Просят помощи. Почему «скорые» не успевают к больным?
27 представлений, 15 дел об административных правонарушениях, 5 исковых заявлений в суд — таков итог масштабной проверки «скорых». Основанием для нее послужило ЧП в Гусь-Хрустальном, когда на вызов школьников скорая отказалась ехать к истекающей кровью женщине, посчитав детский звонок шуткой.
Не по нормативу
Нарушения законодательства об оказании гражданам скорой медицинской помощи были выявлены во всех районах области. Основное — медики не укладываются в отведенный 20-ти минутный интервал и опаздывают на вызов. А если и успевают, то приезжают не в полном составе. Согласно приказу Минздрава, в бригаде должны быть 2 фельдшера, санитар и водитель. На деле это требование соблюдается далеко не везде.
В Селивановской ЦРБ в состав каждой фельдшерской бригады включены только 2 должности: фельдшер и водитель. В штате выездных бригад Мстеры, Никологор, Степанцева отсутствуют санитары.
Практически во всех районах области не соблюдались требования к укомплектованности медицинских укладок. А в Муроме в ходе проверки обнаружены просроченные медикаменты.
Зашкаливает и изношенность автопарка. У 166 из 254 санитарных автомобилей скорой медицинской помощи Владимирской области истек нормативный срок эксплуатации. Подлежат списанию 29 автомобилей, состоящих на балансе «Станции скорой медицинской помощи города Владимира». Стопроцентный износ зафиксирован в Ковровской и Селивановской службах. А транспортные средства, оказывающие скорую помощь населению Суздальского района, выпускаются на линию с техническими неисправностями. Словом, ситуация в скорых региона такова, что в пору включать SOS.
Однако в прокуратуре подчеркивают: в большей степени вина лежит на органах местного самоуправления, когда служба финансировалась по остаточному принципу. Появилась надежда, что с переходом службы в подчинение к области, накопившиеся проблемы будут решаться быстрее.
Слияние и поглощение
Основной поток жалоб в работе скорой помощи всегда был на задержку. Недавно жительница Владимира получила серьезную бытовую травму. Ее родственники набрали заветный номер 03 в 19 часов, фельдшер приехала лишь в 21 час. А на вопрос, почему так долго, ответила: «Много вызовов, в первую очередь едем к детям».
Но и маленькие пациенты ждут врачей по полтора часа. Еще прошлой осенью во Владимире работали две отдельные службы скорой помощи — детская и взрослая. Исторически сложилось, что с 1978 года более 50 тысяч детей областного центра обслуживали 6-7 специализированных бригад, работающих при детской клинической больнице.
Приказом департамента здравоохранения с 1 января этого года их объединили. Чиновники уверяли: в результате реформы ни машин, ни медиков меньше не станет. Однако в итоге смены заступают на дежурство без педиатров, а на вызовы к грудничкам мчатся обычные фельдшеры.
Директор департамента здравоохранения Владимир Безруков приводит на этот счет свои аргументы.
- При переводе скорой помощи в систему ОМС одним из условий являлось объединение, — поясняет он. — Владимир — единственный город, где детская и взрослая скорая были раздельными. И при ликвидации одного учреждения у нас не было другого пути — только через увольнение людей. А не пришли они потому, что это очень тяжелый участок работы, очень большая ответственность и нагрузка.
По нормам самая отдаленная точка должна находиться в 20 минутах доступности от скорой. До целого ряда микрорайонов Владимира даже при самых благоприятных условиях машина доезжает за 40-60 минут. Решение проблемы — строительство подстанции в юго-западном районе. Разговор об этом идет уже много лет. И вот, наконец, лед тронулся.
Городские власти отвели под ее строительство землю, выделили средства на проектно-сметную документацию, заложили в бюджете 20 миллионов. Но с прошлого года муниципальные учреждения здравоохранения перешли в подчинение департамента здравоохранения. И дело застопорилось.
Не по адресу
Набрав 03, чаще всего услышите однотипный ответ: «Приедут, ждите, вызовов очень много». При этом специалисты уверяют, что большинство звонящих обращаются не по адресу.
- Людей надо учить, как вызывать скорую, — сетуют сотрудницы диспетчерской службы. — Как минимум 60 процентов вызовов идут к нам не по адресу.
- У нас до 65 процентов вызовов относятся к неотложке, — уверен Анатолий Мелкомуков, много лет проработавший главным врачом станции скорой помощи Владимира. — И это настолько засоряет работу, что мы вовремя не оказываем помощь больным, нуждающимся в ней немедленно.
Поясним: скорая помощь должна оказываться при возникновении угрозы жизни, неотложная — при внезапных острых заболеваниях и состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента.
Все это весьма накладно. Один вызов скорой помощи в системе ОМС во Владимирской области стоит 1571 рубль 27 копеек. При сложившихся обстоятельствах большая часть государственных средств будет потрачена не по назначению.
По мнению Анатолия Мелкомукова, сразу разделить скорую и неотложную помощь невозможно. Сначала нужно создать при каждой поликлинике 2-3 круглосуточные бригады из врача и фельдшера, которые будут получать информацию из диспетчерской скорой. А на втором этапе выделить отдельные телефонные номера неотложки в поликлиниках и постепенно приучать людей к этой системе.
- Очень много вызовов, связанных с атеросклерозом головного мозга у пожилых, — рассказывает Владимир Безруков. — С такими проблемами надо обращаться в участковые поликлиники. Но если пациент не попал на прием к специалисту, рассчитывает на скорую.
Но вал звонков не уменьшается.
Предел возможного
На территории региона ежесуточно работает 119 бригад скорой помощи, это на 25 меньше норматива. Наиболее тяжелая ситуация сложилась во Владимире. По нормативу — одна бригада на 10 тысяч населения — городу необходимо иметь 36 бригад. Сегодня здесь работают 16-17, в два раза меньше. В среднем на одну бригаду приходится по 30 вызовов за сутки. Не так давно был установлен рекорд — 42 вызова за смену. При таких огромных нагрузках трудно не только качественно обслужить пациентов, но и самим выжить. Ни для кого не секрет, что после смены молодые фельдшерицы падают в обморок. Несмотря на то, что в прошлом году зарплата врача «скорой» составляла 30-35 тысяч рублей, а фельдшера — 20 тысяч, при средней по региону в 18 тысяч, острота проблемы не снята.
В прошлом году во Владимирскую область приехали более 60 специалистов из других регионов. Каждому прибывшему на работу врачу выплачивается по 100 тысяч рублей подъемных из областного бюджета, а с этого года до 8 тысяч будет компенсироваться найм жилья. Но, видимо, и этих мер недостаточно.
Светлана Биткина, «Российская газета»- 07.03.2013
array_merge(): Argument #1 must be of type array, null given