Заметки занудливого эскулапа
«Что за комиссия, Создатель?!» –
совсем как в известной поэме, горестно восклицают медики, вынужденные в ущерб своей основной работе, коей, как ни странно, является лечение болящих, срочно готовить для очередной проверки «необходимую документацию».
Из уст в уста передаются легенды и страшилки о якобы свирепом нраве проверяющих, немыслимых карах, готовых обрушиться на повинные головы, в случае чего… Совсем не важно, что грядёт проверка, допустим, качества организации борьбы с энтеробиозом (глисты-острицы) или гипергидрозом (потливостью) нижних конечностей. Прибывшие инспекторы, преисполненные ощущением собственной важности и энтузиазмом, с фанатически горящими глазами, немедленно убедят проверяемых (попробуйте возразить или не согласиться!), что их контролирующая миссия имеет первостепенное и архиважное значение.
«Или мы победим вошь, или она победит социализм»
- что-то в этом роде писал классик марксизма о необходимости борьбы с сыпным тифом, угрожавшим революционному Петрограду. Очевидно, точно так же общественному строю нашей страны серьёзно угрожают мелкие глисты и дурной запах ног. Это делает абсолютно невозможной нашу интеграцию в Европейское сообщество и, вообще, давно пора строго наказывать и неотвратимо карать…
«Никогда не может быть, чтобы всё было в порядке»
– это лозунг любой проверки и ревизии. Почему? А это, как вам будет угодно: «по кочану», как говорят подростки, «по определению», как привычно формулируют математики, или просто «потому!», как раздражённо отвечают коллеги, только что получившие очередной «втык» (нагоняй, замечание, предупреждение, выговор, недовольный взгляд, жест, красноречивое молчание и т. д.) со стороны непосредственного начальства.
Почти всегда проверяется не осуществлённая или проводимая работа, а её видимость – то - есть письменное отражение. Лучше всего - в журналах, которые так самозабвенно любят практически все проверяющие. «Комет» – завжди!»- регулярно восклицает с экранов TV пожилая энтузиастка. «Журнал учёта – всегда!» - непременно требует комиссия. Не важно, будь это действительно необходимая книга учёта выдачи больничных листов (финансовых документов!) или солидный фолиант для регистрации качества уборки коридоров и кабинетов.
«Я буду жаловаться!»
- заявляет чем-то недовольный пациент. Причина его недовольства, как правило, не имеет значения - в нашем здравоохранении по-прежнему действует бородатая доктрина: «Клиент всегда прав». Хотя термин «клиент», на мой взгляд, звучит для нас, медиков, оскорбительно: медицина - не сфера бытового или торгового обслуживания, не магазин, не кафе или парикмахерская. Безусловно, больной всегда прав, если дело касается законных требований к профессионализму врача, качеству обследования и лечения, соблюдению медперсоналом этических и деонтологических норм. Но отнюдь не прав, когда совершенно беспочвенно отказывается, например, от необходимых для сохранения его же здоровья профилактических осмотров, флюорографии, прививок и т. д. Категорически не прав, когда позволяет себе грубость и хамство в отношении медиков.
В то же время, любая жалоба, поступившая в вышестоящие органы здравоохранения, даже до её расследования, – всегда ЧП, независимо от обоснованности. «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать!» - утверждал Волк в нравоучительной беседе с Ягнёнком. «Вы виноваты в том, что н а В а с написали!» - говорит главный врач рядовому лекарю ещё д о расследования поступившего «сигнала». –«Как хотите, но никаких жалоб не должно быть!».
«Здравствуйте, я медицинский представитель!»
- эта фраза, произнесённая радостным тоном на пороге кабинета, изрядно надоела мне и моим коллегам. Хотя нельзя однозначно отрицательно относиться к представителям этой недавно появившейся специальности. Встречаются и весьма культурные, вежливые и, главное, высокопрофессиональные люди. К сожалению, основная масса медпредставителей – довольно напористые и нахрапистые, но весьма серые личности, извергающие общеизвестные истины, беззастенчиво и неубедительно охаивающие фирмы-конкуренты, не способные чаще всего ответить на элементарные конкретные вопросы. Их основной довод: наши препараты лучше всех, красивее всех, чище всех, эффективнее всех… А их значительно более высокие цены – полная ерунда, сущая мелочь, даже не заслуживающая внимания…
В подобных случаях, автор этих строк всегда однозначно заявляет: приемлемая цена препарата важна не только для пациента, но и для врача. Первому сохраняет деньги в кошельке, второму – нервы. Как же врачу не нервничать, услышав при повторном визите от пациента, ещё не начинавшего лечиться: «Доктор, я не могу голодать, чтобы принимать назначенные Вами лекарства!» Или пациент вынуждено ищет другого врачевателя, назначения которого не будут столь разорительными для семейного бюджета.
Не боясь показаться ортодоксом и не только по патриотическим соображениям, смею утверждать: многие отечественные и недорогие препараты ничуть не хуже аналогичных, но более дорогих. Наличествуют и импортные – вполне эффективные и, вместе с тем, экономически приемлемые. Об этом говорит немалый коллективный практический врачебный опыт, а не только яркие рекламные проспекты и заверения избыточно ретивых представителей фармацевтических фирм.
Сии заметки написаны не столько, благодаря врождённой занудливости их автора, но актуальности изложенного для нас, врачей, а также и для пациентов.
М. В. МАЙОРОВ
врач акушер-гинеколог высшей категории,член Национального Союза журналистов Украины
(Женская консультация городской поликлиники № 5 г. Харькова)