Скорая на тот свет
Ничего подобного в Питере никогда раньше не случалось. Можно списать эти катастрофы на закон парных случаев, можно на злой рок. Но водители неотложек считают, что беспредел, творящийся на дорогах, просто дошел до своего пика. Рано или поздно, но это случилось бы, убеждены они.
Экстремальная профессия
Авария на улице Типанова произошла ночью 7 февраля. Скорая помощь везла в больницу женщину с инфарктом. Были включены и сирена, и проблесковый маячок. Водитель неотложки, надеясь, что его пропустят, выехал прямо на красный свет. В ту же секунду «Хендай» ударил в подножку скорой помощи, буквально поднырнув под нее. «Газель» дважды перевернулась в воздухе и упала на крышу, проехав по асфальту десять метров. Сила удара была такова, что, если бы не бордюрный камень, скорая пролетела бы дальше — к жилым домам. Водитель Виктор Жаворонков погиб на месте, двухтонная машина придавила его своим весом. При падении получили тяжелейшие травмы врач Андрей Койстрик, фельдшер Александр Соловьев и 75-летняя пациентка. Шансов выжить у них почти не было. Ремни безопасности в скорой есть, но ими никто не пользуется. Конструкция салона такова, что, пристегнись врач ремнем, он не сможет даже обернуться к больному, не то что оказать ему первую помощь. Поэтому каждая поездка с включенной сиреной превращается в маленькое экстремальное путешествие — нередко по салону летают громоздкие носилки и кислородные баллоны. Как мрачно шутят водители, «ездим на летающих гробах». В аварии на улице Типанова скорая похоронила трех человек.
Уже в больнице скончалась старушка-пациентка. 32-летний фельдшер Александр Соловьев пять суток находился в коме. Но спасти его не удалось. У него остались мама, жена и маленький ребенок. По фатальному стечению обстоятельств авария произошла прямо напротив дома Александра. Удар двух столкнувшихся машин слышали его родные…
В этой аварии выжил только 25-летний Андрей Койстрик. Несмотря на травмы, он еще пытался вытащить людей из салона. Из скорой растеклось машинное масло, была опасность взрыва кислородного баллона.
— Талантливый врач, — говорит про него Даниил Пази, замглавного врача по скорой медицинской помощи поликлиники № 51. — Закончил Военно-медицинскую академию. Потом служил на Дальнем Востоке.
Андрею предстоит еще долгая психологическая реабилитация. Молодой доктор после перенесенного стресса боится ездить на скорой.
…На похороны водителя Жаворонкова и фельдшера Соловьева деньги собирали всем миром. В холле 51-й поликлиники до сих пор висит траурное объявление о гибели сотрудников неотложки с просьбой поддержать осиротевшие семьи. Деньги несут простые пациенты.
— Существуют якобы какие-то государственные гарантии при травмировании и потере трудоспособности сотрудников скорой помощи, которые должны устанавливать городские власти. Но я их так и не видел, — говорит Константин Василенко, заведующий отделением скорой медицинской помощи городской поликлиники № 17. — У нас нет медицинской страховки. Если мы попадаем в ДТП, то не получаем никакой денежной компенсации.
Кто главнее на дороге?
Кто виноват в этой аварии, сейчас разбирается Следственный отдел по расследованию дорожно-транспортных происшествий. Уголовное дело, возбужденное в отношении водителя неотложки, закрыли в связи с его гибелью. Но даже мертвый — он под подозрением. Не исключено, что вину за случившуюся трагедию «повесят» именно на него.
— Во всем мире существует одно непреложное правило: если скорая включила спецсигналы — уступи ей дорогу, — говорит Сергей Бронзов, водитель скорой помощи. — А у нас правила дурацкие. Мне должны уступить дорогу, но я должен убедиться в том, что меня пропускают. Поэтому, если произошло ДТП, как правило, виноватым признают водителя скорой.
В нашей стране правила дорожного движения написаны так, что трактовать их можно в зависимости от того, как настроен инспектор ГИБДД или тот же следователь. А представить виноватым в ДТП водителя неотложки можно легко, сославшись на пункт 3.1 ПДД, в котором говорится следующее: «Водители транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета, выполняя неотложные служебные задания, могут отступать от требований пунктов правил при условии обеспечения безопасности движения».
— Как это понимать? То есть я могу нарушить правила, но в тоже время я должен их соблюдать? — недоумевает Валерий Шевяков, начальник отдела по безопасности питерской автобазы скорой и неотложной помощи. — Мы с этим пунктом боремся во всех инстанциях, посылаем письма в Законодательное собрание и Госдуму, чтобы этот пункт наконец привели в соответствие с европейскими требованиями. Но все безрезультатно.
Погибший водитель Жаворонков, кстати, бывший гаишник. Ушел из ГИБДД по выслуге лет. Устроился в неотложку. Но проработал здесь недолго — около трех лет… По словам коллег, Жаворонков не был лихачом, и в той своей последней поездке он ехал со скоростью 60 километров в час. Машина была перегружена, и, чтобы не растрясти тяжелобольную пациентку, водитель держал небольшую скорость. А вот «Хендай», по словам очевидцев, несся по улице Типанова в сторону Московского проспекта на большой скорости. В противном случае скорая «не взлетела» бы так легко в воздух. Не заметить неотложку, не услышать сирену на пустом широком перекрестке — невозможно. Нужно быть глухим или слепым, чтобы врезаться в нее на полном ходу.
Водитель «Хендая» 38-летний Леонид Моисеенко, протаранив карету скорой помощи, отделался несколькими ушибами. Он даже отказался от госпитализации в НИИ скорой помощи, куда его привезли сразу после автокатастрофы. Почти сразу уехал домой.
— Но мы успели настоять на том, чтобы у него взяли анализ на содержание алкоголя в крови, говорят, от него пахло спиртным, — рассказывает Виктор Чернокоз, замдиректора по эксплуатации и движения автобазы скорой и неотложной помощи. — Но, несмотря на наши запросы, эти анализы нам почему-то не показывают.
Коллеги погибших медиков считают, что дело будут расследовать очень долго. И не только потому, что необходимо провести ряд сложных экспертиз и допросить очевидцев. Леонид Моисеенко — водитель далеко не простой. Он сотрудник отдела вневедомственной охраны Адмиралтейского РУВД. Моисеенко сейчас в отпуске, и, когда выйдет на работу, неизвестно.
— Я ничего не хочу про это говорить, — сдавленно произнес Леонид Моисеенко и бросил телефонную трубку.
В медиков кидают кирпичи
Сразу после ДТП на улицах Петербурга появились плакаты «Уступите дорогу скорой!». ГИБДД каждую неделю проводит рейды «Приоритет», задерживая в день до 50 водителей, которые не пропустили скорую помощь. Но штраф в 500 рублей слишком мал, чтобы что-то изменить. Подобная безнаказанность только провоцирует хамство и беспредел на дорогах. Водители неотложки сталкиваются с этим постоянно.
— Я однажды ночью въехал во двор, а мне мужик на джипе — с виду культурный, в галстучке — вдруг заявляет: «Ты чего здесь делаешь? Я же к тебе во двор не приезжаю, чего приперся?», — рассказывает Сергей Бронзов, водитель скорой помощи. — Я ему говорю: «Завтра к тебе приеду», а он мне: «Пошел вон отсюда!»
Были случаи, когда на скорую «добрые люди» сбрасывали с верхних этажей… кирпичи. А в середине 90-х годов, вспоминают сотрудники неотложки, милиционер выстрелом в упор убил водителя скорой в очереди в служебной столовой, посчитав, что тот не уступил ему место. В прошлом году скорую помощь обстрелял из пневматического оружия владелец джипа — и тоже за «занятое» место, только на этот раз на дворовой парковке. Этот случай получил большой резонанс. Было возбуждено уголовное дело. Но оно ни к чему не привело. Стрелка так и не нашли.
Кстати, аварию на Ждановской набережной расследуют до сих пор. Хотя ДТП снимали пять видеокамер — на пленке четко видно, что водитель «БМВ» влетел на перекресток под желтый запрещающий сигнал светофора.
— У нас сложилось мнение: кто платит, тот и заказывает музыку, — говорит Валерий Шевяков. — Боюсь, что и в аварии на Типанова может получиться так же.
Ирина Молчанова
Особо опасная работа
По данным Государственной инспекции труда, самые травмоопасные профессии в Петербурге — строитель, рабочий и врач скорой помощи. Травмы медиков составляют 3 процента от общего числа несчастных случаев (включая и ДТП с бригадами скорой помощи, и нападения на врачей, приехавших по вызову).
Другие случаи
Хроника пикирующей неотложки
Январь
На Пулковском шоссе грузовик протаранил скорую помощь, которая спешила на вызов. К счастью, в салоне не было пациентов. По словам очевидцев, на дороге к аэропорту Пулково большегрузный автомобиль «Вольво» стал разворачиваться и не пропустил машину медиков, несмотря на то, что у нее были включены проблесковые маячки и сирена. От сильного удара кузов скорой буквально расплющило. Водитель и фельдшер чудом остались живы. Они получили серьезные черепно-мозговые травмы, и уже другая медицинская бригада доставила их в больницу.
Февраль
Внедорожник врезался в скорую помощь на перекрестке Ириновского и Индустриального проспектов. Водитель джипа утверждает, что ехал на зеленый сигнал светофора, а скорая вылетела так быстро, что он даже не успел нажать на тормоз. В аварии, к счастью, никто не пострадал.
А как у них?
В Канаде, если машина со спецсигналами едет позади, а при отсутствии разделительной полосы навстречу, водитель должен принять вправо и остановиться. За нарушение этого правила дают 6 штрафных очков, из-за которых страховка на машину поднимается в два-три раза (составляет около трех тысяч долларов). Если нарушение неоднократное или есть пострадавшие — водитель лишается прав, а то и может получить тюремный срок.
Источник - МК Питер