Челябинская 03
Еще в Библии описан пророк Екклесиаст, который вернул к жизни человека, вдохнув ему воздух в рот. В древнегреческих мифах такие же действия по возвращению человека к жизни приписывались богу Асклепию.
В действительности же все обстоит намного прозаичнее. Сирену машины скорой помощи слышно издалека. Этот сигнал понятен каждому — в эту минуту кому-то очень плохо, а врачи скорой медицинской помощи спешат к нему на помощь. В любое время суток, в любую погоду они должны приехать на вызов. Но так ли это легко?
О том, что предпринимается в нашем городе для улучшения работы службы скорой помощи, мы беседуем с главным врачом МУЗ «Станция скорой медицинской помощи» г. Челябинска, врачом высшей категории, главным специалистом города по скорой медицинской помощи Еленой Владимировной ЕРШОВОЙ.
— Елена Владимировна, насколько оперативно работает диспетчерская служба скорой медицинской помощи?
— С 1994 года в оперативном отделе (центральная диспетчерская) станции скорой медицинской помощи работает система по автоматизированному управлению выездными бригадами. Когда в диспетчерскую поступают звонки, многоканальный телефон 03 распределяет вызовы на свободные пульты. Многие фельдшеры, работающие диспетчерами, имеют опыт работы в выездных бригадах скорой медицинской помощи, а потому неплохо ориентируются в любой ситуации и могут если не поставить точный диагноз, то хотя бы определить состояние человека. Диспетчер начинает задавать вопросы по существующему алгоритму. Алгоритм опроса — это тот необходимый минимум информации, который нужно знать диспетчеру, чтобы сориентироваться в ситуации и направить на вызов нужную бригаду. Ведь на нашей станции работают бригады самого различного профиля: врачебные, фельдшерские, специализированные.
Неоспоримым помощником диспетчера является компьютер.; В банк его данных занесены около 40 поводов направления бригад скорой помощи. Из них 20 первостепенной важности. Сюда относятся ДТП, острые боли в сердце, потеря сознания, несчастные случаи в быту, суицидальные попытки, острые психические расстройства с нарушенным поведением, опасным для жизни больного и окружающих. Остальные 20 — это те поводы, которые можно отсрочить, например, незначительное повышение давления, которое чаще всего не является угрозой для жизни. Когда повод формируется, компьютер подсказывает фельдшеру, какую бригаду выслать.
Здесь же мне хотелось бы ответить на вопрос, который волнует многих людей — это время прибытия бригад скорой помощи. В среднем это 20 минут. Зависит оно, как я уже говорила, от степени важности вызова. На экстренные вызовы машины стараются приехать как можно быстрее.
— Как вы решаете проблему ложных вызовов и закрытых подъездов?
— Многие считаюI, что ложный вызов — это только хулиганские выходки подростков. К счастью, таких вызовов поступает к нам не так уж много. К ложным мы также относим вызовы «по пустякам», которые на самом деле не являются нашей работой. Например, в пьяной компании у кого-то что-то заболело, и они вызывают машину скорой помощи.
Серьезная проблема для врачей - закрытые подъезды. А ведь существуют определенные правила вызова скорой медицинской помощи, утвержденные решением Челябинской городской Думы, которые должен знать каждый, кто набирает 03. И одно из них гласит о том, что вызывающий обязан встретить врачей. На практике же все обстоит намного сложнее. Часто машинам скорой помощи бывает трудно заехать в нужный двор из-за того, что некоторые жильцы строят заграждения. Бывает также сложно найти нужный дом из-за отсутствия нумерации и плохого освещения. Когда наконец находят, в подъезд попасть не могут из-за кодовых замков. Врачебный долг не позволяет медицинским работникам уехать, и они начинают звонить в диспетчерскую, просят диспетчера связаться с теми, кто вызвал скорую помощь, чтобы открыли подъезд. На это уходит много времени и нервов.
— Как осуществляется помощь в ДТП, если пострадавших несколько человек?
— Существуют определенные правила действий медицинских работников в ДТП. Если в оперативный отдел поступило сообщение о большом количестве пострадавших, диспетчер сразу же отправляет на место происшествия несколько машин скорой помощи. Врач, приехавший на такой вызов, проводит что-то вроде медицинской разведки. Первым делом он осматривает место происшествия, определяет объем работы. Затем по рации сообщает диспетчеру о ситуации, после чего до приезда дополнительных бригад проводит сортировку пострадавших, оказывая медицинскую помощь в первую очередь людям с очень тяжелыми травмами. После этого передает их эвакуационным бригадам. Покидает он место происшествия только после того, как получит разрешение старшего врача станции.
— Работа на скорой помощи требует высокого мастерства и профессионализма. Как часто ваши сотрудники проходят повышение квалификации?
— Действительно, на врачей и фельдшеров скорой помощи возлагается большая ответственность. Если они не будут постоянно закреплять свои знания на практике, то качество оказания помощи значительно снизится. В план оптимизации работы нашей службы входит и постоянный тренинг (обучение) сотрудников скорой медицинской помощи на специальных муляжах. Для этого открыт учебный класс. Закрепление навыков доводится до автоматизма. Мы заключили договор о поставке нашей службе профессионального оборудования, на котором уже давно тренируются американские врачи и парамедики.
— Уже не только в зарубежных, но в отечественных фильмах мы видим врачей скорой помощи в спецодежде. Дойдет ли это новшество до нас?
— К Дню города у всех сотрудников нашей службы будет единая посезонная спецодежда, имеющая свою эмблему, состоящая из теплых курток, комбинезонов, летних костюмов.
— Какие проблемы Вам необходимо решить в первую очередь?
— В программу совершенствования оказания скорой медицинской помощи населению города входит модернизация диспетчерской службы. В последнее время появилось очень много высотных домов, создающих помехи и влияющих на качество радиосвязи. Имеются в нашем городе и так называемые «черные дыры», где вообще пропадает радиосвязь с машинами. Все это, естественно, сказывается на скорости оказания медицинской помощи населению. Программой предусмотрена замена радиостанций, программного обеспечения, установка в оперативном отделе электронной карты города, на которой будет видно нахождение специализированных бригад. Диспетчер не только услышит, но и увидит машины, таким образом, сумеет определить, какая находится ближе всего к месту вызова.
— Чем по праву может гордиться ваша служба?
— В этом году нашей службе исполняется 87 лет. За эти годы сложились свои традиции, накоплен огромный опыт работы. Но, несмотря на это, мы стремимся к новым высотам, так как жизнь не стоит на месте, в том числе и медицина. Постоянно меняется качество оказания скорой медицинской помощи, совершенствуется медицинское оборудование, меняется набор лекарственных препаратов, хотя принципы работы нашей службы остались неизменными — это доступность, безотлагательность. Мы гордимся тем, что можем приехать в любое время на помощь к жителям нашего города. За последнее время нам также удалось сократить опоздание бригад скорой помощи на экстренные вызовы с 1,5% до 0,3% за счет рационального их использования.
Кроме того, с января 2006 года мы ввели дополнительную реанимационную бригаду на подстанции Ленинского района, с августа там работает и психиатрическая бригада. Это было продиктовано жизненной необходимостью, так как бригады Северо-Запада не всегда успевали вовремя приехать на вызов в другую часть города. Это позволит своевременно оказывать специализированную медицинскую помощь всем горожанам.
— Какое новое оборудование появилось у вас за последнее время?
— Мы получили новую дыхательную аппаратуру, которой уже оснащены все машины скорой помощи, закупили портативные, качественные дефибрилляторы. Сейчас мы работаем с ларингеальными масками, которые позволяют фельдшеру скорой помощи оказывать респираторную поддержку.
Кроме того, закупили новые медицинские сумки. У нас появились специальные носилки, более удобные в работе. Они облегчают работу сотрудников скорой помощи и ускоряют транспортировку больного. В сентябре ожидается поступление новых машин.
— Какую помощь оказывают больным с инфарктом?
— В каждом районе города работают кардиологические бригады, оснащенные всем необходимым оборудованием и лекарственными препаратами для оказания помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Если кардиограмма показала инфаркт — врачи скорой помощи проводят обезболивание, вводят нитроглицерин, поднимают либо снижают давление. В некоторых случаях больным проводится растворение тромба с использованием новых качественных тромболитиков. После этого госпитализируем больного в специализированное отделение для дальнейшего лечения.
— Какие мероприятия проводятся внутри вашей службы?
— Уникальность нашей службы в том, что ее учреждения разбросаны по всем районам города. В службе работает более 1000 человек. Часто наши сотрудники, работающие в одной системе, друг друга просто не знают. Мы хотим, чтобы у нас были общие цели, общие интересы. Чтобы решить эту проблему, провели 16 июня 2006 года конкурс профессионального мастерства. В нем приняло участие около 400 человек. Конкурс проводился по очно-заочной форме, были выбраны представители в номинациях «Лучший врач», «Лучший фельдшер», «Лучший помощник» и «Лучшее подразделение». Лучшим врачом стал Виктор Владимирович Пястолов, работающий на подстанции Калининского района. Лучшим фельдшером – Азат Илгизович Мадияров (подстанция поселка Новосинеглазово), лучший помощник — Станислав Владимирович Угрюмов, работающий на подстанции Калининского района. Лучшее подразделение — подстанция скорой помощи Тракторозаводского района.
Мы отметили и своих ветеранов. Это люди, проработавшие в нашей службе более 30 лет (44 человека). Им вручили соответствующие нагрудные знаки. Все эти мероприятия направлены на то, чтобы поднять престиж нашей профессии. Основной контингент нашей службы составляют женщины. Я была на стажировке в США и столкнулась с тем, что у них на неотложке преимущество отдается мужчинам. Я и сама считаю, что эта тяжелая работа не для женщин. С 2000 года в штат была введена должность психотерапевта. Ведь зачастую медицинским работникам скорой помощи и самим требуется психологическая помощь из-за высокого психоэмоционального напряжения, стрессовых ситуаций, периодически возникающих в работе.
- Как вы проводите отбор сотрудников?
— На станции скорой медицинской помощи работают опытные врачи и фельдшеры (более 60% имеют первую и высшую квалификационные категории). Прежде чем устроиться к нам на работу, врач, окончивший медицинскую академию, должен пройти интернатуру, Мы тесно сотрудничаем и с медицинскими колледжами. Лучших студентов приглашаем на работу. При приеме на работу врачи и фельдшеры проходят пятиступенчатый отбор.
- О чем еще нужно знать населению?
— О том, что 1 ноября 2004 года вышел приказ Минздравсоцразвития № 179, в котором говорится, что скорую медицинскую помощь гражданам при угрожающем жизни состоянии должны оказывать незамедлительно все лечебные учреждения независимо от форм собственности и территориальной подчиненности. И если уж с вами или вашими близкими случилась беда, непредвиденные ситуации, обращайтесь в ближайшее лечебное учреждение. До приезда «скорой» человеку окажут медицинскую помощь, облегчающую его состояние.
Мне бы хотелось еще раз обратиться к населению. Наступило лето, и снова мы наблюдаем всплеск несчастных случаев, наступивших в результате элементарной неосторожности: в нетрезвом виде люди купаются в водоемах и тонут. Причина гибели — переохлаждение и остановка сердца. Много людей гибнет в ДТП, садясь за руль в нетрезвом виде. И, конечно же, жаркие дни опасны для здоровья людей с сердечно-сосудистыми заболеваниями.
Мы стараемся сделать все возможное и невозможное для оказания экстренной помощи жителям нашего города.
Ж.КИСЕЛЕВА.
«На здоровье», №13 (117) август 2006