Первые среди скорых
За суточное дежурство одна бригада скорой обслуживает в среднем 16 вызовов (всего в сутки на центральный пульт поступает 5 тыс. звонков). Из них одну треть - по телефону. Леон Акопов, врач московской скорой помощи, поясняет: "Примерно 2 тыс. вызовов наша служба обрабатывает, не выезжая к пациенту. Потому что не всем, кто звонит, необходима срочная помощь. Некоторые звонят за советом, как справиться с простыми недомоганиями, к примеру сбить температуру. В центральном офисе рядом с диспетчером находится врач широкого профиля, на которого переключают звонок. Но если он, в свою очередь, поймет, что случай серьезный,- порекомендует вызвать бригаду скорой".
Между тем депутат Людмила Стебенкова, глава комиссии по охране здоровья Мосгордумы, предупреждает: "Врачи могут проконсультировать звонившего, если состояние больного неопасно. При этом врачи скорой могут детально выяснять, чем болен пациент, лишь для того, чтобы понять, бригаду какого профиль к нему отправить, и только для этого. Консультировать по телефону в качестве альтернативы выезду на вызов врачи скорой не имеют права".
Что скрывать - лечением по телефону врачи скорой занимаются из-за того, что отправить бригады на все вызовы они просто не в состоянии. Хотя главный врач московской городской станции скорой Николай Плывунов официально не подтверждает, что количество консультаций по телефону постепенно растет, рядовые врачи об этом рассказывают охотно. По их словам, на центральный пульт скорой поступает почти в три раза больше вызовов, чем служба может обслужить. Врачи опаздывают на вызовы, даже если подстанции скорой располагаются в пределах 20-минутной транспортной доступности. Главная проблема, конечно, пробки. Однако в прошлом году по распоряжению директора автокомбината санитарного транспорта Москвы "Мосавтосантранс" со всех машин скорой помощи удалили надписи, обозначающие профиль бригад: "Реанимация", "Детская скорая" и т. д. "Снятие надписей пагубно отразилось на качестве оказания экстренной медицинской помощи,- отмечает Александр Степанов, врач-педиатр подстанции скорой помощи N13.- Водители гораздо охотнее уступают дорогу специальным автомобилям скорой".
Если к больному отказываются выслать скорую, пожаловаться и добиться визита врачей на дом можно через дежурного по департаменту здравоохранения города Москвы круглосуточно: (495) 251-83-00.
Однако имейте в виду, что время на общение с больным у государственной скорой регламентировано. "Мы не имеем права задерживаться у пациента больше чем на 20 минут, а иначе получаем выговор",- признается врач скорой. Работу государственной службы осложняет и бюрократия. Чтобы привезти в столичный стационар москвича, попавшего в беду в Подмосковье или соседней области, бригада скорой должна получить письменное разрешение от департамента здравоохранения Москвы. На это уйдет время. И для того чтобы его не упустить, больные могут добраться до больницы самостоятельно. Или обратиться к частным фирмам, оказывающим услуги скорой помощи. За определенную сумму частные скорые готовы везти пациента хоть на автомобиле, хоть на самолете.
Частная помощь
В столице работает около 30 частных компаний, оказывающих услуги скорой. По статистике, в сутки они обслуживают до 600 вызовов. Вызов коммерческой бригады обойдется в 1-7 тыс. руб. В стоимость входят выезд бригады на дом, оказание первой помощи и транспортировка в больницу. Цена зависит от нескольких факторов, но основной из них - объем оказанной помощи.
Коммерческие скорые могут везти пациентов как в платные, так и в бюджетные больницы. Чаще всего больных везут в ЦКБ, КБ N1 МЦ УДП РФ, ГКБ N31, ЦБ МПС, Медицинский центр гражданской авиации, Бассейновую больницу (НМХЦ имени Пирогова), "Американ хоспитал групп", Европейский медицинский центр, ГКБ N83 Минатома, Американскую клинику, больницу "Центросоюза", НИИ скорой помощи имени Склифосовского, детскую больницу N38, Морозовскую и Филатовскую детские больницы, НИИ неотложной детской хирургии и травматологии, VIP-отделение Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук. И это далеко не полный перечень возможностей.
Госпитализация оплачивается отдельно, и ее стоимость - от 2 тыс. руб., а койко-день в лечебном учреждении обходится в сумму от 1,5 тыс. руб. и выше. Далеко не все граждане могут позволить такую роскошь и предпочитают платным больницам бесплатные.
Правда, не все пациенты частных скорых знают, что уже два года они оплачивают свою госпитализацию в государственные стационары. В 2005 году руководство городской станции скорой помощи обязало владельцев частных служб скорой помощи платить за информацию о наличии свободных мест в государственных больницах. Сейчас одна такая услуга стоит 985 руб. за обращение (при госпитализации детей - 600 руб.). Естественно, частники сразу же включили стоимость получения информации в цену вызова скорой, увеличив тариф как минимум на 10%.
"Мы были вынуждены это сделать. В день частная бригада скорой обслуживает в среднем шесть вызовов. В этом есть свои плюсы: мы можем качественно оказать помощь. Но у нас не так много клиентов, и мы едва успеваем покрыть расходы на содержание стации: наши реанимобили стоят €60 тыс., оборудование в них - примерно столько же. Аппарат искусственной вентиляции легких - еще €25 тыс., инъектоматы - €4-5 тыс., вакуумные матрацы - от 100 руб. Мы принципиально не используем отечественное оборудование. Ведь мы обязаны доставить в больницу пациента любой степени тяжести",- оправдывается Игорь Соколов, глава компании "Экстрамед".
Частные скорые действительно готовы организовывать перевозки больных, за которые государственная служба не берется. К примеру, как рассказал Кирилл Маринченко, генеральный директор "Профессиональной медицинской лиги", "в самых тяжелых случаях мы довозим больных вертолетом или самолетом". В собственности компании нет самолетов или вертолетов, однако ее сотрудники готовы договориться с частной авиацией и доставить пациента в нужное место. Минимальная стоимость перелета - от 50 тыс. руб. "Если летим регулярным рейсом, мы выкупаем три места: под больного и двух реаниматологов,- объясняет Кирилл Маринченко.- Иногда авиакомпании отказывают нам в транспортировке больных. Тогда летим частным самолетом. Стоит это от €2 тыс. в час".
Детский врач
В повседневной практике городской службы скорой помощи нередки случаи, когда на вызов к ребенку приезжает не врач-педиатр, а общепрофильная бригада: специализированных бюджетных скорых также не хватает. Гарантируют круглосуточный вызов педиатра на дом частные скорые.
"Для детей разработана отдельная программа,- рассказывает Игорь Соколов из "Экстрамеда".- У врачей есть все необходимое оборудование. Например, таких, казалось бы, простых приборов, как отоскопы, в государственной скорой нет. А прибор позволяет доктору посмотреть ушки ребенку прямо дома, а не в стационаре".
Тарифы частной скорой на обслуживание детей если и ниже, чем на обслуживание взрослых, то ненамного. К примеру, круглосуточный вызов детской неотложной помощи на дом обойдется клиенту компании "Импромед" в пределах 1850-2500 руб.
Услуги компаний дорожают с каждым годом. По словам коммерсантов, вызов педиатра на дом по сравнению с аналогичным периодом прошлого года стал дороже на 1 тыс. руб. Темпы роста стоимости услуг не снижаются, а коммерческие педиатрические службы намеренно ориентируются на платные клиники, пренебрегая бесплатными, утверждая, что качество обслуживания в них выше.
"Вызов нашей скорой педиатрической бригады стоит 4,5 тыс. руб. Это недешево. Зато и качество значительно выше. Автомобиль полностью укомплектован самым современным дорогостоящим оборудованием, к которому относится, например, небулайзер для снятия острых приступов бронхита, тест-лаборатория, позволяющая взять анализы и получить результаты на месте,- рассказывает Мария Тимакова, заведующая детским отделением клиники "Мать и дитя".- Зачастую это позволяет избежать госпитализации и, как следствие, новых расходов. Часто наша бригада привезла ребенка в больницу, ждет два-три часа, а затем везет обратно. Да и визит одного малыша порой занимает у доктора половину рабочего дня. Наша компания сотрудничает только с коммерческими детскими стационарами - качество их работы выше".
Коммерческую службу скорой помощи часто составляют бригады не только педиатров, но и неотложной помощи. Иногда случается так, что частная неотложка вне зависимости от того, детская она или взрослая, приезжает не через 20 минут после вызова (как в идеале должна приезжать государственная скорая), а по прошествии нескольких часов
"В нашей клинике четыре бригады скорой помощи, которые, по сути, являются бригадами неотложной медицинской помощи. Здесь все зависит от района проживания пациента. Поскольку мы находимся на Можайском шоссе, естественно, при вызове в Люберцы мы сразу предупреждаем наших клиентов о времени ожидания,- рассказывает Мария Тимакова.- Если случается нештатная ситуация и помощь требуется немедленно, а кругом пробки, мы советуем звонить 03 - в ущерб самим себе".
Сколько стоит вызов бригады
Название компании | Специализация бригад/цена за вызов по Москве |
Медицинский центр семейного здоровья | Кардиологическая/7500; общепрофильная/6500, |
"Соломинка" | Общепрофильная/4500; реанимационная/5000 |
MGS medical | Кардиологическая/7000; реанимационная/9500; педиатрическая/5500 |
"Профессиональная медицинская лига" | Общепрофильная/3800; реанимационная/7600 |
"Экстрамед" | Неврологическая/6000; кардиологическая/6000; реанимационная/8000; педиатрическая/6000 |
"Здоровье для вас и вашей семьи" | Педиатрическая/5000; неврологическая/3500; кардиологическая/3500 |
"Медэйд" | Педиатрическая/4000; реанимационная/5000; кардиологическая/4000; неврологическая/4000 |
Объединение "Платные медицинские услуги" | Общепрофильная/4500; реанимационная/5500 |
"Здравница" | Кардиологическая/4500; неврологическая/4500 |
"Зима-мед" | Общепрофильная/3500; педиатрическая/3500 |
Клиника "Мать и дитя" | Педиатрическая/4500 |