Жили. Были. Ели. Пили.
Жили. Были. Ели. Пили.
Воду в ступе толокли.
Вкруг да около ходили.
Мимо главного прошли. (Дон-Аминадо)
Не так давно, я где-то вычитал, что интернетовский форум дьякона А.Кураева, считается самым лучшим в сети. Набрал я kuraev.ruи заглянул туда. Заглянув зарегистрировался, а зарегистрировавшись, остался. Засосало.
Этот виртуальный форум действительно не обычный. Кого тут только нет! От атеистов и агностиков, до правоверных мусульман и Православных батюшек. Разброс тем и мнений самый разнообразный. От богословской апологетики до «хочу познакомиться с православной девушкой». От сбора пожертвований детским домам, до просьб о молитвенной помощи в сдаче сессии. По некоторым темам, страсти накаляются с такой силой, что модераторы форума только успевают «морозить» (т.е. лишать слова на несколько дней), слишком разгорячившихся словесных бретёров. Чтобы людей, находящихся друг от друга в тысячах километров и общающихся исключительно виртуально, не обнял бы вполне реальный «Кондратий».
Зарегистрироваться на форуме мне надумалось «сомневающимся». Ведь я как рассудил? Верю ли я, что Бог есть? Верю, а значит я уже не атеист. Храм посещаю, свечки ставлю? Бывает. Молюсь ли? Вот тут уже огрехи. Бормочу всё больше своими словами. Исповедуюсь ли? Ну, было, пару раз. Пощусь ли? А вот это уж дудки. Смиренен ли я в жизни? Опять попадание в «молоко». Завожусь с пол оборота. Умею ли прощать? Да нет, обиды не забываю, а стало быть, злопамятен. А уж о регулярности покаяния и причащения и говорить не приходиться. При таких кондициях к настоящим Православным христианам не примажешься.
Да и может ли человек сам себя назвать Православным христианином? Это ведь как воинское звание. А звание как сам себе присвоишь? Только великому генералиссимусу Л.И.Брежневу такое было под силу. А звание Православного христианина другие людиприсваивать должны. Более достойные, что ли. Более преуспевшие в христианских добродетелях и вере.
Вот так, стало быть, во всём «сомневаясь», и стал я на форуме осваиваться. Высказываться, принимать участие в диспутах, спорах. Если кто спрашивал, какого совета, особенно в медицинских вопросах, старался, по возможности, полно ответить. Но форум это место не столько тихих, философических бесед, сколько настоящее поле боя. На котором есть место и «наездам» и отчаянным сабельным «рубкам» (хорошо, что виртуальным), и просто площадной брани. Попал и я парочку раз под тяжёлый артобстрел критики, под разваливающий до середины седла, полный казацкий взмах словесными саблями. Глотал валидол. Правда, и другие форумчане, не только я, попадали под ураганный огонь изустной картечи, выходя из боёв изрядно ощипанными. Ведь за тем и бьют, чтоб больно было. Приучаешься «держать удар». И вот что, со временем, стало удивлять меня в этом виртуальном общении на Православном форуме.
Очень корректно ведёт себя большинство последовательных атеистов. Спокойно рассуждают агностики и эзотерики. Деликатно ведут «поединки» буддисты. Уважающе-благородны мусульмане. По житейски будничны и приветливы те, кто позиционирует себя как «невоцерковлённые верующие». Но самые непримиримые и безсострадательные, самые бестрепетно вырывающие плевелы и готовые костьми лечь за истину – это католики и Православные христиане. Именно в их темах и высказываниях, чаще всего, идёт отчаянная пальба. Именно они вербально воюют не на жизнь, а на смерть. Ну, с католиками, с теми всё ясно. После того, как Евросоюз принял в январе резолюцию осуждающую «гомофобию», после того как дали срок протестантскому пастору назвавшему гомосексуализм грехом, после того как узаконили в Европе однополые браки, и зачинщиком выступил не кто-нибудь, а певец, сэр Элтон Джон, стало ясно, что мускулы тела церкви в Европе стали дряблыми. Пастырское слово Европейской церкви ничего не может противопоставить новой религии – религии «прав человека». Оттого-то католики и «рубятся» на форуме всё отчаяннее. Они сражаются за своё выживание.
Но от чего такая ожесточённость, такая раздражительность, такое желание припечатывать и обличать у наших Православных Христиан? По ходу общения с ними, из их слов, я узнал о себе самом столько пренеприятнейших вещей, что впал в уныние. Воистину настоящие Православные христиане помогают в реставрации и строительстве Храмов, собирают пожертвования в помощь для приютов, кормят беспризорных детей, передают в дар бельё и оборудование для хосписов и детских домов, собирают средства для онкологических больных, ведут активную миссионерскую деятельность. При этом они регулярно посещают Храм, причащаются и исповедаются. Имеют духовников. Прекрасно знают Писание. Обобщая можно сказать, что настоящее Православное христианство – это деятельная любовь к ближнему, помноженная на молитвенный подвиг и покаяние, всё то, до чего мне грешному, далеко, как до звезды. Вся моя бездеятельность и пассивность, несмиренность и греховность висят на мне, как мельничные жернова. Не сбросив их, не станешь настоящим Православным христианином. Коллективное Православное братство беспощадно сказало мне, что Бог с ними, а не со мной. Я лишь сгусток испарений, бесследно просачивающийся сквозь время.
Из тягостных раздумий меня вывел голос диспетчера. Повод к вызову, порезали женщину 32 лет. Уже подъезжая, я всё понял. Состояние потерпевшего косвенно можно определить по поведению окружающих. Рядом с сердечным приступом всегда толпится народ. Тут народ разбегался во все стороны с ужасом в глазах. Женщину я видел со спины. Она полулежала в кустах, беспомощно растопырив и пальцы и руки. На шее её с левой стороны зияла большая рваная рана, из которой неравномерными толчками вытекала кровь. Кофточка вся пропиталась и обмокла. Как-то сразу подумалось, раз ещё жива и кровь не струёй, то «розочка» до сонной не достала. Знаком быстро показал водиле, чтобы доставал и раскладывал носилки. Хорошо перчатки одел в машине. Беру одну из запасной пары и просто втыкаю её в дырку на шее. Фельдшер сверху кладёт сложенные в несколько слоёв бинты. Пару просто открытых бинтов сверху. Туго бинтовать нельзя – задохнётся. И так еле дышит. Всё чем затампонировали рану держу одной рукой. Другой рукой вместе в водителем выдираем её из кустов,шмякаем на носилки, закидываем в салон. Сама как мел. Давления нет и так ясно. Но водкой прёт - хоть тут повезло. На предплечьях шрамы, стало быть, уже вскрывалась. Вены-нитки, втыкать капельник не во что. Через джинсы втыкаем преднизолон. Машина срывается с места. Продолжаю зажимать пропитавшиеся уже бинты на шее. Вдруг раздаётся её хриплый полуголос: «Вы там только в крови не испачкайтесь. У меня гепатит С». Ёшкин кот, перчатка-то у меня порвалась. Видать когда из кустов вытаскивал. Уже весь вымазался. Вижу, глаза закатывает. Ору: «Не спать, ёксель…говори со мной. Как тебя зовут. Мария? Ну, Маша, мать твою…говори, говори только!» Скривилась, слёзы потекли. Хрипит «жить хочу». «Хочешь ёлы-палы? Так не хватай меня руками, молись растуды...» И тут она быстро зашептала: «Отче наш, иже еси… и дальше, чего я не знаю, не ведаю. И всё так складно, но всё тише, тише…Ну держись же ты, корова-рёва. Мария! Зря, что ли мы все в твоей кровушке уделались?
Так с матом и молитвами, «под Андреевским флагом и с девизом «авось», катаясь по салону в этом долбаном уазике, доскрипели до больнички.
Дальше приёмное, анестезиологи, хирурги. Слабость и опустошённость. Весь сырой. Мысли разбегаются. Гепатит С. Хорошо, что пальцы не поранены. Но всё одно будет думаться. Жена, дети. Им-то за что, если что? А вот, поди, ж ты. И молитвы знает. Чехов, кажется, говорил, что нужно постоянно возноситься мыслию к Богу, а где и когда – не всё ли равно. Значит Бог и с ними, такими, рядом? С пьяненькой, порезанной Машей-парашей? Конечно, Он же для них и приходил. И распялся за них. С теми Бог, с этими то же Бог. А со мной? Обидно.
« - А что сделал ты с душою?..Оторвал её от людей, как зелёный лист от дерева.
- Но я прилепился ею к Богу, чтобы расцвела, как райский крин, - отвечал владыка.
- Это засохший-то листок? Ха-ха…Кружит теперь его ветер во мраке и холоде, ибо всё, что бесплодно, сжигается».
И только зыбкая рябь на воде отражает всё ещё теплящуюся в сердце свечу.
Поздравляю всех коллег с приближающейся Пасхой! Желаю всем добра и здоровья.
Егоров Г.В.