Наиболее частые упреки в адрес 03
1. Вас два часа не дождёшься!
Главная причина — то, что «скорая» работает с огромной перегрузкой. Не хватает персонала (низкая зарплата), автотранспорта (городская администрация не находит деньги на новые машины). Но это ещё не всё. Наш обыватель не хочет ходить в поликлинику, там очереди, он хочет, чтобы врач приехал к нему сам, причём быстро и бесплатно. Отсюда возникает ситуация — «скорая» начинает выполнять работу участковых поликлиник, лечить сопли и ангины, давление и прочие, чаще хронические, не представляющие непосредственно угрозу для жизни заболевания и состояния. При этом её функцию — оказание экстренной медицинской помощи с неё никто не снимает. И вот поступает действительно экстренный, срочный вызов и оказывается, что послать на него попросту некого… Все прекрасно понимают, что в ближайшем обозримом будущем на здравоохранение в стране денег никто не даст, следовательно, ждать увеличения числа парка машин и сотрудников службы 03 не приходиться. Значит, всё напрямую зависит от сознательности населения, которое должно понять: скорая — это не аналог поликлиники. Если нет экстренности и можно спокойно, приняв таблетку аспирина, подождать дома участкового терапевта, а если позволяет самочувствие — и самому дойти до него, то вызов «скорой» в этом случае — по крайней мере, верх эгоизма, поскольку кто-то в этот момент просто может умереть из-за того, что кому-то захотелось посоветоваться по поводу своего запора или насморка. И опять-таки в глазах родных и близких этого умершего будет виновата не баба Дуня из соседнего дома, которая по три раза за сутки вызывает «ноль три» по поводу радикулита и бессонницы, или алкаш дядя Вася, которому не хватает на опохмелку и который решил «поправить здоровье» и позвонил в неотложку, а те замотанные, с красными от бессонницы глазами, медики «скорой» которые вынуждены обслуживать поликлинических, т.е. непрофильных больных…
Ещё один, не менее важный аспект задержки «скорой» — отсутствие чётких надписей номеров домов и названий улиц. Это, конечно, тоже вина городских властей, но кто мешает любому из вас (особенно в частном секторе) взять хотя бы кусок мела (не говоря уж о кисточке с краской!) и написать на собственном доме его номер? Ведь если вы живёте на какой-нибудь 2-й Лысогорской, где ни один дом не имеет таблички с названием улицы и номером, то какова вероятность, что к «скорая» к вам прибудет быстро, даже при наличии свободных бригад? А ведь таких улиц не одна, ни две и даже не один десяток… Но про это упрекающие нас в медлительности почему-то не помнят…
Сейчас почему-то стало правилом среди автовладельцев — не уступать дорогу машине со включённым спецсигналом. Если милиции и инкассации ещё кое-как дают проехать, то «скорой помощи» — нет, перетопчитесь! Да, мы-то перетопчемся, только ваш родственник, ваш ребёнок может в это время не дождаться нас, пока вы вальяжно рулите на своём «лексусе» или «мерине», а то и просто задрипанной «копейке»…
2. Вы лечите только тех, кто вам деньги сунет!
Глупость из разряда «сам ты дурак!»… За более чем 15 лет работы на «скорой» таких вымогателей я не встречал ни разу. Разные попадались врачи и фельдшера — грамотные, и не очень, не всегда корректные и вежливые, но «вышибал» среди них не было… Тот необходимый минимум неотложной помощи, который показан при экстренной ситуации, работник 03 выполняет всегда. Никто и никогда не будет требовать мзды с действительно больного. Но если от скоропомощника требуют сверх положенного, т.е. то, что не входит в его функции, то почему он не имеет право на вознаграждение? Если я, предположим, приеду на вызов, а там вместо сердечного приступа будет фрукт в диком похмелье, который, дыша мне перегаром в лицо, скажет: «Я тут вот забухал, братан, мне бы капельницу…» Почему я должен это делать бесплатно? Наркологи с таких клиентов стригут в пять раз больше нашего и никому в голову не придёт обвинять их в стяжательстве! По правилам, такого пациента я должен направить в наркологический диспансер, где его будут лечить отнюдь не бесплатно, про что сам пациент прекрасно осведомлён, но не желает платить установленную наркологической службой таксу. В функцию же «скорой» бесплатное выведение из запоя не входит. Следовательно, это моё личное право — капать его или нет. По закону я должен порекомендовать обратиться к наркологу и всё, до свидания, дорогие товарищи…
3. Вы специально везёте в самую плохую больницу!
Куда госпитализировать больного выбирает не «скорая». Нам лишь спускают сверху график дежурств стационаров и мы должны его исполнять. Если мы привезём больного в другую, не дежурную в эти сутки, больницу, то больного у нас никто не примет — окончательное решение о госпитализации принимает врач больницы, а не врач «скорой». Этот закон придуман отнюдь не «скорой помощью».
4. Если вы не заберёте меня (его) в больницу, я буду на вас жаловаться!
Очень частая угроза. Обычно это касается хронических больных, от которых устали родственники, одиноких стариков, алкоголиков и наркоманов. Угрожающие не понимают, что во-первых, как я уже упомянул выше, решение о госпитализации в конечном итоге принимает врач больницы, и в случае доставки непрофильного больного, не нуждающегося в экстренной госпитализации именно в этот стационар, пациента просто вежливо попросят покинуть приёмное отделение, причём вопрос обратной его доставки домой целиком ложиться на него самого или его родственников, и, во-вторых, есть чёткий список заболеваний, при которых больного положат на койку, а во всех остальных случаях отправят на амбулаторное лечение в поликлинику по месту жительства. Старость, старческие нарушения психики, не представляющие социальной опасности, а также трофические язвы на ногах, алкоголизм и наркомания сами по себе показаниями к экстренной госпитализации не являются.
5. Почему у вас нет необходимых препаратов и приборов?
Потому, что населению нашему наплевать на то, какая медицина в стране. Каждый, по завету товарища Ульянова, строит свой коммунизм в отдельно взятой квартире или фазенде. И наивно думает, что жареный петух его в одно место не клюнет… По секрету могу сообщить — клюнет! Причём каждого, только в разное время. А у нас в России была хоть одна демонстрация немедиков с требованием увеличить финансирование здравоохранения или повысить зарплату врачам? То-то. А из ниоткуда ничего не появится.
6. Вы мне не нравитесь!
А кто сказал, что мы должны нравиться?! Мы не клоуны, прибывшие на халяву развлечь хозяев, а заодно проверить их самочувствие. Фотогеничные мальчики и девочки по вызову, которые нравятся, вызываются по другому телефону и отнюдь не бесплатно. У нас основным критерием является профессионализм, а не смазливая мордочка. Если у вас конкретные претензии — корректно изложите их бригаде или диспетчеру по телефону, но учтите, что за явный поклёп вы можете быть привлечены к судебной ответственности. Самый частый пример — обвинение в алкогольном опьянении врача, который под утро уже слегка пошатывается от усталости. Так вот, если этот доктор возьмёт заключение в судмедэкспертизе, что он трезв и подаст в суд, то у «правдолюбца» будут большие проблемы.
В заключении можно только сказать — то, что «скорая» ещё работает, большое чудо! Цените это! Нас ставят на грань исчезновения — зарплата мизерная, работа непристижна и опасна, отток профессионалов с каждым годом увеличивается, а молодёжь на 03 отнюдь не рвётся… Скоро лафа с бесплатной «скорой» может закончиться и тогда многочисленным клиентам, привыкшим на ночь получать в мягкое место «тройчатку» или магнезию придётся вызывать коммерческую 03 или переходить на самообслуживание, а обычным, остро заболевшим, малообеспеченным людям просто и тихо вымирать на радость государственным чиновникам.