Скорая помощь - не такси
Вопросов к отечественной системе здравоохранения много, претензии не высказывает только ленивый. Нередко проскальзывает и недовольство работой скорой помощи, но мало кто задумывается, как служба выглядит по ту сторону, глазами врачей.
Бахилы. Вечный спор.
Как-то общался с коллегой из Вены, он не поверил, что на первом месте по количеству вызовов у нас давление и температура. У них на двухмиллионный город 60 машин, в Краснодаре - 65. Они справляются с нагрузкой, мы - нет. Часто наша «Скорая» просто выполняет функцию такси.
Есть, правда, и противоположная категория: люди, которые до последнего сидят, не вызывают врачей, а потом еще и отказываются ехать в больницу. У неотложки нет диагностического оборудования. Мы можем измерить давление, температуру, уровень сахара в крови, сделать ЭКГ, оказать первую помощь, на время облегчить состояние. Но только в больнице под наблюдением узких специалистов можно поставить окончательный диагноз. Бывает, родители подписывают документы об отказе на госпитализацию ребенка, а врачи видят - есть угроза жизни. Насильно забрать не могут, если это не асоциальная семья.
Еще одна сегодняшняя тенденция - люди стали воспринимать свой организм как конструктор «Лего». В случае чего можно просто заменить «деталь», например, пересадить почки или печень. Да, технологии шагнули далеко вперед, но не во всех случаях это возможно.
- Одно время была волна обсуждений, что водители не уступают дорогу «Скорой». Выросла ли культура вождения? И как вообще бригада пробивается к пациентам по пробкам?
Досье
Николай Владимирович Босак родился в 1976 году в Краснодаре. Окончил Кубанскую государственную медицинскую академию (ныне КубГМУ), клиническую интернатуру и клиническую ординатуру по специальности терапия, прошел профессиональную переподготовку по специальностям пульмонология, организация здравоохранения и общественное здоровье, скорая медицинская помощь. В 2002-2008 годах работал врачом-пульмонологом в Краснодарской городской больнице № 2, затем заведующим пульмонологическим отделением больницы. с 2009 по 2011 годы - первый заместитель руководителя департамента здравоохранения Краснодарского края. С декабря 2011 года - главный врач городской клинической больницы скорой медицинской помощи.
- Что самое трудное в работе «Скорой»?
- Население стало «наэлектризованным», враждебным, в том числе и к нам. Часто медики приезжают, не успевают даже переступить порог, их сразу начинают снимать на телефон, хамить, заставляют разуться или надеть бахилы. Споры не утихают - надевать или нет. Скажу так, если кому-то действительно нужна медицинская помощь, если есть угроза жизни, ковры и чистый пол будут волновать в последнюю очередь. Если этот вопрос поднимается, значит, ситуация не экстренная, не работа для «Скорой».
Непредсказуемое «плохо»
- Как же удается выдерживать психологическую нагрузку?
- Сильные справляются, но многие и уходят. Осуждать за это нельзя. На «Скорой» работают обычные люди.
- Какие требования предъявляете новичку?
- Профессиональное отношение к делу и доброжелательное к пациенту.
- А милосердие, сострадание?
- Да, от нас ждут глубокого переживания за пациента, но это чересчур идеально, правильно, по-литературному красиво. Любой человек, приходящий в медицину, обладает этими качествами, иначе он отсеется еще на этапе учебы в университете или колледже. Но со временем происходит деформация, привыкание. Безусловно, есть моменты, которые не примешь и не забудешь никогда. Если умирает ребенок, когда в аварии погибает семья… Некоторые врачи и фельдшера, особенно молодые девушки, приезжают после такого на подстанцию и плачут. По возможности диспетчеры стараются не трогать их хотя бы в течение часа. Но такое бывает редко. Конвейер не останавливается, звонки поступают. Вот выходят они после смертельного вызова, когда изо всех сил откачивали ребенка, вокруг все кричали и плакали, и отправляются на другой.
Наша работа на виду. Тяжело сохранять спокойствие в экстренной ситуации в общественном месте, когда кричат, мешают, снимают на камеру, лезут с советами, насмотревшись сериалов. Лучше бы помогли поднять пострадавшего, удержать человека в судорогах, донести сумку, позвонить в полицию, если этого требует ситуация, вызвать дополнительную бригаду медиков. Конфликты и агрессия ни к чему не приведут.
- Помните свой самый тяжелый вызов?
- Не забуду 22-летнего парня, который умер, держа меня за руку. У него было страшное, неизлечимое заболевание - муковисцидоз. Молодой организм истощен, одышка до 30 дыханий, когда в норме у здорового человека 18 - 22. Любое движение дается невероятно сложно.
Самый опасный для нас повод для вызова - слово «плохо». Кровотечение, боль в грудной клетке, потеря сознание - в этих случаях медик может спрогнозировать развитие ситуации, а вот когда говорят, что плохо - всегда непредсказуемо. Это может быть плохо от того, что поссорилась с мужем и сильно переживает, и от того, что человек просто сползает по стене и в силах сформулировать только предложение.
- Как считаете, ваша работа благодарная?
- На слуху случаи нападения на «Скорую». Медики как-то защищены?
- Нападения не делают нашу профессию популярной. Хуже пьяного пациента - только пьяная компания. Не поехать на вызов медики не могут. У нас есть экстренная кнопка вызова полиции, связь с диспетчерской. На буйных находится управа.
- Отличается ли обслуживание частной и государственной «Скорой»?
- Принципиально ничем не отличается. Да и специалисты иногда одни и те же работают. Частную «Скорую» вызывают на давление, температуру, похмелье. Там нет тяжелых случаев, ее не вызывают на ДТП. В частной медицине практически не умирают. Если врач заподозрил серьезный диагноз, он направит пациента в государственное учреждение.
Никаких «Спокойной ночи»!
- Бывают ли у вас смешные вызовы, абсурдные?
- И такие тоже случаются. Как-то поступил вызов в аэропорт. Женщина с ребенком собиралась лететь. Она позвонила в «Скорую», потому что ребенок сильно плакал от того, что испугался гула самолета.
- Говорят, иногда старики вызывают «Скорую», потому что им скучно. Это так?
- Коллеги из сельских районов рассказывали, как по несколько раз в день звонила одинокая бабушка. Медики каждый раз приезжали, ничего серьезного у нее не было. Однажды старушка попросила их растопить печку.
- В какие приметы верят сотрудники скорой помощи?
- Самое главное, не желать друг другу спокойной ночи или удачного дежурства. Значит, смена будет тяжелой: то пациенты «посыплются» один за другим, то в городе неожиданно случится транспортный коллапс, а то и машина сломается на пути к больному или попадет в ДТП.
Источник
Slava
|
Статья ни о чем. Плюс очередной наезд на платную скорую помощь. Чего базарить, коли не разбираешься. Сам автор не умеет ничего, как носилками лечить, ну так пусть продолжает и не хныкает. У частников давно уже не работают совместители с "города" (кроме тех же государевых, только под крышей ДМС). Эта концепция внедрена еще в 2002 году. Так что автор некомпетентен. |