Письмо о работе 5 бригады
Главному врачу ССиНМП им. А.С.Пучкова г. Москвы
Плавунову Н.Ф.
от врача-педиатра 13 подстанции Степанова А.А.
Уважаемый Николай Филиппович!
Руководствуясь Вашим обращением к сотрудникам ССиНМП «О внесении предложений с целью повышения эффективности работы Станции», хочу обратить Ваше внимание на неэффективное использование педиатрических бригад ССиНМП и внести предложения по оптимизации работы.
Суть проблемы.
В настоящее время поступивший на Станцию «детский» вызов передается педиатрической бригаде вне зависимости от места нахождения бригады и тяжести состояния больного. В большинстве случаев детская бригада не имеет возможности оказать качественную медицинскую помощь экстренным больным, так как большую часть рабочего времени отнимают поездки «за чужой регион» к больным, не нуждающимся в экстренной помощи. По причине нахождения детской бригады в чужом районе помощь экстренным больным оказывается линейными врачебными и фельдшерскими бригадами.
Примеры:
* примечание: наша подстанция (№ 13) расположена по адресу: Нахимовский пр., д. 31
18.04.2006.
Наряд № 742979, ул. Автозаводская.
Повод: кровотечение, резаные раны, повреждение сухожилий. Время доезда бригады - 30 минут.
Наряд № 745831, ул. Пятницкая.
Повод: температура 39. Время доезда- 42 минуты. Общее время вызова составило более 2-х часов, в течение которых наш район обслуживался линейными бригадами.
15.04.2006.
Наряд № 720693, ул. адм. Лазарева (Южное Бутово)
Повод: ребенок 10 дней, белый налет на языке.
Доезд составил 1 час 10 минут. Налет на языке, описанный в поводе к вызову, является физиологическим для данной возрастной группы, ребенок заведомо не нуждался в неотложных лечебных мероприятиях. Однако ради диагноза «практически здоров» бригада покинула район на 2 часа 20 минут!
За время суточного дежурства можно привести множество подобных примеров. Сотрудники линейных бригад часто задают вопрос: «Где были педиатры, пока мы лечили судороги, дыхательную недостаточность у детей?»… Педиатры в это время проводили консультации по уходу за ребенком, лечению насморка за 20 километров от подстанции!
По данным, собранным за три полусуточных дежурства (13.04.2006, 15.04.2006 и 18.04.2006), педиатрическая бригада выполняет, в среднем, 8 вызовов «за чужой район» (время доезда составляет от 30 минут), в то время как обычные линейные бригады в районе 10-20-минутной доступности обслуживают 10 и более профильных «педиатрических» вызовов.
Пример:
18.04.06, 8.00 - 22.00
Педиатрической бригадой выполнено 7 вызовов, из которых только 2 - за «свой» район. За тот же период времени линейными бригадами нашей подстанции обслужено 9 «детских» вызовов. К сожалению, я не располагаю точными данными общего количества детских вызовов за наш район обслуживания, но предположительное количество значительно превышает 15. Соответственно, эти вызовы обслуживали педиатрические бригады других районов (в свою очередь, тратя от 30 минут и больше на доезд) или линейные врачебные и фельдшерские бригады.
Я пытался объяснить диспетчерам Центрального пульта отсутствие необходимости посылать бригаду из района м. Профсоюзная в Северное Бутово, Ясенево или Северное Чертаново, поскольку за время доезда до указанных районов в зоне 10-минутной доступности от подстанции произойдет 1 - 3 случая заболевания детей, а в вышеуказанных районах появятся собственные педиатрические или врачебные бригады.
Пример:
За время выполнения нашей бригадой наряда № 745831 18.04.2006 (вызов на ул. Пятницкая) два детских вызова «за район» обслужено линейными бригадами 13 подстанции (наряды №№ 746589, 746558), несколько вызовов обслужено бригадами соседних районов.
Однако диспетчера Центра сообщали, что существует внутреннее распоряжение г-на Лисичкина, по которому вызов передается первой освободившейся педиатрической бригаде. В ряде случаев, когда состояние ребенка несло реальную угрозу жизни, а наша бригада находилась в более чем 40 минутах езды от места происшествия, диспетчера так же ссылались на внутреннее распоряжение и на отсутствие бригад, игнорируя требования выслать на место происшествия любую свободную бригаду для начала оказания помощи.
Примеры:
(точную дату и номер наряда привести не могу).
Ноябрь 2005г.
Повод «9 лет, задыхается впервые», Южное Чертаново.
После звонка на место вызова (насторожили повод и возраст) выяснилось, что ребенок находится без сознания. Диспетчер Центра отказался вызвать ближайшую к месту вызова бригаду. Даже с нарушением ПДД и включенными спецсигналами нашей бригаде удалось добраться до места вызова лишь через 40 минут. У ребенка диагностирована кома II неясной этиологии (предположительно - острое нарушение мозгового кровообращения), по витальным показаниям произведена госпитализация в реанимацию 1 ДГКБ.
Декабрь 2005.
Повод «порезался, сильное кровотечение», район Ясенево.
Доезд занял 30 минут, у ребенка диагностировано артериальное кровотечение и гиповолемический шок. Жизнь ребенку спасли родители, имеющие медицинское образование. Без оказания помощи ребенок бы умер. Доставлен в реанимацию 9 ДГКБ.
Сентябрь 2005.
Повод «утонул в ванной, 2 года», район Ясенево,
Доезд - 30 минут. По прибытии - аспирационная асфиксия, клиническая смерть. В критическом состоянии доставлен в реанимацию 1 ДГКБ.
Зачастую факт отсутствия педиатрических бригад объясняется «перекрестными» вызовами. Наша бригада едет в район Северное Чертаново, освободившаяся чертановская бригада едет в Ясенево, так как педиатрическая бригада района Ясенево уехала в район обслуживания нашей подстанции. В результате образуется замкнутый круг, большую часть времени бригады тратят на переезды из района в район, а не на оказание помощи.
Следствия проблемы.
- Несвоевременное оказание помощи экстренным больным.
Вследствие того, что для оказания помощи ребенку с приступом удушья, тяжелой травмой, отравлением бригаде приходится добираться до места вызова через 2-3 района, жизнь ребенка подвергается РЕАЛЬНОЙ угрозе. В моей практике 3 выезда с поводом «задыхается» окончились смертью ребенка до прибытия бригады 03 (во всех случаях бригада выполняла вызов «за чужой район»). Несколько больных находились в критическом состоянии (повод «порезался», «кровотечение», «утонул», «отравился»). Родители детей не начинают оказывать первую помощь и не предпринимают попыток госпитализации собственными силами, так как верят, что дети получат квалифицированную врачебную помощь в кратчайшие сроки.
- Некачественное оказание помощи.
Большая часть экстренных больных при отсутствии в районе детской бригады обслуживается линейными врачебными и фельдшерскими бригадами. При этом помощь оказывается без учета физиологических и анатомических особенностей детского организма, что ведет к ошибкам в диагностике и терапии, применению несоответствующих возрасту лекарственных препаратов, ятрогенным травмам при медицинских манипуляциях. На линейных бригадах отсутствуют комплекты соответствующих возрасту желудочных зондов, ларингоскопических клинков, ИВЛ с возможностью расчета объема и частоты вентиляции и другое медицинское оборудование, позволяющее оказывать помощь различным возрастным группам.
- Угасание навыков экстренных врачебных манипуляций.
Из-за отсутствия детской бригады в районе, большая часть экстренных случаев заболевания детей обслуживается линейными врачебными и фельдшерскими бригадами. Педиатрическая бригада занимается, в основном, оказанием консультационных услуг родителям больных. В результате чего с течением времени врач-педиатр менее уверенно выполняет экстренные медицинские манипуляции (интубация трахеи, внутривенные инъекции и др.).
- Неадекватная помощь экстренным больным взрослой части населения.
На период отсутствия в районе 5 бригады все педиатрические вызовы передаются линейным врачебным бригадам (отмечу, что, вне зависимости от тяжести и длительности заболевания, педиатрические вызовы имеют категорию срочности 1). Случается, что за сутки линейная врачебная бригада обслуживает более 10 «детских» вызовов! Тяжелые больные (в частности, кардиологические и неврологические) остаются без адекватной и своевременной помощи. Фельдшерская бригада может часами ожидать прибытия врачебной бригады. Вряд ли кто-нибудь выяснял статистику смертности из-за долгого ожидания бригады. Грубо говоря, на одной чаше весов - ребенок с насморком, на другой - больной с инфарктом, который так и не дождался прибытия врачей, занятых лечением насморка.
На основании вышеперечисленных проблем, предлагаю:
1. Провести проверку приведенных мной фактов.
2. Признать неэффективным существующий алгоритм оказания экстренной медицинской помощи детскому населению.
3. Отказаться от тактики «передать вызов первой освободившейся детской бригаде» без учета состояния больного и времени доезда до места вызова. Ориентироваться, в первую очередь, на качество и своевременность оказания помощи детям, а не на скорость передачи вызова бригаде.
4. Вспомнить о существовании круглосуточной службы районной детской неотложной помощи. В отличие от «взрослой» неотложки, она не упразднена. Передавать службе районной детской неотложной помощи вызовы с поводом «Понос», «Температура», «Кашель», «Плачет, кричит (до 2х лет)».
5. Считать приоритетным направлением работы детской бригады скорой помощи обслуживание вызовов с поводом «Задыхается», «Отравление», «Судороги», «Утонул», все виды травм.
6. Не привлекать детские бригады к транспортировке больных в стационар после осмотра участковым врачом, если состояние ребенка оценивается как среднетяжелое.
7. Доукомплектовать детские бригады пульсоксиметрами, возрастными комплектами шин; обновить имеющиеся аппараты ИВЛ, ингаляционные маски и ларингоскопы (на большинстве бригад используется оборудование, срок службы которого превысил максимально допустимый срок эксплуатации).
С уважением, врач- педиатр 13 ССиНМП
А. Степанов
тел.******
для корреспонденции:
Москва, 117546 а/я 135 для А. Степанова
************
Постскриптум.
Отправка письма запланирована на 10.05.06. Считаю, что за две последующие недели у главного врача должно найтись время на "ответную реакцию". Если не удастся решить проблему путем конструктивного диалога- буду изыскивать другие пути исправления ситуации.