Жертва в белом халате
Складывается впечатление, что появилась необходимость направить растущее общественное недовольство в определенное русло.
Врачи очень подходят для этого. Система нашего здравоохранения пребывает в плачевном состоянии, и врачи – ее стрелочники. Это первое. Человек имеет обыкновение умирать, а кто его не вылечил – пусть и от неизлечимой болезни? Врач. Это второе. Ну и, конечно, сами врачи действительно совершают ошибки – от недостаточной квалификации, от невнимания, по халатности. Ошибки совершает каждый человек, но ошибки медиков могут иметь смертельные последствия. С другой стороны, медицина – не математика, не точная наука. Иногда удается спасти жизнь безнадежно больному, а иногда внезапно погибает пациент, который по всем расчетам должен был поправиться.
Говорят, у каждого врача свое кладбище пациентов. Да, но у каждого доктора несравнимо больший парк больных, возвращенных им к жизни. Ошибки врачей помнят гораздо дольше, чем их заслуги. Что, впрочем, естественно. И пишут об ошибках больше, что тоже естественно: одно дело – публикация о катастрофе или убийстве, все прочтут, другое – о том, что все хорошо и спокойно, тут и писать, и читать не о чем.
Ошибки врачей были, есть и будут. Потому что они не боги. Вопрос в том, чтобы врачи могли учиться на своих ошибках. А для этого надо, чтобы судили о неудаче лечения и ее причинах, тем более о летальных случаях, специалисты-медики, а не шоферы, монтеры, инженеры и милиционеры при всем к ним уважении.
В СМИ очень часто повторяют, что в России от ошибок врачей погибают больше людей, чем в ДТП. Но гораздо реже приводят статистику Всемирной организации здравоохранения, в соответствии с которой продолжительность жизни врачей меньше, чем людей других профессий. А болеют врачи больше – и гепатитами, и туберкулезом, заражаясь от больных, и сердечно-сосудистыми заболеваниями от постоянного нервного напряжения.
Нынешние передачи про врачебные ошибки – это какие-то пятиминутки ненависти, иногда едва прикрытые призывы к самосуду. Причем порой без всякой специальной экспертизы ясно, что виноват не врач. Но, похоже, презумпция невиновности на врача не распространяется.
В Государственной Думе много лет не могут принять закон о страховании профессионального риска медиков. Взаимоотношения врача и пациента никак законодательно не определены и все больше запутываются. Строго говоря, не защищены права ни того, ни другого. Врачи устали от нападок и обвинений. Из медицины уходят способные люди с хорошим образованием, уходят в смежные области, а то и не в смежные.
Вот, представить себе: забастовка, допустим, депутатов Госдумы. Пожалуй, никто не заметит. А учителей? Школьники даже обрадуются. А общественного транспорта? Тут похуже, но не смертельно. А врачи? То-то же. Ну в этом отношении законодатель позаботился: забастовки врачей у нас запрещены. В отличие от других стран. В Германии, например, года три назад врачи довольно долго бастовали (скорую помощь оказывали и срочные операции делали) и добились повышения зарплаты и улучшения условий труда. Так что бастовать российские врачи не будут. А вот уходить из медицины будут. В России уже сейчас не хватает 46 тыс. врачей.
Как известно, свято место пусто не бывает. Лучше всего в этой мутной ситуации устроились ловкие ребята, которые чистят печень алтайским корнем, лечат рак вытяжками из сколопендры, исправляют загогулины кармы и ни за что не отвечают. Кстати, в конце передачи «Врачи-палачи» появляется анекдотического вида личность – дама-экстрасенс. Как бы рекомендуемая авторами передачи: всех просветит-исцелит эта дама-айболит. Так что милости просим. С приступом аппендицита, с воспалением легких.
Положение в здравоохранении очень скверное. Это ощущает на себе каждый – и бедный, и богатый. Это прекрасно понимают и власти. Министр здравоохранения и социального развития предпринимает усилия хоть как-то исправить ситуацию. Флаг ей в руки. Но охота на врачей – тупик. Ближайший результат – больным, заранее не доверяющим докторам, лечение плохо поможет. Психология, как известно, в этом деле имеет огромное значение.
Ада Эмануиловна Горбачева - обозреватель Независимой газеты