Спасибо, доктор!
- Звони в «Скорую», - хрипло говорите вы, корчась на диване.
Через полчаса в дверь раздается звонок. К этому времени вы уже детально успеваете прочувствовать смысл выражения «На стенку от боли лезть». Двое медиков в голубой форме торопливо входят в квартиру, шелестя мокрыми с дождя куртками. Один, бегло задав несколько вопросов, бросает второму: «Почечная колика. Набирай». Оба четко и без суеты развивают деятельность – один меряет давление, что-то пишет, опрашивая жену, второй выкладывает на полотенце поблескивающие под светом лампы ампулы. На вашей руке затягивается жгут, локтевой сгиб пронзает легкая боль от прокола.
- Расслабьтесь и получайте удовольствие, - без улыбки шутит фельдшер.
В такт исчезновению раствора в поршне шприца вы с радостью чувствуете, как страшные тиски, сдавившие вас, отпускают. Инъекция закончена, в голове слегка шумит от анальгетика, вы млеете от неописуемого чувства облегчения. Господи, как хорошо, когда ничего не болит! Как только вы не замечали этого раньше?
- Резко не вставайте, голова закружится, - говорит врач, заканчивая писать и вставая. – Завтра с утра – в поликлинику.
Медики направляются к дверям.
- Спасибо, - кричит им вслед жена.
- Не за что, - доносится уже из подъезда. – Не болейте.
Не за что?
1. НУЖНА ЛИ «СКОРОЙ» БЛАГОДАРНОСТЬ?
Действительно, не удивляет ли эта фраза? Избавление от боли – это «не за что», пустяк, не стоящий упоминания? Думали ли вы именно так, когда корчились на диване, ожидая бригаду, когда каждая секунда казалась годом? Нет, вероятно. Тогда вы готовы были все земные сокровища отдать, только бы вас «отпустило». И – «не за что»? Не странно ли?
Разумеется, вы найдете массу оправданий тому, что работа бригады вами была оценена банальным «спасибо». «Я плачу налоги, из которых им платят зарплату», - скажите вы. «Они должны, ведь жизнь и здоровье человека – это высшая ценность, как можно в этот момент говорить о деньгах или их эквиваленте? Они поклялись Гиппократом! Они сами эту работу выбирали, знали, на что идут, чего теперь жаловаться на скудную зарплату, тяжесть и вредность труда? Да и вообще, знаем мы, как они работают – то и дело, по телевизору кого-то из них судят за причиненный вред – за что им еще и приплачивать?».
Все так, придраться не к чему. Но не покривите ли вы душой, говоря это? Не проявите ли себя приверженцем политики страуса, сующего голову в песок и не желающего видеть ничего вокруг, что может испугать и травмировать?
Налоги – это прекрасно. Вы их платите, как образцовый гражданин своего государства, никто в этом не сомневается. Но кому конкретно вы их платите? Медику? Учителю? Военному? Нет, разумеется. Вы их платите государству, а точнее – его подразделениям, занимающимся сбором и распределением этих денег. Как они их распределяют, никто не видит и не знает, никто простым смертным декларации о расходах не предоставлял и не собирается. Но догадаться совсем не сложно, видя, как скупается городская земля под частные магазины и коттеджи, как проводятся шикарные Дни Города и Праздники Улиц, выбрасываются средства на фейерверки, рекламу, приглашение «звезд» различной степени известности. Руководители наши раскатывают на солидных иномарках, вряд ли купленных за зарплату, имеют по три дома, оборудуют себе «евроремонтированые» офисы со сплит-системами, кожаной мебелью, оргтехникой по последнему слову НТР и прочими удобствами, одеваются явно не с блошиного рынка. Да и жены их с детьми тоже не выглядят оборванными и голодными. Уж не думайте, что все это делается за их наличные деньги. Это делается за ваши налоги, за те деньги, что вы ежемесячно отдаете налоговой службе, лелея в высшей степени наивную мечту, что оплачиваете свое будущее.
А сколько из этого всего перепадает здравоохранению, видно невооруженным глазом, без ревизии, просмотра бухгалтерских гроссбухов и баз данных (там, кстати, все гладко, не сомневайтесь) – достаточно просто взглянуть на обшарпанные корпуса больниц, затертый линолеум на проваливающихся гнилых полах отделений, дряхлое диагностическое оборудование 50—х годов выпуска, ржавые продавленные кровати, рваное постельное белье, злой уставший персонал, трудящийся за смехотворно малые зарплаты. Мало? Полюбуйтесь на грохочущие даже на ровной дороге машины «Скорой помощи», с холодными салонами и неплотно закрывающимися дверями, малое количество бригад, работающих с тройной перегрузкой согласно утвержденным при царе Горохе еще нормативами «одна бригада на 10 тысяч населения» - и посему хронически опаздывающих. Не убедительно до сих пор? А лекарственные препараты, за которые приходится отваливать баснословно гигантские суммы в аптеках? Те препараты, которые раньше выпускались государственными заводами и стоили копейки (либо выдавались бесплатно), ныне штампуются частными лавочками и стоят столько, сколько желают хозяева этих частных лавочек. А им плевать, насколько вам плохо, их интересует только заработок.
Вы долго ждете «Скорую»? Вас охватывает дрожь при словах «инфекционная больница»? Вы болезненно хватаетесь за кошелек, когда вам вручают на листке бумаги список лекарств, которые необходимо приобрести? Есть ли у вас еще желание говорить о налогах?
Вопрос долга – это вопрос открытый и дискутабельный. О том, что медики превентивно должны всем подряд, им не устают напоминать все члены нашего с вами общества, от мала до велика. И высшей целью этого долга определяется человеческая жизнь, как эталон ценности в морально-этических понятиях, определяющих нашу с вами повседневность. Более того – жизнь эта не то что оценивается высоко, она декларируется бесценной, т. е. неподвластной измерению никакими материальными богатствами.
Но так ли это? Действительно ли вы твердо убеждены, что каждая человеческая жизнь бесценна? Или только ханжески повторяете это, как попугай заученную фразу, не вдумываясь в смысл?
Нет?
Тогда почему вы проходите мимо валяющегося на улице бомжа, не останавливаясь – более того, ускоряете шаг и отворачиваетесь? Почему не поднимете с колен бабушку, просящую милостыню в подземном переходе на холодном полу, не отдадите ей все свои наличные деньги, не отведете ее к себе домой? Или не подыщете ей жилье, если не в состоянии предоставить гостеприимство? Почему не отберете сигарету у курящих подростков (ведь курение – прямой путь к онкологии легких и ротовой полости)? Почему не бьетесь в истерике и спокойно спите, когда «добрые» журналисты радостно демонстрируют вам по телевизору сцены избиения и казни наших солдат в Чечне, орущих обгорелых пострадавших в ДТП и авиакатастрофах, расчлененные следы насыщения перекошенного либидо очередного маньяка? Почему?
Вспомним политику страуса, о которой говорилось выше, политику невмешательства, политику «как бы чего не вышло». Да, вы готовы на открытом собрании признать бесценность человеческой жизни и кучно проголосовать «за», но, подспудно, не собираетесь мешать никому постороннему катиться в ад собственной дорогой. Иначе перечисленные выше вопросы просто не были бы заданы. Коль скоро общество действительно бы считало, что человеческая жизнь бесценна, не было бы ни бомжей, ни нищих, ни алкоголиков, ни забитых и забытых пенсионеров.
А уже если вы, как простой обыватель, так считаете, то, на ваш взгляд, как с этим дела обстоят у власть имущих? Они бомжей не видят, с алкоголиками не общаются, по переходам и подворотням не ходят, даже в общественном транспорте не катаются – какое им дело до этого? Если бы они ценили человеческую жизнь так, как это изложено в общественной морали, была бы война в Чечне? Сколько молодых парней не вернулись домой, сколько их вернулось искалеченными, спившимися, зависимыми от наркотиков, сошедшими с ума? Как насчет ценности их жизней? Ставил ли хоть один толстый дядя в военкомате, работающий до полвторого, хорошо спящий и сытно кушающий, себя на место матери, вырастившей сына от маленького беззащитного комочка, до красивого статного парня, хорошо рисующего, разбирающегося в живописи и подающего надежды стать новым Репиным – получившей замусоленный бланк «похоронки» и цинковый ящик, где лежат растерзанные останки ее сына? Плакал ли он по нему – и по сотне других? Бил ли себя в грудь и прочие места, казня себя за то, что сгубил в огромных количествах то, что бесценно? Замечу, речь идет не о сказочном монстре-людоеде, упивающемся людскими страданиями – речь идет о таком же человеке, как и вы сами.
В конце концов, если бы они так ценили жизнь, как нам того хочется, было бы так безобразно у нас организованно здравоохранение – сфера, занимающаяся непосредственно сохранением этой самой бесценной жизни? Старое оборудование, гнилые стены, нехватка медикаментов, низкие зарплаты персонала – о чем все это говорит? Только об одной – жизнь человеческая уже давно потеряла свою бесценность и стала мелкой разменной монеткой в играх богатых и сильных.
И не смешно ли вам требовать чего-то с медиков, живущих не в ином измерении, а в одном с вами обществе, чего вы сами не придерживаетесь? Говорить о долге?
Долг – это нравственные обязанности человека, которые он определяет себе сам из побуждений совести.
Совесть является следствием внутренней дифференциации понятий, что является добром, а что злом в нашей жизни.
А понятия добра и зла целиком и полностью основываются на ценностях общества.
Так что же все-таки является ценным в нашей с вами жизни? Общественное благо или своя задняя часть в тепле?
Простой пример – захотите ли вы ради первого пожертвовать вторым? Например, продать свое имущество и все раздать нуждающимся, к примеру, больным детям-отказникам с инвалидностями в Доме ребенка. Вопрос риторический, можно не отвечать. По сути, плевать вам на этих детей, вы согласны издалека пожалеть, подкинуть сотню-другую – но отдать все ради их блага? С чего бы? Вы же не враг себе. Жертвенность уже давно не в чести, ибо нет должного уважения к тем, кто жертвует собой ради кого-либо или чего-либо.
И после этого требования к медикам «светя другим, сгореть самим», мягко говоря, являются несправедливыми. Почему, если вы не желаете гореть, подталкиваете к этому других? Как насчет ценности их бесценных жизней?
Вот тут-то и выплывет на свет пресловутая клятва Гиппократа. «Вы поклялись, терпите». Это при всем при том, что никто из попрекающих медработников этой клятвой, ее не читал. И попытки оперировать понятиями, которыми не владеешь, вызовут разве что смех.
Бедный, бедный старина Гиппократ. Больше его пострадал, наверное, только Иисус, именем которого в этом мире наделали столько зла, что его бы хватил инсульт, узнай он хотя бы треть из содеянного. Но и античному врачу тоже достается на орехи. Его, бедного, просто взяли, раздели и разули, вложили в рот высказывания, кои ему и в голову не могли придти, обесценили его труд (более того – сделали его вообще бесплатным, чего он, живя на щедрые гонорары с больных, и в кошмарном сне не увидел бы).
Сторонники клятвы Гиппократа - клятва приносилась не вам, а античным богам. Асклепию, Гигиейе и Панакее (Эскулапу, Гигиене и Панацее в более поздней редакции). И если уж кому и спрашивать с клятвоотступников, так это им. Или вы себя приравняли к божественному пантеону?
Кроме того, нигде в тексте пресловутой клятвы не звучало «бесплатно» и «светя другим, сгораю сам». Это выдумки тех, кому этот миф выгоден. Скажем более – Гиппократ всей душой стоял за превознесение врачебного ремесла и уважение его как со стороны врачей, так и со стороны пациентов, за адекватную (высокую!) оплату врачебного труда, за сохранения таинства врачебных знаний от всех остальных. И меньше всего он думал о самопожертвовании.
2. СКОЛЬКО СТОИТ БЛАГОДАРНОСТЬ?
Ни раз и не два задавался похожий вопрос. Действительно, во сколько же сами медики оценивают свою работу? И оценивают ли они ее адекватно?
«Сколько мы вам должны?», - спрашивают люди. Как ответить на это? Если следовать принципу справедливости и равновесия, то вы должны ровно столько, сколько должны вам. А сколько же должны вам? Ну, тут заминки не будет, об этом медикам не устают напоминать, как начальство, так и пациенты.
Медик должен:
- диагностировать (распознать заболевание, дифференцировать его от похожих, оценить степень его опасности для жизни и здоровья, четко охарактеризовать его, как при наличии диагностического оборудования, так и без него, как в адекватных условиях, так и вне оных);
- назначить лечение (знать необходимые лекарственные препараты, процедуры, средства для эффективного и безопасного избавления от недуга, назначить их в нужные сроки, расписать схему приема, с учетом противопоказаний, контролировать их действие, корректно заменить в случае непереносимости);
- курировать (обеспечить необходимый уход, с учетом всех проблем, возникающих у пациента, проводить все необходимые мероприятия по соблюдению личной гигиены, физиологических отправлений, асептики и антисептики);
- спасти (вовремя и квалифицированно пережать поврежденный сосуд, ввести необходимый препарат, наложить повязку, восстановить потерянный объем циркулирующей крови, произвести операцию, извлечь инородное тело из гортани или глаза, сорок минут дышать рот в рот и гонять нажатиями рук кровь по безжизненному телу);
- успокоить (рассказать доступным языком о течении заболевания, прогнозе исцеления или осложнений, дать надежду, обеспечить психологический комфорт, заботу и сопереживание).
- понять (видеть в каждом пациенте, даже если это пьяный бомж, измазанный в рвотных массах, Человека, и не просто его, а homo paciens , а посему не реагировать на оскорбления, замечания, явное его раздражение, комментарии по делу и не по делу, рукоприкладство во время оказания помощи, вонь от гнойных ран и трофических язв, брызги крови, мочи, кала и прочих биологических жидкостей во время процедур и манипуляций).
Таковы, вкратце, обязанности медика. Вкратце потому, что любой медработник может дополнить их новыми, соответствующими профилю его работы.
Объемы потрясают? Нет?
Маленький пример – операция по аппендэктомии, удаление червеобразного отростка слепой кишки при его воспалении. Давно уж всем известно, что это самая простая операция в полостной хирургии из всех, кои в данной области медицины проводятся оперирующими хирургами. Но ее простота относительна. Опытный, с многолетним стажем, бухгалтер в состоянии ее провести? Заслуженный банкир? Профессиональный парикмахер? Авторитетный судья? Автомеханик? В состоянии ли произвести разрез в нужном месте на человеческом теле, с соблюдением всех мер асептики, с адекватной анестезией, грамотно удалить аппендикс, не вызвав кровотечения, осуществить туалет раны, правильное наложение швов, и дальнейшее ведение больного вплоть до того момента, когда перестанет действовать наркоз и он откроет глаза? Нет, разумеется, потому что даже самый лучший в мире прыгун в высоту все же уступает самой захудалой и ленивой птице, способной подняться в стратосферу. Замечу, что эта, самая простая операция проводится по жизненным показаниям – то есть, если не провести ее, человек умрет.
А если речь идет о трепанации? Об остром стенозе гортани? Ангионевротическом отеке? Остром инфаркте миокарда, электротравме, гипогликемической коме, огнестрельном ранении, перитоните, остром психозе, укусе ядовитых насекомых или пресмыкающихся?
Как вы считаете, во сколько можно оценить такую работу? Реально, не государственной жалкой зарплатой, которая на три порядка ниже доходов вокзальной проститутки? Многие считают, что «полтинник на чай» и «большое спасибо» - это вполне адекватная оценка. Вы считаете также?
За стрижку в парикмахерской вы отдадите, не торгуясь, 300 рублей (в среднем).
За прочистку карбюратора вашей машины и регулировку клапанов – 1000 рублей.
За обед в хорошем ресторане – 2000 рублей.
За сауну и «девочек» - от 5000 и выше.
За оказание медицинской помощи – 50 рублей…
При том, что…
Стрижка – это только уход за вашим волосяным покровом на голове.
Машина – это всего лишь средство для комфортного перемещения в пространстве.
Обед – банальное насыщение желудка деликатесами.
Сауна со всеми вытекающими – утешение примитивных плотских потребностей.
Оказание медицинской помощи – это спасение вашей жизни.
Вы цените свою жизнь так дешево?
Вернемся к изначально заданному вопросу «Сколько мы вам должны?». Ответ - вы должны медику, исцелившему вас от недуга или спасшему вашу жизнь ровно столько, во сколько вы свою жизнь оцениваете. Во сколько же вы ее оцениваете?
3. «ДОКТОР, Я ДАЖЕ НЕ ЗНАЮ, КАК ВАС ОТБЛАГОДАРИТЬ…»
Расхожая, увы, фраза. Отталкиваясь от вышесказанного, возникает новый вопрос – а как благодарить-то? Как показать медику, что ты оценил качество его работы, чтобы не обидеть его, продешевив или не так выразив благодарность?
Первым делом возьмите себе на вооружение утверждение, что деньги, которые вы даете бригаде «Скорой помощи» - это не взятка. Это оплата вами профессионализма и труда, затраченного на вас медиками. Государство недодало медицинским работникам средств за их труд и опыт – вы только возмещаете эту недодачу. Потому что государство – это вы, коль вы считаете себя гражданином своей страны. И если власть некорректно обошлась с вашими налоговыми деньгами, потратив их не на ваши нужды (т.е. на усовершенствование здравоохранения), а сугубо на свои (виллы, дачи, машины и казино), вам швырнув остатки – медики не виноваты в этом и не должны страдать. Хотя бы потому, что вы нуждаетесь в них и их профессионализме, а не наоборот. Любой труд выполняется на совесть только тогда, когда оплачивается адекватно.
Например, вкладывая свои деньги в ценные бумаги, вы ждете ответной прибыли в виде процентов от вложенного. И чем выше вложенная сумма, тем больше эти проценты. Логично? Так вот, согласно тому же принципу, вкладывая свои деньги в труд медиков, вы вправе ждать столь же ответного качества и профессионализма в плане оказания медицинской помощи в случае возникновения у вас травмы или заболевания. Это гораздо надежнее страховых полисов, призрачных налогов и заплесневевших клятв Гиппократа. И на сегодняшний день это, увы, единственный способ получить качественную медицинскую помощь.
Тут, разумеется, у большинства возникнет вопрос: «А если у меня нет денег, мне что, умирать?». Актуальный вопрос, правда? Вся проблема в том, что задать его может любой, в том числе, и сам медик, когда его кошелек через неделю после государственной зарплаты покажет дно. А ему что, умирать? Он, будучи таким же человеком, как и вы, имеет такое право на жизнь и такое же достаточно сильное желание жить. Справедливо ли отказывать в этом праве и возможности человеку, спасающему других?
Утрируем, разумеется. Умирать вам никто не даст, если ваше состояние действительно тяжелое, а карман пуст. Дело тут даже не в эфемерном врачебном «долге», не в затертой до метровых дыр клятве Гиппократа, а в простой человечности, всем нам, в той или иной мере присущей. Тут даже самый алчный врач выложится полностью, чтобы вернуть человека с того света, не думая ни секунды об оплате. Но вот лечить… Жизнь человека – это собственность государства, которую надо всячески беречь и охранять, как государственное имущество. А здоровье человека – собственность его личная, индивидуальная. И как он обойдется со своим здоровьем – его личное дело, в котором ему никто ни мешать, ни помогать без нужды не будет. Если человек захочет быть здоровым, он всеми силами будет стараться сохранить это здоровье, либо, коль уж обзавелся вредными привычками и хроническими заболеваниями – будет столь же рьяно стараться найти деньги на хорошее лечение. Ну, а если нет… увы, и отношение к нему будет соответственное, ибо слова «бесплатное» и «низкокачественное» уже давно стали синонимами в нашей современной жизни.
Возникнет, возможно, и иное замечание: «Но ведь есть же нормальные доктора, которые денег не берут!». Есть. Точнее, пока еще остались. Как правило, это либо люди пенсионного возраста, выросшие при социализме и работающие уже энный десяток лет, либо молодые начинающие, еще не успевшие столкнуться с хамством, нищетой и неблагодарностью. Есть, не спорю. Но этих людей с каждым годом становится все меньше и меньше – тяжелая и вредная работа за «спасибо» сутками и полуголодное существование на государственную зарплату не способствует продолжительности жизни. Нынешняя обстановка выраженного социального неравенства также не способствует появлению спонтанного альтруизма у медицинских работников. И все мы, жалобами, руганью, скандалами, различными статейками в газетах, ток-шоу и прочими методами выражения негатива методично уничтожаем этих людей. А выживают в подобной агрессивной среде сильнейшие. Не добрейшие, не сердечнейшие, не мягкие и ласковые – а сильнейшие. Т.е., те, кто в ответ на укус со стороны может укусить в ответ, а еще лучше – перегрызть глотку сразу, на всякий случай. Это естественный отбор в борьбе за существование, ничего более. Население, само того не понимая, культивирует новое поколение медиков – бессердечных, циничных, равнодушных, жадных и скандальных приспособленцев, культивирует, при сем громко удивляясь, откуда такие берутся. Такое удивление сродни удивлению хронического алкаша, у которого в один прекрасный день уставшие почки и печень скажут «хватит» и откажут – он так же искренне удивится, что это с ними, ведь работали же до этого? Он и не подумает, что та дрянь, которую он заливал в себя все эти годы, свела каторжную работу бедных, уставших органов на нет. Он не подумает даже обвинить себя. Умирая, он проклянет поганую печень и подлые почки, так предательски подложивших хозяину свинью.
Так или иначе, благодарность, выраженная вами бригаде «Скорой помощи», является вашим капиталовложением в ваше здоровье. В наш суровый век это, как было сказано ранее, единственное надежное средство. «Спасибо» уже давно не котируется, потому что на него не купишь хлеба домой и школьную форму своему ребенку.
Сумму благодарности вы определяете сами, исходя из описанной ранее самооценки собственной жизни. Если вы считаете, что 100 рублей «на кофеёк» достаточно для трех уставших людей, около часа пробарахтавшихся с вашей любимой бабушкой и развившимся на сон грядущий кардиогенным отеком легких – Бог вам судья. Но оптимально считается благодарить каждого члена бригады – если уже даете деньги, рассчитывайте, чтобы сумма равнялась количеству. Если в бригаде двое медиков, то и давайте так, чтобы делилось на двоих, трое – не обидьте и третьего.
Не переживайте – эти деньги не пропадут. Медики помнят, кто из пациентов к ним как отнесся, можете поверить. И, если уж судьба вас столкнет снова, к вам отнесутся не формально, а по-человечески.
Есть, конечно, одно «но». Давая деньги медику, и думать забудьте о том, что вы купили его. Вы оплатили разовое оказание медицинской помощи, заплатив за качество – но не за количество. Простой пример: некий богатый мужчина, будучи в запое, вызвал бригаду «Скорой помощи» для постановки капельницы, дабы очистить кровь от токсинов и устранить абстинентные явления. За это он заплатил 1200 рублей (систему и растворы медики покупали за свой счет). После оказанной помощи он уснул, а, проснувшись через пару часов и почувствовав себя лучше, снова потянулся к бутылке. Ему закономерно «захорошело» повторно, а, почувствовав, что симптомы, беспокоившие его ранее, вернулись, он принялся названивать врачу бригады – чтобы тот приехал и прокапал снова. Бесплатно. Слова о том, что ему придется снова раскошеливаться, он воспринял в штыки: «Как это так, я же уже вам заплатил?».
Заплатив парикмахеру за стрижку, вы не получаете гарантию на бесплатное обслуживание на всю оставшуюся жизнь. Заплатив за проезд в маршрутке, вы можете проехаться только раз. Закупив продуктов в магазине, вы не получите их в следующий раз бесплатно. Думаю, аналогия ясна?
4. РАНДЕВУ С БОГОМ
Вы набираете «03», когда в том возникла нужда. Ждете, ждете… Время тянется, как хвост у анаконды, секунды кажутся часами. На ум лезут ругательства, злые, обидные слова, продиктованные болью, страхом, переживаниями. И, уже не находя места внутри, так и рвутся наружу, оформляясь во вполне конкретные слова, благо богат русский язык. Прибытия бригады вы теперь ждете уже с двойным нетерпением – помимо ожидаемой помощи вам страсть как не терпится вывалить на «этих» всю клокочущую внутри черную жижу, распирающую ваше средостение.
Скажите, кого вы ждете?
Вы же ждете не робота с набором лекарств, правда? Вы ждете почти ангела, чудотворца, сверхчеловека, который в самый неурочный час, в самую ненастную погоду, в самом глухом уголке сумеет помочь вам или вашим близким в тот момент, когда с вами случилась беда. Вы ждете почти Бога – или его близкого заместителя, способного выдрать вашу душу из цепких лап костлявой, сцапавших ее мертвой хваткой, который не просто молча обезболит или перевяжет рану с каменным лицом, а еще утешит, улыбнется, посочувствует, подбодрит, пошутит, успокоит…
Как, по-вашему, надо общаться с Богом, чтобы он помог вам?
В церкви с удовольствием подскажут – покаянием и молитвой. То есть, перед лицом его вы каетесь в совершенных ранее грехах (а они есть за каждым) - ведь, если верить религии, любой недуг нам посылается в наказание за содеянное или помысленное недоброе. А после искреннего раскаяния вы горячо и страстно молите о спасении. Только тогда, если Бог посчитает нужным вам поверить, вы будете прощены и исцелены.
Представьте, что врач, который звонит в вашу дверь в четыре утра – это Бог. Просто удачно маскируется под простого смертного. Как же обычно звучат слова покаяния обывателей?
- Вас хрен дождешься! «Скорая», вашу мать!!
- Вы там что, чаи гоняли?
- Наконец-то, приехали! Думала, звонить на вас жаловаться уже.
- Сдохнуть можно, пока вы приедете! Гиппократы чертовы, за что только деньги получаете?
Впечатляет, правда? И будь на месте врача Бог – как думаете, убедили бы вы его в своем раскаянии? Наполнили бы его желанием помочь? Разбудили бы в его душе сочувствие и сострадание к своей проблеме?
Но что за молитвы вы возносите служителю здравоохранения?
- У тебя медицинское образование-то есть?
- Тебя кто учил в вены колоть? У меня дочь лучше колет!
- Вы руки мыть будете?
- Вы что, даже давление не померяете? Наааармально, хорошая «Скорая»!
- Слышь, ты, мне твоих таблеток не надо, своих навалом! Ты давай укол делай и вали отсюда!
- Доктор, ты давай помощь оказывай, вопросы потом задавать будешь! Тебе русским языком говорят – «плохо». Вот и лечи!
- В какую еще, мать-перемать, больницу? Я вас зачем вызвала? Вы тогда на кой черт существуете?!
- Ты, козел, чё, тупой?! Ломка, не видишь? Отвечаю, если сейчас пацана не поправишь, я тебя с хаты не выпущу, урод!
Вот такая вот печальная статистика. В СМИ это можно красиво назвать временным помутнением рассудка от горя, острой реакцией на болезнь, аффектом, фрустрацией, неуравновешенностью психики и особенностями акцентуации характера. Можно. Но есть этому более простое название – хамство.
Люди считают вправе гадость в душе от своих проблем вываливать на головы и уши тех, кого вызвали для решения этих проблем. Люди каются упреками и молят угрозами. Звучит парадоксально. Но такова действительность.
Возможно, будь на месте медика Бог, он бы простил и помог, ведь он, если верить все тем же религиозным постулатам, любит всех. Но к вам приехал не он – к вам приехал такой же человек, как и вы, также устающий, болеющий, переживающий и злящийся. И, верьте слову, он не будет подставлять в ответ на оплеуху другую щеку.
Вы ждете помощи от Бога – но достойны ли вы Его помощи? Достойны ли принять спасение из рук того, кто дал жизнь, спас жизнь, продлил жизнь множеству людей?
Достойно ли ваше поведение прощения и спасения?
Вы ждете доброты от медика – но добры ли вы?
Денежная благодарность – это прекрасно. Но без человеческого отношения она может оказать не менее оскорбительной, чем ее отсутствие. Вы хотите, чтобы к вам отнеслись хорошо – начните с этого сами. Хотите от врача улыбки – улыбнитесь первым. Хотите от фельдшера сочувствия – посочувствуйте ему (хотя бы по поводу тяжести терапевтической сумки). Хотите от бригады сердечного к вам отношения – начните с себя.
А сердечное отношение очень много значит, поверьте. И если бригаду:
- встречают заранее (особенно в криво застроенных районах, где нереально найти адрес, не проживая там – и не вынуждают под дождем бегать по подворотням);
- без напоминаний дают стулья и вешалки для курток;
- достают документы не из похороненных под горами вещей заначек через полчаса, а из кармана (а подобные заминки происходят почти на каждом вызове, задерживая бригаду);
- на вопросы отвечают адекватно и подробно (без эмоциональных всплесков по поводу «Зачем вам это надо?»);
- молчат во время оказания помощи (в смысле, без подачи бестолковых, зачастую, указаний людям с многолетним клиническим стажем);
- крепко жмут на прощание руку (или обнимают – чего практически никогда никто не делает),
- искренне и с душой говорят: «Спасибо, что именно вы оказали мне помощь» (вместо сухого «Спасибо, что приехали» - звучит, как благодарность только за приезд, а не за оказанную помощь и проявленный профессионализм),
- так вот, если все эти параметры слить воедино, вам больше никогда не придется жаловать на хамство и черствость медицинского персонала, лечившего вашего ребенка или любимого дедушку.
Доброе слово и человеческое отношение, как гласит народная мудрость, и кошке приятно. А уж врачу – и подавно.
И говоря ритуальную фразу: «Спасибо, доктор» вслед уходящей на следующий вызов бригаде, помните об этом.
Олег Врайтов