Горе вам, законники...
Статья доктора Егорова Г.В. (г. Куровское)
Эти слова апостола Луки, который, кстати, был врачом, приведены мной в эпиграфе не случайно. Они вспомнились мне после прочтения интервью председателя Комитета по вопросам охраны здоровья Мособлдумы Галины Уткиной данное ей газете «Ежедневные новости Подмосковья» (от 7.03.06).
Комментировать всё интервью, не имеет смысла. От чиновников такого ранга никогда не услышишь ничего конкретного, кроме заезженных «углубить» и «улучшить». Рядовой читатель, не обладающий медицинским образованием, заглотит наживку г-жи Уткиной и останется, доволен её словами. Ещё бы, ведь сложности первого этапа реализации национального проекта «Здравоохранение» успешно преодолеваются. Из федерального бюджета выделяются огромные, по сравнению с прошлыми временами, средства. В общем «План по валу и вал по плану». А кому-то и план по «налу».
Но нас, медиков, не загипнотизируешь цифрами, не убаюкаешь велеречивыми фразами. Мы прекрасно понимаем, что суммы, выделенные на увеличение заработной платы медикам, никто не будет давать просто так, за красивые глаза. Взамен с медицинских работников многое спроситься. Многократно, в разы, возрастут обязанности. Вырастут претензии у населения. Требования к оказанию медицинской помощи ужесточатся. Нас, однако, всё это не пугает. Пугает нас другое. То, что до сих пор не имеется в наличии чётких критериев качества оказания медицинской помощи. По словам г-жи Уткиной: «Сейчас Минздрав России разрабатывает критерии, по которым в дальнейшем будет производиться оценка качества работы и, возможно, и размер доплат». Это мило. Медики России ещё на заре перестройки впервые услышали о разработке этих критериев в недрах Минздрава. Двадцать лет слышим про них. Меняются президенты. Меняются министры здравоохранения. А критерии всё разрабатываются и разрабатываются. Как говориться: «Уж полночь близится, а Германа всё нет». (И, кстати, разработка критериев качества идёт без участия рядовых медиков.) Критериев оказания качественной медицинской помощи нет, а прибавка к заработной плате отдельным категориям работников уже начисляется. Эти прибавки стали как casus belli в трудовых коллективах. Врачи и медицинские сёстры перескубались из-за этих прибавок. Врачи – педиатры и терапевты поликлиник при направлении больных в стационар теперь нередко слышат от своих коллег: «Вам же вон, сколько прибавили, вот и лечите пациентов на участке. Нечего их к нам в стационар сплавлять». Врачам «Скорой помощи» в стационарах говорят то же самое: «За такие деньги вы должны на дому больных лечить, а не свозить всех подряд в больницу». Минздрав очень постарался, чтобы поговорка Homo homini lupus est, пышным цветом расцвела в корпорации медиков. На практике применена формула «разделяй и властвуй».
Кстати о «Скорой». Не могли бы наши законники из Мособлдумы, а так же уважаемые чиновники Минздрава, в порядке исключения, конечно, пояснить, как им видится качественно оказанная «скорая медицинская помощь»? Она ведь не зависит от одного человека, как, например, работа врача «понемногу обо всём» - врача общей практики. (Которых повсеместно насаждают вместо врачей специалистов). Для наглядности приведу пример. Ночью поступил вызов в деревню к женщине 74 лет с поводом «плохо с сердцем». Водитель три раза ночью, по морозу, ходил прогревать двигатель УАЗа. Поэтому завелись и доехали быстро. У женщины инфаркт с кардиогенным шоком, осложнённый начинающимся отёком лёгких. Давление 60\40 и в анамнезе тридцатилетний сахарный диабет, поэтому периферических вен нет. Плюс светит одна «лампочка Ильича» в 40 ватт. Но, по счастью, фельдшер нашла-таки тонюсенькую венку на тыльной стороне стопы. Удалось ввести всё, что было необходимо через детский катетер. Отёк и болевой синдром купировали. Быстро погрузили с водителем больную на носилки и в стационар. Водитель имел право стоять на переезде, дожидаясь «зелёного», пока не пройдёт товарняк. Но проскочили на «красный» в нарушение инструкции. В стационаре опытный кардиолог сразу поднял больную в реанимацию и то же сделал всё грамотно. Короче, к утру состояние больной было тяжёлое, но стабильное. И всё это потому, что грамотно работал не один врач «Скорой», а целый маленький коллектив. От всех нас вместе зависело качество оказанной помощи. Кто лучше? Кто хуже? Как это решить? Как это учесть, и по какому критерию?
Часто приезжаешь на ДТП, а пострадавший уже мёртв. Все только потому, что гаишнику не хочется в крови запачкаться. А всего-то и делов было голову больного на бок повернуть, чтобы язык не запал. Или привезёшь тяжёлого больного в отделение хирургии, а врач на операции, потому, что «завал» больных. Операция ведь не десятиминутная процедура. И твой пациент «уходит» прямо в приёмном отделении. Весь профессионализм и старания бригады насмарку. Кто тут виноват? Как тут оценить «качество» медицинской помощи?
Сейчас в Екатеринбурге будут судить врача «Скорой помощи», которая, якобы, не смогла правильно оказать медицинскую помощь двум трёхлетним близнецам, задохнувшимся на пожаре. Зато в героях ходит капитан пожарников, который, как написано, пытался делать детям искусственную вентиляцию лёгких способом «изо рта в рот» и не прямой массаж сердца. Из своего опыта могу предположить, что после такого реанимационного пособия у маленьких детей были сломаны все рёбра и разорваны лёгкие. С которыми их и принесли к карете «Скорой». А виновным, конечно, как всегда, оказался «стрелочник», в лице врача. Кто и как здесь будет отвечать за «качество» медицинской помощи? Всё это вопросы не риторические, а прямо касающиеся нашей работы.
Милицию, судейских, чиновников, бизнесменов, депутатов трогать нельзя. Им должно быть комфортно как в памперсе. А кого можно всегда безбоязненно пнуть и сделать «козлом отпущения»? Конечно, врача. И будут пинать приговаривая: «Терпите, вам же зарплату прибавили. Стало быть, вы теперь во всём виноваты».
Грош цена всем этим прибавкам к зарплате покуда врач остаётся, по-прежнему, не защищён законом от произвола чиновников. Покуда в обществе, со сталинских времён, не перестает превалировать доминанта, во всех своих бедах винить людей в белых халатах. А критерий качества оказания медицинской помощи, который никак не может народиться в Минздраве, должен быть один. Благодарность здорового человека, выраженная в определённой форме. Лично мне хватает и простого «спасибо». Не уверен, однако, что такая форма благодарности бывших пациентов будет приемлемой для всех медиков. Именно поэтому в критериях, оценках качества своего труда кровно заинтересовано всё бюджетное медицинское сообщество.
С уважением! Егоров Г.В. Врач «Скорой помощи» г. Куровское.