Профсоюз ССиНМП.
28.03.2011
2851
Уважаемые коллеги! В предлагаемой статье мне хотелось бы обсудить некоторые аспекты деятельности профсоюзной организации ССиНМП им. А.С. Пучкова г. Москвы.
Для начала проведем небольшой экскурс в понятие профсоюза и задач, которые он должен выполнять, поскольку далеко не все имеют ясное представление о том, что это за организация и чем она должна заниматься.
Профессиональный союз (профсоюз) - это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов
Профсоюзы рассматриваются в качестве специфических субъектов правовой деятельности. Их статус (правовое положение) определен законодательством, которое устанавливает общую право- и дееспособность профсоюзов, основные (статусные) права и обязанности, а также гарантии их осуществления (см. главу ХV КЗоТ РФ). Вместе с тем в рамках общего правового положения профсоюзов законодательство исходит, с одной стороны, из существования принципа плюрализма в организации и деятельности профсоюзов, а с другой - регламентирует статусы отдельных уровней органов профсоюзной системы, в частности, профкомов предприятий (организаций), отраслевых и региональных профсоюзных органов.
Основные задачи профсоюзов связаны с осуществлением их главной функции - защиты прав и интересов работников в сфере труда и связанных с трудом отношений. Именно с этой целью профсоюзы возникли, для этого в них объединялись и объединяются трудящиеся.
Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и неподконтрольны.
Независимость профсоюзов - первый из основополагающих принципов положения и деятельности профсоюзов, обеспечивается также:
прямым запретом всякого вмешательства органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность профсоюзов, которое может повлечь за собой ограничение прав профсоюзов или воспрепятствовать законному осуществлению их уставной деятельности; имущественной самостоятельностью; правом самостоятельно разрабатывать и утверждать свои уставы, определять структуру, избирать руководящие органы, организовывать свою деятельность;
запретом контроля за деятельностью профсоюзов со стороны органов юстиции, регистрирующих профсоюзы в качестве юридического лица.
Второй принцип - самоуправление предусмотрен Федеральным законом «Об общественных объединениях» и в равной мере относится ко всем общественным объединениям. Применительно к профсоюзам он выражен в упоминавшемся выше их праве самостоятельно принимать свои уставы и регулировать всю внутреннюю деятельность.
Третий принцип - добровольность объединения в профсоюзы закреплен как законодательством о профсоюзах, так и Федеральным законом «Об общественных объединениях».
Четвертый принцип, также прямо закрепленный законом, - равноправие профсоюзов, равенство всех профсоюзов перед законом. Он означает, что все профсоюзы и их органы одного уровня имеют одинаковые права независимо от численности, каких-либо иных
признаков. Тем самым в законодательстве нашел отражение и профсоюзный плюрализм - наличие не одного, а нескольких разных профсоюзов.
Пятый принцип - законность создания и деятельности вытекает из законодательства о профсоюзах и прямо закреплен Федеральным законом «Об общественных объединениях».
Как и все другие общественные объединения , профсоюзы в случаях нарушения законодательства РФ несут ответственность на основании Федерального закона «Об общественных объединениях» (ст.41).
Вы прониклись всей значимостью и мощью той организации, которая гордо именуется ПРОФСОЮЗ? А теперь давайте посмотрим на ее фактическую деятельность, для этого поставим несколько вопросов.
Первый вопрос – оплата труда. Может найдется в аудитории человек, который здраво и аргументировано объяснит мне – почему, выходя на «подработку» (зачастую по просьбе начальства) сотрудник получает 60% от обычной своей ставки? Куда это годится? Что, человек, работающий по «заместительству» на 40% менее квалифицирован или у него на 40% меньше работы? Очень сильно в этом сомневаюсь! Во всех нормальных организациях такие выходы считаются сверхурочными часами и оплачиваются по двойному тарифу! А у нас получается, что чем больше ты работаешь, тем меньше получаешь! Не странно ли это? По моему очень даже странно…
Второй вопрос – отпуски. Продолжительность очередного отпуска на станции Скорой помощи в настоящее время составляет 36 рабочих дней. Но указанная продолжительность установлена намного позднее, чем требовалось по закону. После того, как выяснилось, что сотрудники за несколько лет потеряли энное количество отпускных дней, естественно встал вопрос о компенсациях. В суды был подан ряд исков сотрудников к администрации нашей станции и они были естественно удовлетворены. После чего ЭИС, во избежание волны исковых заявлений и последующей широкой огласки творящихся на ССиНМП безобразий клятвенно заверил коллектив в том, что в ближайшее время все получат положенную компенсацию. Но воз, как говорится, и ныне там. Не странно ли это, при наличии столь грозного защитника прав трудящихся как наш профсоюз? По моему очень даже странно…
Третий, волнующий далеко не всех, но не менее важный – квартирный вопрос. В нашем профкоме оказывается есть жилищный комитет! Вы даже не подозревали об этом? Ничего удивительного, поскольку его деятельность настолько невидна, что начинаешь задумываться – есть ли она вообще. На нашей станции есть большое количество сотрудников, которые остро нуждаются в улучшении жилищных условий. Это разве сереет для профкома? Там есть все необходимые данные. Скажите, разве может человек, живущий в семье из 5-7-9 членов в одно- двухкомнатной квартирке приходить на работу в состоянии, адекватном той нагрузке (моральной и физической) которую он испытывает в течение 24 часов? И таким людям доверяется здоровье и жизнь людей! Не забывайте об этом. Еще ЭИС плачется, что на «скорую» не приходят молодые специалисты из институтов, может и пошли бы, если бы им предоставлялось служебное жилье с последующим переходом в собственность. Как-то пытается решить этот вопрос департамент для врачей поликлиник. Вы скажете – тяжело сейчас с квартирами! Да, не просто, но мы живем в Москве – городе с самым интенсивным строительством. Куда деваются эти квартиры? Я не знаю, а вы? Может жилищная комиссия подскажет? Одни вопросы… Не странно ли это? По моему очень даже странно…
Вопрос четвертый – форма одежды. По приказу ЭИС мы должны ходить и работать в синей форме установленного образца. Куда смотрел наш профсоюз, когда заказывали и поставляли эту, с позволения сказать, спецодежду? Где были защитники наших трудовых интересов? Может в отпуске или под наркозом? Иначе как объяснить то, что мы оказались одеты в эти тряпки, которые похожи на одежду сантехников и с которых моментально поотлетали все отличительные знаки сотрудников 03 в виде световозвращающих нашивок, я уж не говорю про «липучки»? Сам ЭИС с председателем профкома носят эту форму? Попробовали бы они поработать в летнем костюме, который воздух не пропускает по определению и облепляет все тело намертво через 10 минут его ношения. Зато дедушка может гордо заявлять, что вся «скорая» обеспечена форменной одеждой. Надо заметить, что поставка этой низкокачественной формы пошла не на отделение из 15 сотрудников, а на огромный коллектив из 9000 человек и на это истрачены очень немалые деньги. Не странно ли это? По моему очень даже странно…
Из четвертого плавно вытекает пятый вопрос – оборудование, с которым мы работаем. Ни для кого не секрет, что те машины и механизмы, с которыми мы ежедневно выезжаем на линию, изношены до предела. Большинство кардиографов должно было быть списано и заменено на новые (в материальном и моральном аспектах) уже лет пять назад. Кислородная аппаратура более устойчива к воздействиям линейной работы, но она тоже потихоньку приходит в негодность и работающих АНов, ДАРов и КИ остается с каждым днем все меньше и меньше… Про состояние автопарка спецмашин я даже не заговариваю – это разговор для отдельной статьи. Где же громогласный клич нашего профкома, вопиющий об этом аппаратном безобразии? Нет его! Не странно ли это? По моему очень даже странно…
Шестой, тоже немаловажный вопрос – почему наш великий и ужасный профсоюз не добивается признания вирусного гепатита и туберкулеза профессиональными заболеваниями? Ведь наши товарищи заражаются этой дрянью от тех больных, которых они лечат. Чего стоит только пребывание в течение полутора часов в машине с больным открытой формой туберкулеза во время его госпитализации в профильный стационар. А БОМЖи и наркоманы, подбираемые нами с улиц – не источник ли это чесотки, педикулеза, вирусных гепатитов или даже ВИЧ-инфекции? Так почему заболевание указанными нозологиями не относится к разряду профессиональных, за которые положена денежная компенсация? Не странно ли это? По моему очень даже странно…
Не слишком ли много странного в работе нашего профсоюза, который создан «в целях представительства и защиты социально-трудовых прав и интересов»? По моему очень даже много. В чем причина? Она, по моему глубокому убеждению, кроется в том, что профсоюз давно и полностью стал подконтролен ЭИС и уже не борется за наши права, а просто номинально существует, не неся в себе никакой продуктивной сути. Распределение путевок в санатории и организация турслета (за что отдельное спасибо!) это не есть истинная работа профсоюза! Если бы так работали коллеги наших профсоюзных бонз на заводах и фабриках, с ними бы давно работяги выяснили отношения «по простому», а мы, интеллигенция, можем только в курилках шуметь. Пошумим, понегодуем и оставим все как есть… Очень редко кто идет отстаивать свою правоту в суде, и причем также без профсоюзной поддержки.
Может мои убеждения в корне неверны? Тогда мы с радостью выслушаем точку зрения руководителей нашего профсоюза по поставленным в этой статье вопросам.
Dr. Lug