Не в деньгах шасси
ДЕЛЬТА И ПЛАНЫ
Сайты из серии «как открыть собственное дело» тему коммерческой «скорой» активно популяризируют. «Бизнес‑план частной службы скорой медицинской помощи может привлечь состоятельных инвесторов и сделать вашу мечту о собственном бизнесе былью», – сообщает один из таких порталов. Казалось бы, все действительно ясно. Целевая аудитория бизнеса – обеспеченные люди, недовольные качеством услуг, предоставляемых государственной «скорой». Вслед за описанием компетенций, которые должен нарастить скоропомощной стартап, и финансового плана, следует категорический вывод, что «несмотря на астрономические суммы затрат», дело это, безусловно, выгодное и окупается оно приблизительно через полтора года.
Примерно в том же ключе мыслил руководитель реанимационного отделения одной из клиник Военно‑медицинской академии им. С.М. Кирова Алексей Гапликов, приступая к созданию компании «Петербургская неотложка». В 2003 году врач нашел партнеров, согласившихся вложить $250 тысяч в проект, окупаемость которого должна была, по его расчетам, составить те самые полтора года. Партнеры закупили три реанимобиля Mercedes, наняли врачей, и уже за первые шесть месяцев работы «Петербургская неотложка» совершила около 2 тысяч выездов к пациентам. Серьезных препятствий в виде избытка конкурентов не встретив. «10 лет назад на питерском рынке коммерческой «скорой» были всего две‑три серьезные службы», – говорит Гапликов. – За это время мы выросли до 12 автомобилей, имеем четыре базы по всему городу, работаем не только в Питере, но и по всей стране, за границу ездим». При этом совладелец «Петербургской неотложки» признает, что оговоренных когда‑то сроков выхода на окупаемость соблюсти не удалось. Более того, рентабельность одной из самых известных петербургских «скорых» стремится к нулю.
Гапликов пеняет на изначальные просчеты: «Тогда был другой рынок, и стоимость услуг другая». В любой коммерческой «скорой» вызовы бывают двух видов – от страховых компаний, которым нужно госпитализировать пациента, прикрепленного по ДМС, и напрямую от частных клиентов. В середине «нулевых», по словам предпринимателя, «Петербургская неотложка» получала 80% прямых и 20% «страховых» обращений. Теперь, вслед за ростом рынка медицинского страхования, эта структура буквально «перевернулась», до 80% загрузки «скорой» обеспечивают вызовы ДМС. Правда, тарифы, по которым со «скорыми» работают страховые компании, в два‑три раза ниже розничной цены услуги.
ДЕЖУРНО И ПО СТРАНЕ
В Москве на СМП специализируются не больше двух десятков компаний, у каждой в среднем по четыре‑пять автомобилей. В расчет не берутся скоропомощные подразделения при частных медцентрах (такие есть, например, в ЕМС и «Медицине»), и совсем уж мелкие компании, оснащенные одним автомобилем.
Игроков на рынке немного, поскольку сама по себе платная скорая помощь – мероприятие нерентабельное, и может существовать только как вспомогательное направление в большой структуре, убежден реаниматолог и бывший врач «скорой» Сергей Рябинин. В середине «нулевых» он создал компанию «Альтмедика», специализирующуюся на оказании медицинской помощи на дому, и лишь пять лет спустя запустил собственную «скорую» как дополнение к основному бизнесу. «Нам было нужно и интересно оказывать полный цикл услуг, – объясняет предприниматель. – Раньше, когда у нас была необходимость в «скорой», мы отдавали вызовы партнерам, профильным компаниям. Но качество их работы нас не всегда устраивало, а найти, кто мог это сделать хорошо, не получилось. Так созрело решение делать это самим».
Сейчас в автопарке «Альтмедика СМП» семь машин, в том числе четыре реанимобиля. Раньше автомобилей было восемь, но один пришлось продать, потому что загрузки не было, объясняет Рябинин. Вызвать линейную или педиатрическую скорую «Альтмедики» в пределах МКАД стоит 4-5 тысяч рублей. Выезд кардиологической или реанимационной бригады обойдется почти вдвое дороже – в 8 тысяч.
По итогам 2013 года выручка скоропомощного подразделения «Альтмедики», по данным СПАРК‑Интерфакс, составила 34,8 млн рублей. «В структуре выручки холдинга скорая помощь занимает значительную долю, но прибыль стремится к нулю», – комментирует Сергей Рябинин, сетуя на невысокую, как и в большинстве медицинских бизнесов, добавленную стоимость услуги. Помимо ФОТ, основные затраты приходятся на закупку расходных материалов, топлива и амортизацию техники. А машины для «скорой» дорогие. Полностью оснащенный автомобиль, соответствующий всем нормативам, в среднем стоит около 4 млн рублей, говорят в профильных компаниях. И задача любого частного оператора – максимально загрузить работой свои автомобили, вне зависимости от количества звонков на диспетчерский пульт – показателя довольно переменчивого. Поэтому у большинства частных «скорых» есть по меньшей мере два дополнительных направления – это транспортировки лежачих больных, в том числе межрегиональные, и медицинское обслуживание мероприятий.
В разделе «новости» на сайте «Альтмедики» регулярно публикуются отчеты о медицинских транспортировках: «17.11.2014. Выполнена перевозка кардиологического больного из Пушкинской больницы в Москву», «11.11.2014. Выполнена перевозка больного с инфарктом миокарда из Балашихи», «10.11.2014. Отчет о реанимационной перевозке больного с отеком легких из Лобни в Москву». В другом разделе сайта объясняется суть предлагаемой услуги: «Перевозим людей, неспособных передвигаться самостоятельно и имеющих противопоказания к продолжительному пребыванию в сидячем положении. Осуществим доставку лежачего больного от койки до койки. Используем только современные, специально оборудованные транспортные средства. Поэтому можем гарантировать комфорт во время поездки, отсутствие тряски». Стоимость услуги, как и в работе «классической» «скорой», варьируется в зависимости от километража и сложности случая. Транспортировка линейной бригадой за 30 км от МКАД будет стоить 10 тысяч рублей, за 75 км – 15 тысяч рублей, свыше 100 км – по договоренности. Например, в июле реанимационная бригада «Альтмедики» на аппарате искусственной вентиляции легких привезла 16‑летнего мальчика, попавшего в ДТП, из Тамбовской области в московскую больницу. В пути следования врачи компании проводили кардиомониторинг и продолжали интенсивную терапию. Общий километраж поездки составил 850 км, стоимость – 56 тысяч рублей.
Частники стремятся в те сегменты, куда по тем или иным причинам не добралась государственная машина, говорят операторы рынка. Там, где нужно перевозить больного из района в район, из города в город, государственные службы не работают, потому что для них это слишком затратно, неудобно и непонятно, объясняет Алексей Гапликов, чья «Петербургская неотложка» занимается еще и санитарными авиаперевозками. «В этом сегменте всегда находится частная служба – компания, которая забирает пациента из больницы, довозит до летного поля, получает разрешение на въезд, договаривается, чтобы в самолете был установлен «кислород», прилетает в точку назначения, привозит в стационар, где уже готовы принять больного, – рассказывает бизнесмен. – Вот всей этой логистики в стране нет – она существует для программы «Время», где показывают, как «эмчеэсовским» бортом везут какого‑нибудь пострадавшего. Но таких случаев каждый день происходят сотни, и МЧС, как правило, не имеет права заниматься такими вещами, поскольку отвечает лишь за чрезвычайные ситуации».
В структуре доходов ООО «Альтмедика‑СМП» на скорую помощь и транспортировку приходится по 40%. Оставшиеся 20% приносят дежурства на мероприятиях – в среднем, за 2,2 тысячи рублей в час. На случай, если кому‑то станет плохо на концерте, митинге или корпоративном футбольном турнире, рядом должны дежурить скоропомощные бригады, нанимать которые обязаны организаторы. При этом вопрос приоритетности направлений для оператора не стоит. «Если есть заказ на дежурство, мы поедем. Неважно, останутся ли у нас машины про запас, для «скорой». Потому что мы коммерческая организация и должны зарабатывать деньги», – уверен Сергей Рябинин. На его рабочем столе – график дежурств на катке. «Это заказ парка «Сокольники», там будем работать всю зиму», – поясняет врач, добавляя, что и в относительно спокойном и предсказуемом сегменте дежурств бизнес не приносит стабильных заработков. «Сейчас кризис, и количество дежурств сократилось, – замечает гендиректор «Альтмедики». – Компании, например, режут бюджеты на корпоративы. Два года назад у нас декабрь и январь были полностью расписаны за месяц – сколько, кто и где дежурит, а сейчас это единичные заявки. Кроме того, нам стало не очень выгодно работать на дежурствах с госзаказчиками – цену, которую они хотят, мы предложить не можем».
ПОВЕДЕНИЕ ВЫЗЫВАЮЩИХ
Главные заказчики негосударственной СМП – это страховые компании, чьи комплексные программы ДМС всегда предлагают опцию вызова «скорой». «Страховые стали пересматривать свои полисы, ограничивать число вызовов СМП и снижать тарифы, – говорит Светлана Крамаренко, гендиректор московской «МЖС Медикал». У компании семь машин, и специализируется она на сложных случаях, требующих реанимационной бригады. По словам Крамаренко, многие операторы, стремясь увеличить объем работы по ДМС, пытаются уменьшить себестоимость вызова, что не лучшим образом отражается на качестве медицинских услуг. Сергей Рябинин соглашается: «Пять лет назад и конкуренция была меньше, и страховые компании хотели видеть в «скорой» качество. Сейчас страховым в основной массе важно одно: чтобы было дешевле. Полная бригада поедет или один фельдшер – не имеет значения».
Между тем услуга востребована, частота обращений – 12% от числа всех застрахованных, у которых в программе указан риск «скорая медицинская помощь», свидетельствуют в СК «РЕСО‑Гарантия».
Как страховая работает со «скорыми»? «Идет обращение застрахованного на наш медицинский пульт, при необходимости вызов с пульта передается оператору СМП, а потом провайдер «скорой» присылает нам счет за обслуженный вызов, – рисует схему руководитель управления по взаимодействию с партнерами и медицинской экспертизой СК «АльфаСтрахование» Дмитрий Пискунов. – Мы работаем со всеми крупными частными службами СМП, отбор компаний проводится на основании ряда критериев. В автопарке должно быть от 10 машин, время доезда – составлять 20 минут, должны работать педиатрические и реанимационные бригады. Естественно, основной критерий – соотношение «цена – качество». «АльфаСтрахование» платит «скорым» от 2,7 тысячи рублей за выезд в пределах МКАД. «Условия различны, обычно оговариваются скидки под объем, есть варианты с минимальным количеством вызовов по установленным ценам, были авансовые программы», – добавляет Пискунов. В СК «Согласие», которая организует примерно 200 вызовов в месяц, средняя стоимость услуги в Москве и Санкт‑Петербурге составляет примерно 4 тысячи рублей. В «РЕСО‑Гарантии» говорят, что в месяц осуществляют около полутора тысяч выездов «скорой» по Москве, и стоят они от 2,5 до 5 тысяч рублей.
Дать более точные сведения о своих тарифах страховые действительно не могут. Дело в том, что вопрос цены за один и тот же вызов с каждой компанией решается в индивидуальном порядке. «Стоимость зависит от наглости и личных договоренностей», – формулирует политику ценообразования Сергей Рябинин. По его словам, средняя стоимость вызова по ДМС в пределах МКАД составляет 2,8–3 тысячи рублей.
«Когда мы выходим на тендер, на страховую компанию, мы в любом случае играем на понижение, – объясняет гендиректор и основатель компании Liberta Medica Роман Фишкин. – Мы заранее понимаем объем их вызовов, а они знают наши возможности – большой автопарк, качественные бригады, маленький процент отказа. И мы даем цену. Но кто‑то может прийти и предложить на 100 рублей дешевле. Соответственно, взвешиваются все эти факторы. Ситуация исключительно тендерная». С середины «нулевых» Liberta Medica развивает сервис по организации индивидуального медицинского обслуживания (о бизнесе Романа Фишкина читайте в VADEMECUM #21 от 7 июля 2014 года). В стремлении полностью контролировать процесс лечения своих клиентов «медицинские консьержи» берут на себя транспортировку и госпитализацию пациента. Так, со временем Liberta Medica приросла собственной «скорой», распоряжающейся 14 автомобилями. «Насколько этот бизнес востребован, ровно столько у меня и машин, – комментирует руководитель компании. – Не проблема купить еще 40 или 300, проблема в том, чтобы загрузить их работой». На правах бывалого, Роман Фишкин делится секретами взаимоотношений со страховыми компаниями: «У каждого страховщика есть ТОП5 компаний, с которыми они работают. В нем всегда есть лидер – компания, которой они дают самый большой объем. Задача «скорой» – присутствовать в такой «пятерке» у как можно большего количества страховых. Безусловно, важна имиджевая составляющая. С «Росгосстрахом», допустим, я больше зарабатываю на перевозках самолетом, но при этом, чтобы они понимали наш уровень, мы должны быть первыми и по «классической» «скорой». Особо важный момент – процент отказов. Вам из диспетчерской звонят, вы говорите: не можем, все на выезде. Один отказ. Звонят опять – второй отказ. Потом они думают: «Елки‑палки, а чего же вы такие убогие? Вам чего ни дай, вы все отказываетесь». Значит, важно уметь рассчитывать свои силы».
Как раз этого многие провайдеры и не умеют. Проблема отказов от вызовов действительно существует, особенно в пиковые периоды заболеваний – зимой и осенью, подтверждает замначальника управления медицинского страхования СК «РЕСО‑Гарантия» Наталья Полетаева. Из‑за ограниченности парка машин провайдеры порой вынуждены отказывать заказчикам, а еще чаще – признавать, что не могут оперативно добраться до пациента. И это несмотря на то, что страховые, распределяя заказы, стараются учитывать дислокацию подстанций. У «РЕСО‑Гарантии» заключены договоры более чем с 10 СМП‑службами Москвы. При этом основной поток обращений – до 90% – передается в компанию «Инпромед», аффилированную с «РЕСО». «Когда поступает вызов, мы в первую очередь запрашиваем «Инпромед», – выстраивает последовательность Полетаева. – В случае если у них свободных машин нет, запрашиваем еще одну‑две компании, в зависимости от срочности и тяжести. Идет отбивка – могут ли они предоставить нужную машину и как скоро. Иногда, в крайнем случае, передаем вызов в ССиНМП им. А.С. Пучкова. Если и они не могут выделить свою коммерческую «скорую», то на срочные вызовы отправляют обычную линейную бригаду. Такое очень редко, но происходит. Потому что первая задача – это все‑таки оказать помощь».
Столичная станция предоставляет платные услуги с весны 2013 года, выделив под этот проект пять бригад. Помимо оказания медпомощи по договорам ДМС, в перечень коммерческих услуг входит стандартный набор негосударственной «скорой» – транспортировка больных и дежурства на мероприятиях. 3 декабря, выступая на заседании Общественной палаты Москвы, глава ССиНМП им. А.С. Пучкова Николай Плавунов упомянул о том, что сегодня оснащение государственных «скорых» «даже лучше, чем коммерческих».
«Мы ими очень довольны, – говорит Наталья Полетаева о городской станции, договор с которой «РЕСО» заключила этим летом. – Для городской «скорой» норма доезда – 15 минут. К сожалению, независимые операторы такой скоростью не обладают. И время доезда у коммерческой «скорой» не лимитировано, и никаких приказов на этот счет нет». Впрочем, несмотря на очевидный гандикап, городская «скорая» пока лишь присматривается к завоеванию платного рынка. В той же «РЕСО‑Гарантии» в один из осенних месяцев 2014 года ССиНМП им. А.С. Пучкова обслужила всего 54 вызова, в то время как «Инпромед» – 1,3 тысячи.
ПОЗВОНИТЕ «РОДИТЕЛЯМ»
«Скорая», входящая в структуру страховой компании и потому обеспеченная загрузкой, тоже нуждается в чутком управлении. Реаниматолог Константин Лашков возглавляет скоропомощную службу принадлежащей «Ингосстраху» медицинской сети «Будь здоров». И 97% вызовов бригады «дочки» получают от материнской компании. Структуру, которой руководит Лашков, можно отнести к пионерам коммерческого рынка СМП: она была учреждена «Ингосстрахом» в 1992 году и называлась тогда «ТИМ Ассистанс». «Скорые» с самого начала вставали под работу с ДМС, – рассказывает Лашков. – Рынок добровольного страхования тогда бурно развивался, корпоративные клиенты активно покупали полисы ДМС, в том числе для сотрудников, приехавших из провинции с региональными полисами ОМС, которые не обеспечивали госпитализации в Москве».
Кадровую основу «ТИМ Ассистанс» составляли сотрудники Четвертого, «кремлевского», управления Минздрава. В перерывах между обслуживанием высокопоставленных лиц и их семей врачи подрабатывали на коммерческой «скорой». «В структурах Четвертого управления умели работать с привилегированным сегментом. Например, у нас в «ТИМе» был человек, который когда‑то занимался оказанием помощи знаменитому Маресьеву», – гордится Лашков. Сейчас в СМП «Будь здоров» заняты шесть, а в «сезон» – и все восемь бригад, притом что 100 тысяч проданных «Ингосстрахом» медицинских полисов предусматривают СМП‑услугу. И необходимость передачи вызовов другим провайдерам периодически возникает.
«Все говорят, что «скорая» нерентабельна, и я не скажу, что от меня требуется прибыль, но мое руководство предлагает: сколько зарабатываешь, столько и ешь. Естественно, при соблюдении этого принципа должно соблюдаться и законодательство, и поддерживаться качественный уровень медуслуг», – говорит Лашков. И пытается объяснить, как ему удается «выходить в ноль» без потери качества.
Работу «скорой», хором жалуются участники рынка, просчитать нельзя – количество вызовов предугадать невозможно. Периодически такая непредсказуемость приводит к простоям и, значит, издержкам. Или, наоборот, к ситуациям, когда свободных машин нет и компании приходится отказываться от выезда на вызов, что приводит не только к финансовым, но и к репутационным потерям. Высший пилотаж в «скорой» – предугадывать трафик и варьировать количество бригад, призываемых на дежурство. Говорят, что Лашков – один из немногих, у кого это получается. «Погрешность моих расчетов составляет 5% в месяц», – утверждает сам предсказатель. И добавляет с уверенностью: «В декабре у нас будет порядка 1,2 тысячи вызовов».
По его же расчетам, содержание бригады СМП в сутки стоит в среднем 45 тысяч рублей. С такой калькуляцией согласно большинство участников рынка. «Сравните это со средней стоимостью вызова – около 4 тысяч рублей. И когда мне рассказывают, что есть «скорые», которые за 2,8 тысячи делают этот вызов, я понимаю, что они либо ездят на «газелях», либо экономят на врачах», – резюмирует Лашков.
ВПЕРЕД, В АРХАНГЕЛЬСК
Кроме гадания на интенсивности вызовов, частникам остается следить за самочувствием главного игрока рынка – государственной СМП. «Частная скорая помощь в Москве однозначно переживала всплески активности тогда, когда возникали проблемы у городской службы, когда не хватало персонала, – отмечает Светлана Крамаренко. – Последний всплеск был где‑то в 2004‑2005 годах. Сейчас на городской «скорой» хватает персонала. Если сократят – опять возникнет ощущение дефицита. Пока рынок СМП‑услуг в Москве перегружен, и ниш свободных на нем не осталось».
Такое положение дел заставляет московских операторов обратить взгляд в регионы, и государственно‑частное партнерство с ними. В конце лета Роман Фишкин, например, летал в Махачкалу. «У них нехватка машин скорой помощи порядка 30%, – делится впечатлениями предприниматель. – Соответственно, время доезда дольше. Когда мы смотрим сводку федерального Минздрава – у нас все везде вовремя, по всем регионам одинаково хорошие показатели. Когда общаешься с людьми на местах, слышим: «Ребята, мы готовы, делайте мы отдадим вам подряды». По мнению Фишкина, активное вовлечение частных «скорых» в проекты ГЧП начнется уже в ближайшие два‑три года. Впрочем, стратегически конкурировать с государственной службой в нынешних условиях бессмысленно, признает Фишкин: «В Испании вся emergency находится в руках трех‑четырех независимых компаний с огромными автопарками. Любой испанец, который отравился или пострадал на корриде, обращается к ним. У нас ситуация противоположная, 99% рынка – это государство».
В октябре первая негосударственная служба «скорой» появилась в Архангельске. Наверное, этот проект можно отнести к ГЧП, поскольку инвестором проекта выступил бизнесмен Михаил Авалиани, занимающий одновременно пост зампредседателя комитета Архангельского областного Заксобрания по здравоохранению. «Я медик, и для меня это крик души – для меня важно, чтобы в городе была «скорая», – объясняет VADEMECUM логику своих инвестиций депутат, вложивший в проект около 20 млн рублей. – У нас монополия государственной «скорой», и, чтобы повысить качество работы, я создал альтернативную частную службу». Компания называется «Шанс», и в ней пока три бригады. В следующем году служба Авалиани намерена «окунуться» в ОМС, чтобы гарантированно загрузить свои бригады вызовами. Тарифы программы не учитывают амортизации автомобилей и оборудования и должны быть, по крайней мере, в два раза выше, признает Авалиани: «Над сроком окупаемости я стараюсь не думать, чтобы не расстраиваться».
Текст: Кирилл Седов
Подробнее:http://vademec.ru/
Slava
|
На днях читал в оригинале. Все верно. Но дураков, считающих что на машине с "люстрой" можно что-то заработать гораздо больше. Умных статей они не читают, все больше в соцсетях кости перемывают "проклятым" частникам. |
Гриф21
|
Вот блин, они что, думают там боги трудятся? Теже доктора с "города", На п/с сменились и на подработку, денег, много не бывает. Правда, есть отдельная категория " врачей" , сертификат есть, а что с пациентом спрашивают у фельдшера. |