1 каналу посвящается...
Как известно, здравоохранение является одним из четырёх президентских приоритетов во внутренней социальной политике. В свете чего многие СМИ стали уделять вопросам, касающимся здоровья людей самое пристальное внимание.
В канун Нового года по ОРТ был показан большой телефильм, посвящённый проблемам российской «Скорой помощи». Надо сказать, что теле и радиопередачи, статьи в газетах и журналах рассказывающие о службе «03» появлялись и раньше. Но все они были какие-то куцые, однобокие, поверхностные. Рассказывающие о какой-нибудь отдельно взятой и высвеченной проблеме. Говорилось о низкой заработной плате, скверном оборудовании, низком моральном облике и нечистоплотности медиков «скорой», вымогании денег и т.д.
Надо отдать должное тележурналистам ОРТ. На этот раз, в показанном фильме, в проблемах «Скорой помощи» они попытались разобраться комплексно и досконально. Рассказать о тех проблемах, которые ранее не освещались или о них умалчивалось. Комментарии по ходу фильма давали актёр и певец А.Розенбаум, сами врачи и фельдшера «Скорой». В фильме даже использовались эпизоды снятые скрытой камерой, что вполне возможно и осуществимо сегодняшними технологиями.
Действительно, телезрители, пожалуй, впервые услышали о внутренних проблемах службы «03». О «блатных» бригадах, которые выезжают, в основном, на денежные вызовы, а ночью, по преимуществу, спят. О диспетчерах, которые «нюхом чуют» денежные вызовы и определяют, кого на них послать, чтобы впоследствии им «отстегнули» часть «левых» денег.
В связи с этим вспоминается такой случай из реальной жизни. Взъелись за что-то на меня диспетчера одной из смен. Может, не поделился во время, может, выказал какое-нибудь неудовольствие, по поводу очерёдности вызовов. Ночью поднимаюсь по селектору на вызов с поводом «плохо с сердцем». Категория срочности первая, а по «карте вызова» задержка уже около 40 минут. Т.е. уже 25 минут как я должен находиться на вызове и лечить пациента. Возмущённо спрашиваю у диспетчера, в чём дело. Та, как ни в чём не бывало, заявляет: «Я Вас доктор уже четвёртый раз по селектору вызываю. Вы, наверное, заснули и не слышите». Утром был скандал. После разбирательства у заведующего и «объяснительной», я был реабилитирован. Но могло всё закончиться куда хуже, если бы была жалоба от больного. Или того печальнее, если бы пациент умер. Так что в этом фильм не соврал - диспетчер на «Скорой» царь и Бог.
Упомянуто в фильме и о вымогании денег. Чтож, «в семье не без урода». Некоторыми сотрудниками «Скорой» технология «раскручивания на бабки» доведена до совершенства. Недавно, на форуме неформального сайта «Скорой помощи», был опрос медиков, из-за чего те работают на «03». Из-за «экстрима», по привычке, ради денег или по традиции. Один «инкогнито» написал буквально следующее: «Конечно из-за денег. Нигде столько «бабла» не снимал». В переводе со сленга скоропомощников это означает, что, дескать, нигде столько денег вымогать не удавалось. Но разве на «Скорой» все такие?
Так вот и вышло, что в целом, как это случалось и раньше со СМИ, авторам фильма не удалось избежать соблазна показать саму «Скорую помощь» и работающих на ней медиков в негативном цвете. Через весь фильм авторским лейтмотивом прозвучало, что на «03» работают грубые, некомпетентные, жадные до денег врачи и фельдшера. На примерах из жизни, умело подобранных авторами фильма, было показано, какой угрозе могут подвергнуться больные люди, попади они в руки к таким эскулапам. Поэтому общее настроение от фильма у меня и моих коллег - чувство брезгливости. Как после прочтения пасквиля.
Не случайно существует поговорка: «Чего не подумал – о том не расскажешь. Чего не проплакал – о том не споёшь». Хотя авторы фильма о «Скорой помощи» и выжали из своего знания темы всё, что смогли, самые главные и первостепенные вопросы остались «за кадром». Например, вопрос, почему и кем служба «Скорой помощи» в России доведена до столь плачевного состояния, в котором пребывает теперь? Вопрос в фильме даже вскользь не прозвучал. Про то, что «Скорая» не отнесена министерством М.Зурабова к первичному звену здравоохранения, авторы даже словом не обмолвились. Наконец, ничего не говориться о том, что же, по мнению авторов фильма, в конце-концов должна представлять из себя служба «Скорой помощи» сегодня? В чём конкретно они видят выход из создавшегося положения? В том виде, в котором она существует сейчас, служба «03» существовать не может. «Скорая» сегодня – это реликт советской эпохи, отказаться от которого у общества нет сил, но достойно содержать которую у государства нет средств. Известно, что ни одна страна мира не может себе позволить такую роскошь, как приезд бригады на дом по первому «чиху». Слишком это дорогое удовольствие гонять машину с водителем, врачом и фельдшером к «перебравшему», куражащемуся над домашними, пьянице. Или посылать бригаду в «домик в деревне» за 30 км, где у бабушки, как ей кажется, перебои в сердце и сотовый телефон (подарок от родственников) под подушкой. Здравоохранение в целом медленно, но уверенно переходит на рыночно-коммерческие рельсы. А одну из своих служб и людей, в ней работающих пытается оставить в далёком советском прошлом. Даже если тяга сохранить это прошлое столь сильна в обществе, такое просто невозможно осуществить на практике. Пытаясь в лице «Скорой» законсервировать остатки советской системы здравоохранения, государство и общество обрекают её на уничтожение. Ибо так не бывает, что одной, большей части работающих в медицине людей разрешено зарабатывать своим трудом на достойную жизнь, а другой, меньшей части, всё время отказывают в этом праве, стыдливо бормоча про «бесплатность и общедоступность». Денежные гольфстримы текут вдалеке от «Скорой помощи». В конечном счете, просто аморально затыкать рот самоотверженно работающим людям клятвой Гиппократа, вместо того чтобы достойно платить за, тяжелейший труд. Медики «Скорой» не хотят быть заложниками такой политики. Что уже сегодня видно по тому, как пустеют, подстанции и станции «03» во всех городах и весях. Работать становиться просто некому. Спасать наркоманов от «передоза» в притонах, обрабатывать и бинтовать ножевые ранения на пьяных разборках, доставать из - под снега обмороженных и вшивых бомжей, промывать желудки и ставить капельницы подросткам наглотавшимся «колёс» и успокаивать при этом заламывающих руки от горя матерей – и всё это за зарплату, о которой просто стыдно рассказывать.
Недавно произошло ДТП на Шатурском шоссе. У пострадавшего мужчины были переломы левой бедренной кости, открытый перелом левой плечевой кости, перелом ключицы, травматический шок. Сразу поставили капельницу, ввели наркотики, гормоны. Принялись бинтовать и шинировать. На улице мороз 15 градусов. В салоне еле освещённого УАЗа немногим больше. Возились долго, руки не слушались от холода. Потом ещё километров 15 до больницы. Из приёмного отделения пострадавшего сразу подняли в операционную. В общем, повезло мужику - жив остался. И это всего один из суточных вызовов. Спросите: «Ну и что? Спасать людей - это твоя работа». Знаю, знаю. Тем более согревает, что каждый день мои коллеги, врачи и фельдшера спасают людей тысячами. Душа болит от другого. От того, что об их каждодневном, будничном подвиге за нищенскую зарплату не снимают фильмов, не пишут в газетах. Их с каждым годом становиться всё меньше. Молодой смены нет. Передавать свой опыт некому. Но они упрямо продолжают принимать роды в машинах, таскать по этажам тяжеленные носилки с больными, интубировать, ставить капельницы, делать в одиночку непрямой массаж сердца и при этом дышать «изо рта в рот». Люди знают, что можно набрать по телефону «03», выкрикнуть свою беду - и к ним приедут, и будут спасать, не смотря ни на что. Конкретным людям мы нужны и телефон в диспетчерской не умолкает. Но нужны ли мы государству, раз на государственном канале ТВ снимают подобные фильмы – вот вопрос, который не даёт душевного покоя? А без душевного покоя, по справедливому замечанию А.С.Пушкина, не рождается ничего, кроме эпиграмм. Негатив про медиков, выливающийся на людей с экранов телевизоров и с печатных полос, никогда не будет способствовать улучшению здравоохранения в России.
Георгий Егоров, Врач «Скорой помощи» г. Куровское