Мы сложили два минуса и получили один плюс
«ВСЕ РАСЧЕТЫ ПОКАЗЫВАЛИ, ЧТО «СКОРАЯ» УБЫТОЧНА»
– Сейчас «МедЭП» представляет собой сеть медцентров, при которой есть служба скорой помощи, хотя начинали вы с партнерами именно со «скорой». Предполагали, что она будет основным и самодостаточным бизнесом?
– Я вам объясню. Друзья у меня с юности, со времен КСП – врачи из Второго меда. В 90‑е годы, когда люди остались без куска хлеба, они начали уходить из медицины – при этом это были ребята со степенями, с собственными методиками лечения. И вот наступил момент, когда надо было помогать им что‑то в медицине сделать. А сам я, вообще‑то, инженер – руководил производством на Московском шелковом комбинате им. Свердлова. Потом в Афганистане поднимал промышленность, на Кубе работал советником директора фабрики. Вернулся оттуда в 1991 году и поехал в Узбекистан строить овощеперерабатывающий завод по производству томатной пасты в одном из первых советско‑американских СП. Затем стал заниматься строительным бизнесом, потом перешел в медицину.
C чего начинать медицинский бизнес? Нужны же средства, а их никто не давал. Была идея заработать на фарме, потому что рынок стоял пустой, аптеки были «голые». Мы занимались мелким оптом – брали кредит, закупали партию товара у дистрибьюторов, делали свои наценки и снабжали аптеки, они продавали и возвращали нам «дельту». Когда пошли какие‑то деньги – мы решили открыть «скорую».
– Почему именно «скорую»?
– Главврач поликлиники, где Владимир Федорович [Владимир Трифонов – партнер Райтмана и совладелец «МедЭП». – VADEMECUM] работал врачом помощи на дому, мечтал о «скорой». Он сказал, что сам финансово это не поднимет, и предоставил аренду помещения на льготных условиях – первое время мы за нее платили буквально копейки.
Только тогда мы стали изучать, во что, собственно, ввязываемся. Сначала хотели купить списанную машину. Потом нам объяснили, что старые брать нельзя, потому что «скорая» не должна ломаться. Это, собственно, первое правило. Запчасти, например, нужно менять «с опережением», даже если они еще не вышли из строя. Мы взяли кредит, купили маленькую КIA Besta и огромный Ford Transit – всего около $60 тысяч они стоили – вместе с оснащением. Нам нужны были обязательно две машины, потому что хотя бы одна из них должна быть в резерве. Наняли врача, фельдшера, водителя, диспетчера. На подстраховке работали мы с Володей: я – водитель, он – врач. С утра до ночи сидели на работе и, если был второй вызов, выезжали.
Все расчеты показывали, что «скорая» убыточна, особенно если включить риски по вызываемости: вызовы могут быть, а может не быть. Все зависит от погоды. Второе – мы прекрасно понимали, что рынка не знаем. Частных «скорых» в Москве было две или три, у каждой – по две‑три бригады. И мы не знали, будут ли нас «покупать» с одной‑то полноценной бригадой. За первый месяц заработали 15 тысяч, имея долг в 30 тысяч. И я понял, что через два месяца работы мы будем должны уже 45 тысяч, потому что перспектив никаких нет.
– Но проект заработал все‑таки?
– Я думал месяца два, потому что мы должны были как‑то вырулить. И мы вырулили!
Володя был личным врачом у наших партнеров – фирмы «Гема» [созданная в 1992 году компания специализировалась на продаже легковых автомобилей, сегодня она – крупный автотранспортный холдинг. – VADEMECUM]. Он работал с их семьями, устраивал в больницы. И мы поняли, что этот вид деятельности – отвезти к хорошему профессору, помочь попасть в больницу, проконтролировать лечение – пользуется спросом. Я узнал, что в «кремлевской медицине», в структурах Четвертого управления Минздрава, работала похожая схема «спецобслуживания» – патронаж личного врача, прикрепленного к пациенту. Услуга называлась, кажется, «курирование».
Мы узнали, какие у них цены, и обалдели – оказалось, что Володя тем же самым занимается за копейки. И наша идея была проста – мы пригласили всех врачей из отделения «помощь на дому», человек шесть из поликлиники, на базе которой мы открывали «скорую», и начали продвигать услугу «личный врач».
Договорились со своими врачами, что если вызывают на дом, то можно выезжать на «скорой». Плюс это реклама была все‑таки. Проезд по Москве на красивом огромном автомобиле с надписью «МедЭП» – наверное, это производило впечатление.
– А как «МедЭП» расшифровывается?
– Медицинская экстренная помощь. Специально по‑«совковому» назвались, чтобы было предельно ясно.
– Кто в то время были вашими клиентами и заказывали частную «скорую»?
–В основном, как и сейчас, это клиенты страховых компаний. Сами звонят те, кто тебя знает, но это редкость. Вот человек видит телефон частной «скорой», но он никогда его не запишет, никогда не подумает, что ему это понадобится. Мы везде рекламировались, печатались в «Желтых страницах», визитки оставляли, но это почти не давало эффекта. Потому что в основном это работа на страховой рынок.
Что касается «личного врача», прикрепление тогда у нас стоило $1 300 в год – это была приличная сумма, но в нее входило все. Сначала это была только богатая публика, а потом стало демократичнее. Был период, когда у нас дальнобойщики стали активно обслуживаться – они при деньгах были. Если кто‑то застрял на границе, на таможне, а здесь у него жена с ребенком, например. Они прикреплялись к нам.
Мы мучились первые несколько месяцев – ничего себе не брали, хватало только, чтобы зарплату раздать. А потом дело пошло.
– Итак, ваша идея была в том, что вы включили в подстраховку к «скорой» услугу «личный врач». Все равно не совсем понятно, как это вам помогло.
– Дело в том, что «служба личного врача» тоже была минусовая – по всем расчетам, на ней нельзя было заработать. Но мы сложили два минуса и получили плюс. Это уникальная история. Транспорт – основная статья наших расходов в тот период, за машины нужно было кредиты отдавать. Их надо было постоянно эксплуатировать, чтобы как‑то окупить. И для личного медобслуживания тоже нужны были машины, в итоге мы, по сути, объединили две убыточные службы. Да, это неправильно, что автомобили «скорой» у нас на первых порах развозили личных врачей, но другого выхода не было.
И сейчас основной вид нашей деятельности – «личный врач» для взрослых и детей. Машин 30 у нас ежедневно уходят для обслуживания на дому – это личные врачи на машинах. Рост компании обеспечило именно это направление. И потом получилось так, что 90% мы зарабатывали на «личном враче» и только 10% – на «скорой». Иногда «скорая» вообще ничего не приносила. Как сейчас, например.
«В ГОРОДСКОЙ «СКОРОЙ» ЗАРПЛАТЫ БЕШЕНЫЕ»
– Что сейчас представляет собой ваша служба «скорой» и почему вы от нее так и не отказались?
– Сейчас у нас 10 машин, но реально работают семь бригад, все остальное – резерв. И при этом мы убыточны, за 10 месяцев этого года на «скорой» мы потеряли 5 млн рублей. Когда‑то, лет 10 назад, были один‑два года, когда мы что‑то заработали. Мы эти деньги пустили в развитие, расширились чуть‑чуть. А в основном это убыточно. Если мы заработали 5% прибыли за год – то это не прибыль. Прибыли никогда не было хотя бы на уровне инфляции. «Скорая» убыточна априори.
В «скорой» же как – произошла авария, пока страховая разберется, месяцы пройдут. А машина с линии сошла, бригада без дела сидит, «приходов» нет, а затраты идут. Главная проблема – рассчитать количество вызовов на «скорой» невозможно, и с годами мы в этом убедились. Найти оптимальное количество машин сложно. Но чем больше машин – тем больше проблем. Потому что если они не на вызове, все равно требуют денег. Для нас и наших коллег не проблема взять еще 200 машин, охватить всю Москву, но никто этого почему‑то не делает.
Но «скорая» необходима нам, потому что мы обслуживаем своих пациентов по системе «личный врач» и здесь стремимся к совершенству. «Скорая» стала неотъемлемой частью нашего обслуживания, потому что как бы ты хорошо ни лечил человека, основная помощь ему требуется, когда ему плохо. И в этой связи возникала еще одна проблема – мы поняли, что далеко не все вызовы можем обслуживать. Мне объяснили, что надо делать реанимационную и кардиологическую бригады. Взяли лучших врачей из московской «скорой» и вышли на рынок кардиологических проблем. То есть мы могли любые вопросы решать. И это еще не все. Нам же нужно было детей обслуживать. И мы брали кардиологов, но с компетенциями в педиатрии – это люди, которые могли делать все. Поштучно их собирали – тогда выбор был большой. Поэтому мы сразу стали лучшей «скорой» – могли оказать лучшую скорую помощь. Именно поэтому нас знают и помнят именно как «скорую». У нас работала элита городской службы.
– Есть какая‑то зависимость рынка частников от состояния городской службы «скорой»?
– В принципе, нет, поскольку у нас разные рынки, и мы – не конкуренты городской «скорой». Когда возникала идея отдать всю «скорую» в частные руки, я всегда был против. Сейчас себестоимость вызова городской «скорой» порядка 7 тысяч рублей, притом что они не платят за площади, у них льготы. А у нас стоимость вызова – 5 тысяч. Это несопоставимые цифры: у них себестоимость услуги гораздо выше, чем у нас, они должны лучше работать.
В городской «скорой» зарплаты бешеные, почему мы и «просели» сейчас все. Первый обвал случился лет пять – семь назад, был резкий рост зарплат на городской станции. Когда‑то мы выбирали врачей, сейчас врачи выбирают нас. Из‑за низких расценок страховых компаний (а у нас рынок в основном страховой), мы не можем врачам платить такие же зарплаты, как в городской скорой помощи – это просто нереально.
Сейчас реаниматолог со стажем получает около 150 тысяч – я не беру в расчет молодых специалистов. У частников – почти в три раза меньше. Зарплата сумасшедшая – обратите внимание, машина городской «скорой» останавливается у «Азбуки вкуса», чтобы продукты купить, а раньше у «Копейки» парковалась.
«НА СТРАХОВЩИКОВ НАДЕЖДЫ МАЛО»
– Представители рынка СМП жалуются на ценовую политику страховых компаний – якобы раньше они были заинтересованы в качестве медпомощи, а сейчас – в низких тарифах, которые начинаются от 2–2,5 тысячи рублей за вызов. При этом у вашей компании вызов бригады стоит от 5 тысяч. Сколько вам заплатит за такой же вызов страховая?
– Ну, примерно столько же – 5 тысяч или чуть меньше, 2 тысячи рублей стоит фельдшерская бригада на дешевой машине. Я объясню: никогда страховые компании не были заинтересованы в качестве. Это ведь прежде всего финансовые компании. В основном у них застрахован корпоративный контингент, в нем есть ВИП‑сегмент. Вот когда обращаются «ВИПы» – президент компании или жена главбуха – тогда вызывают те «скорые», у кого хорошо, но дорого. И платят любые деньги. Мне один вице‑президент страховой объяснил: «Понимаешь, нас совершенно не волнует, как оказаны услуги, если речь не про «ВИПов» идет. А остальных – ну, обслужат кого‑нибудь плохо, напишет он жалобу. Но компания из‑за этого все равно не открепится». Потому что руководству компании, которая застрахована, качество тоже неважно, на самом деле они тоже заинтересованы в экономии.
На страховщиков надежды мало, поэтому мы находим другие пути заработка. Что выгодного здесь? Есть перевозки лежачих больных и медицинское сопровождение – спортивных соревнований, концертов или когда кино снимают. Да, ты за час работы на мероприятии берешь в два раза меньше, чем за вызов, – где‑то 2 тысячи рублей в среднем. Это смешные деньги, но за восемь часов ты зарабатываешь уже 16 тысяч. Я не уверен, что у той же бригады за это время будет четыре вызова, и предугадать нельзя. Риски большие. Хорошая погода – машины стоят. И, наоборот, когда плохая погода, магнитные бури – вызовов очень много, так что мы со всеми не успеваем справиться, передаем коллегам. Прошлый год был жуткий совершенно – погода сухая, насморков нет, вызовов тоже. Вот это плохо – непредсказуемость. Работу бригады по перевозке можно спланировать: она день работает, день отдыхает. Значит, один день вы и водителю не платите, и на бензин не тратитесь. А здесь – вы водите машины на дежурство, какая бы погода ни стояла.
– Можно ли констатировать падение спроса на услуги «скорой»?
– Спрос скачет постоянно, но этот год определенно хуже, чем предыдущий. У нас, например, падение на 20% по вызовам. Раньше мы в таком случае использовали всякие экономические уловки – в частности, выводили «полусуточные» бригады, которые только 12 часов работают. Но из‑за того, что «в городе» все слишком хорошо с зарплатами, персонал на полсуток не идет – невыгодно.
Всегда ищешь золотую середину, пытаешься предугадать момент, когда можно убрать машины и вызовов не будет. Мы, например, знаем, что перед Новым годом и 1 января почти не будет звонков. Но в целом на год вперед предсказать невозможно. Нужно все время иметь лишние бригады. Из‑за всех этих причин у нас нет задачи заработать на «скорой». Задача – выйти в ноль.
Текст: Кирилл Седов
Подробнее:http://vademec.ru/
Арбит
|
"Договорились со своими врачами, что если вызывают на дом, то можно выезжать на «скорой». " Даа.. если уж "хапуги от ..." признают, что используют "КОМскорую" вместо такси, и их реанимобиль с маяками и сиренами разгоняя всех и вся просто "везет врача на сопли дочери замглавы "крутого банка" то ... Перекидываем ссылу в "органы" для лишения лицензии ? Данная компания всегда внушала " ", но после статьи просто плеваться хочется. |
Slava
| ||||
Да бросьте. Лучше вспомните тот приказ, по которому весь "город" с "люстрами" катается,
| ||||