Врач и пациент. Права и обязанности.
«Согласие есть продукт непротивления сторон»( Дворник Тихон , И.Ильф, Е. Петров «Двенадцать стульев»).
«Согласие есть продукт непротивления сторон»
( Дворник Тихон , И.Ильф, Е. Петров «Двенадцать стульев»)
Эта тема стара, как мир. Взаимоотношения врача и пациента обсуждались ещё в те давние времена, когда смерть больного влекла неминуемую казнь неудачливого эскулапа. По мнению О. Е. Боброва («Медицина (нравы, судьбы, бесправие)», Донецк, 2004), перекладывание государством своей ответственности за благополучие в здравоохранении на плечи медиков, со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями, было характерно для всех эпох. И поэтому сегодня, как никогда ранее, нужен спокойный и конструктивный диалог общества и медицины, искреннее желание понять друг друга.
Обратимся сначала к правам пациента. Безусловно, каждый из нас, наряду с обязанностями (об этом несколько позже), должен знать свои права: как гражданина, как физического лица, как юридического лица и как, наконец, пациента. При посещении любого доктора, независимо от его специальности, возраста, пола, медицинского стажа, внешних данных, характерологических и прочих особенностей, пациент после соответствующего (даже первичного) обследования, вправе получить подробные и, по возможности, исчерпывающие ответы на все свои вопросы, касающиеся предварительного диагноза, необходимости дополнительных методов исследования, лечения, прогноза и т. д.
На каждоё своё физическое действие по отношению к больному врач непременно должен получить так называемое информированное согласие оного. Особенно это касается так называемых инвазивных процедур (инъекция, ректальное исследование, эндоскопия, взятие крови и проч.) и, тем более, оперативных вмешательств. Причём данная пациенту (или его законным представителям) информация должна быть максимально доступной и вполне понятной больному. Совершенно недопустимо препятствовать желанию страждущего обратиться к другим специалистам более высокой, на его взгляд, квалификации или к «более узким» специалистам. Это его законное право, наряду с прочими, отражёнными и пока не отражёнными в Конституции Украины.
Однако, коль скоро, есть права, соответственно, должны быть и обязанности пациента. А вот с этим у нас в стране полный «швах». Смею утверждать, что украинский пациент в настоящее время абсолютно «никому и ничего не должен». Без всяких правовых и прочих для себя последствий (кроме реального ущерба собственному здоровью) он может отказаться от профилактических осмотров, флюорографии, прививок, лечения, госпитализации (кроме отдельных случаев общественной и социальной опасности (некоторые психически больные, туберкулёз, СПИД) и т. д.
Самое нелепое, что, по мнению руководителей здравоохранения, отказ пациента от обследования и лечения (даже иногда письменный) ни в коей мере не снимает ответственности, например, с участкового врача, обязанного вместе с медицинской сестрой посещать, вызывать, уговаривать, упрашивать и т. д. В общем, «проводить соответствующую работу»…
Теперь о наболевшем - правах врача. Сначала цитата. «Врач имеет право отказаться от дальнейшего ведення пациента, если последний не выполняет медицинских назначений или правил внутреннего распорядка учреждения здравоохранения, при условии, что это не угрожает жизни больного и здоровью населения" (курсив автора). "Врач не несет ответственности за здоровье больного в случае отказа последнего от медицинских назначений или при нарушении пациентом установленного для него режима"(статья 34 «Основ законодательства Украины о здравоохранении», Закон Украины от 19 ноября 1992 года № 2801-Х1).
Несколько слов «по поводу». А как быть, «если это… (действительно) угрожает жизни больного и здоровью населения»? Что делать бедному эскулапу тогда: вязать пациента своими силами или звать на помощь милицию? А где законные на то основания?
Автор этих строк и его многочисленные коллеги убеждены, что все описанные и не описанные нюансы взаимоотношений врача и пациента в самое ближайшее время должны быть чётко установлены, регламентированы, прописаны и доведены до сведения обеих сторон. Ведь «на носу» внедрение страховой медицины, когда появятся веские материальные факторы, бьющие по карману как нерадивого пациента, так и недостаточно компетентного врача.
В идеале, деловые взаимоотношения врача и пациента должны быть построены на основе взаимной ответственности, вероятно, закреплённой соответствующим, типа, «Договором». Дабы «продукт непротивления сторон», именуемый согласием, служил на благо болящим и страждущим, одновременно помогая и защищая эскулапствующих.