История одной госпитализации
28.03.2011
2478
Каждый из нас может столкнуться с ситуацией, когда человек находится в критическом состоянии и ему нужна срочная госпитализация. Казалось бы, все просто - набрал "03", приехала "скорая", положила в стационар. Но, похоже, это не про нас. Приведем "историю одной болезни", одним из участников которой стал автор этой статьи.
Пролог
Пожилая женщина месяц назад перенесла инсульт. Вроде бы удалось ликвидировать все его последствия, но тут начал выходить камень из почки. В итоге почка травмировалась и началось слабое кровотечение, которое, несмотря на попытки его остановить, не прекращалось больше недели. Скорее всего, виноваты лекарства, назначенные после инсульта. Из-за потери крови артериальное давление упало до 90/60 мм рт. ст., а при попытке подняться на ноги женщина теряла сознание. У старушки глаукома и катаракта, и видит она лишь контуры - в незнакомом месте сориентироваться не сможет.В таких случаях, конечно, необходима срочная госпитализация. Чтобы положить старушку в больницу, звоню по телефону "03":
10-00: московская квартира, "скорая" №1
Телефонистка "скорой" отказывается вызывать машину, пока я не назову ей конкретные цифры артериального давления. Того факта, что больная теряет сознание при попытке сесть или встать, недостаточно. В итоге цифры прозвучали, и машина в пути.Бригада приехала на удивление быстро - через полчаса. Я, будучи медиком, поведал им историю болезни, показал все медицинские документы. Однако разговор о госпитализации поставил "скорую" в тупик. Причина отказа - возможное кишечное расстройство. В обычный стационар такую больную не положишь. Порекомендовали обратиться к участковому терапевту, сделали укол для остановки кровотечения и пожелали счастливо оставаться.
11-00: районная поликлиника №XXX, окошко "вызова врача на дом"
Из кабинета слышен телефонный разговор: "Здравствуйте, это доктор. Вам нужен врач? Так вот, у нас сегодня слишком много вызовов, и прийти я не смогу. Приходите сами или сейчас скажите, что вам надо". Из открывшегося окошка вместо медсестры, которая должна принимать вызовы, на меня смотрит взмыленная участковая. Совсем не слушая меня, она сообщает, что помочь не в силах. "Вызывайте снова скорую", - говорит она и возвращается к телефонуПоход к главному врачу, его заместителю и дежурному администратору ничего не дал. Снова возвращаюсь к окошку "вызова на дом", где участковый врач продолжает звонить больным. "Заманить" ее домой мне удалось лишь хитростью, пообещав на своей машине развести ее по вызовам.
Уже в квартире врач измерила давление и вынесла вердикт: острая сердечная недостаточность. Мои речи про обильную кровопотерю слушать она отказалась. "Приедет "скорая" и положит в кардиологию", - сказала она и ушла на другие вызовы. Вот только, на мой взгляд, почечные кровотечения должны лечить урологи, а не кардиологи.
12-30: московская квартира, "скорая" №2
"Скорая" приехала через час после участкового. В квартиру зашел фельдшер восточной внешности с кардиографом. "Раз написано "сердечная недостаточность", нужно сделать кардиограмму", - сообщил медик на ломаном русском. В итоге он оказался единственным представителем "бесплатного российского здравоохранения", кто быстро и правильно поставил диагноз почечного кровотечения. Но вот спускать больную к "карете скорой помощи" с восьмого этажа отказался и потребовал "отдельной оплаты". Получив деньги, он не только нес носилки, но и добился госпитализации в больницу с "хорошей урологией". По крайней мере, все мы считали ее таковой. Еще 200 рублей водителю скорой, и я следую на своей машине за "Газелью" с красным крестом.13-30: приемное отделение городской больница №ХХ
Хваленая больница оказалась крайне неприветливой. Из окошка регистратуры раздается крик медсестры: "какого черта вы привезли больную с инсультом, если у нас нет неврологии!?" Фельдшер пытается объяснить про почечное кровотечение, но на него лишь продолжают кричать.Врач приемного отделения вмешался в этот спор и предложил нам всем по-хорошему ехать в другую больницу, даже не посмотрев на пациентку, которая уже полчаса лежала в коридоре на каталке. Затем осмотр все-таки состоялся - не выходя из коридора. Врач не нашел ни признаков инсульта, ни причин для госпитализации, однако для уточнения диагноза позвал своих коллег.
Врачи-специалисты - уролог, невролог и терапевт - подходили к каталке с интервалом в 20 минут. Почти все их них пытались расспрашивать больную, лежащую почти без сознания. А на меня обратила внимание лишь одна из медсестер, которая предложила самому взять у больной анализы крови и мочи - прямо в коридоре. Однако руки помыть не дала, отметив, что мыло они "из дома приносят". Только один из пришедших врачей, видимо, доцент или профессор, выслушал меня, подтвердил диагноз "скорой", и в конце концов дал "добро" на госпитализацию в урологию.
16-00: все то же приемное отделение, каталка, коридор
Больничные "эсперты" спускалиcь в приемное все с тем же 20-минутным интервалом, измеряли давление. И каждый из них утверждал, что его отделение тут ни при чем - надо класть в соседнее или вовсе отправлять домой. Один из докторов - похоже, главный на этаже - пришел и практически заочно поставил свой диагноз. Он решил, что все дело в воспалениии мочевого пузыря, процесс "уже не острый", и надо отправлять домой.Последний осмотр проводили врачи из урологии. Они объяснили мне, что "больная в лечении не нуждается, нужен лишь уход". За часы, проведенные, в коридоре, давление у нее опустилось до 80/40 мм рт. ст., и она продолжала терять сознание при попытке сесть или встать. Убедить урологов "все-таки положить ее" смог только доцент или профессор, о котором я писал выше. Он заметил, что их поведение в конце концов приведет к беседе с прокурором. Госпитализацию урологи разрешили, но предупредили, что "она плохо видит и до туалета не дойдет. Ухаживать за ней некому, поэтому мы поставим катетер и занесем инфекцию".
В результате я написал отказ от лечения уже по собственной воле: "Претензий к медперсоналу больницы не имею".
18-00: Частный медицинский центр
У входа ждет кресло-коляска. На первом этаже больной сразу сделали анализы, потом отвезли в палату. Дежурный врач зашел познакомиться. Дежурная медсестра показала, как ее вызвать, и поставила капельницу. После этой процедуры цвет губ с синего сменился на розовый, и жить снова захотелось. Не только бедной старушке, которая пролежала больше четырех часов в коридоре городской больницы, но и мне.Я понимаю, что бывает и лучше - сам попадал в городские больницы, где меня действительно лечили и вылечивали. Но, похоже, удачный опыт общения с "государственным здравоохранением" - исключение из правил.
Эй вы, там, наверху!
Систему ОМС пытаются реформировать в течение нескольких лет. Но принятие нового закона уже не первый раз откладывают. Документ "буксует" из-за спора двух ведомств. Грубо говоря, Минэкономразвития считает, что медики должны лучше и больше работать, и тогда их работа будет достойно оплачиваться. Минфин же уверен, что здравоохранению нужны большие дотации из федерального бюджета. А пока идет такая дискуссия, простые граждане "лечатся" по прежней системе, ища в районных поликлиниках "бесплатный сыр".Между тем, есть два способа получить действительно качественную медицинскую помощь - заплатить коммерческой клинике из своего кармана или приобрести полис ДМС. Первый вариант очень дорог, однако больной сам выбирает врачей и объем необходимых ему медицинских услуг.
Во втором случае за него решает страховая компания, но она отвечает и за все возникшие осложнения. По такой схеме, которая хорошо себя зарекомендовала, уже не одно десятилетие работают медики почти всех Западных стран. В нашей стране добровольное медицинское страхование пока не прижилось. Россияне не готовы платить за полис, пока со здоровьем у них все в порядке. То же самое и с автомобильной страховкой - об отсутствии ОСАГО жалеют только после аварии. Получается как в старой поговорке: "Пока рак на горе не свистнет..."