад врачебная интуиция, "клиническое мышление" оказались под запретом, а принцип "здоровье пациента превыше" был тихо похоронен под пачкой бумаги. "Могильщиком" стал новый главный врач 03 - бывший хирург Николай Плавунов. Для молодого чиновника исполнительность подчиненных оказалась превыше принципа, заложенного в Клятве Врача - "посвятить свои знания и умения лечению пациента". Даже если врач знает, что может нанести вред -чиновнику важнее, чтобы врач четко исполнял инструкцию.


Например, педиатры знают, насколько рискованно вводить лекарственные препараты в виде ингаляций детям до 3 лет- лечение может осложниться ларингоспазмом и еще больше ухудшить состояние ребенка. Однако, в "стандартах" четко указано - провести ингаляцию лекарства! И не важно, сколько больному - 1 месяц или 6 лет, по инструкции доза одинакова.


На посмевших нарушить инструкцию градом посыпались выговоры. Кто - то дал ребенку таблетку вместо болезненного укола, у кого - то больной дышал "не в соответствии со стандартами". Приезжая к больному, врач вставал перед дилеммой - рискуя заработать выговор, отдать все силы и знания для спасения больного, или действовать по пунктам инструкции - задушив врачебный долг чиновничим "не положено". Не важно, на сколько хорошо ты лечил. Важнее, чтобы твоя запись в "карте вызова" соответствует "Стандартам".


Медики не однократно обращались к главврачу - "Перестаньте разрушать "скорую"! Верните нам возможность лечить!". Но чиновник рассудил по своему… Как еще можно управлять коллективом, в котором уважают не за должность, а за количество спасенных жизней? И "Стандарты" оказались очень удобным "кнутом" - будь ты хоть врачом высшей категории, у начальства всегда есть возможность тебя прижать "За нарушение должностных обязанностей - лечение не по стандартам".


Сработаться с новым руководством смогли не все - не смотря на высокую зарплату со "скорой" начали уходить специалисты. Шли в обычные клиники, где ценилась квалификация, а не "покладистость". Их место заняли другие - те, кому размер оплаты важнее искусства врачевания.


Оставшиеся постарались адаптироваться. На сайте скорой помощи Feldsher.ru провели анонимный опрос показавший,  что подавляющее большинство сотрудников "03" в интересах больного могут нарушить инструкцию, при этом сделав запись "карте вызова" так, как "положено по стандартам". Но не дай Бог такому врачу впасть в не милость руководства! Начинается слежка, рано или поздно специалист на чем ни - будь да попадется. И тогда не миновать возмездия - серия выговоров, предложение "уволиться по собственному желанию". Сколько достойных сотрудников "Скорой" были уволены с любимой работы за два с половиной года руководства нового главного врача- никто не считал.  Администрация 03 своими руками лишает москвичей одной из немногих надежд - надежды на СПАСИТЕЛЬНУЮ "Скорую", такую, которая не только приедет, но и СПАСЁТ.


А работающих "строго по инструкции" оказалось не много-  всего лишь 4%. Интересно, эти люди помнят поговорку "Кто лечится по учебнику- рискует умереть от опечатки"?


С сожалением, приходится констатировать - из некогда сильной и профессиональной службы, "скорая" города- героя Москвы превращается в обычную "службу санитарного транспорта". И пусть все внешне красиво - блестящее оборудование, новые машины - основу "скорой помощи" всегда составляли ЛЮДИ - высококлассные специалисты, для которых ваша жизнь и здоровье дороже собственного благополучия. Жаль, что с каждым днем их становится все меньше…

Степанов Александр,
врач- педиатр скорой помощи.





Леонид
возмутительная безграмотность! стыдно за вас, Александр!..
ИмяЦитировать Это нравится: 0 Да / 0 Нет
Анна
Цитата
Леонид пишет:
возмутительная безграмотность! стыдно за вас, Александр!..
Не возмущайтесь и не стыдитесь, Леонид, бросьте, пустое это. Не Ваша же безграмотность, ну в самом-то деле) Вы по всей видимости человек грамотный, профессионал своего дела, заслуженный эксперт, так что Вам умереть от очепятки ни коим образом не грозит ;-)
ИмяЦитировать Это нравится: 0 Да / 0 Нет
Гость
Цитата
Леонид пишет:
возмутительная безграмотность! стыдно за вас, Александр!..
В каком месте, уточнить не хотите? Я, конечно, в каждую запятую не вчитывался, но ничего такого вопиющего не увидел. Может, вы с безграмотностью героя статьи попутали?
ИмяЦитировать Это нравится: 0 Да / 0 Нет
Комментировать