Снимите розовые очки!

28.03.2011 2406

В любом уголке России "скорая" востребована, как никакая другая помощь. По статистике, ежегодно за ее услугами обращается каждый 3-й житель страны и каждый 10-й госпитализируется по экстренным показаниям. Поэтому постоянно стоит задача повышения эффективности и качества работы этой службы, ее доступности для населения. Объяснение простое: скорая медицинская помощь, являясь социально значимым видом, рассматривается как один из ведущих факторов национальной безопасности государства.






В любом уголке России "скорая" востребована, как никакая другая помощь. По статистике, ежегодно за ее услугами обращается каждый 3-й житель страны и каждый 10-й госпитализируется по экстренным показаниям. Поэтому постоянно стоит задача повышения эффективности и качества работы этой службы, ее доступности для населения. Объяснение простое: скорая медицинская помощь, являясь социально значимым видом, рассматривается как один из ведущих факторов национальной безопасности государства. Она не может быть переведена на рыночные условия хозяйствования и стоит на первом месте в Программе государственных гарантий обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью, что предполагает и приоритетное ее финансирование. Если исходить из этого постулата, то и ее сотрудники должны быть на особом счету. Хотя зачем особые условия, пусть бы зарплату достойную платили всем медикам и вовремя... Об этом - открытое письмо в редакцию коллектива станции скорой помощи из г.Иваново.

 

"В последнее время мы столкнулись с рядом проблем, которые не могут решить городская и областная администрации. С марта 2003 г. со станции начался отток квалифицированных специалистов. Так, уволились 26 врачей (16,25%) и 45 фельдшеров (18,07%), а приток кадров минимален. Это связано с низкой заработной платой. Ставка по Единой тарифной сетке у врача колеблется в пределах 1740-2180 руб., а фельдшеров - 1220-1610 руб. Средняя сумма заработка в 2003 г. на скорой помощи г.Иваново составила у врачей 3306 руб., у фельдшеров - 2021 руб. с учетом внутреннего совместительства, то есть в месяц приходится работать до 288-300 часов.

Диспропорция в оплате труда по сравнению с другими городами (Владимир, Ярославль, Москва) привела к тому, что часть врачей и фельдшеров, работающих на станции скорой помощи, нашли совместительство в других учреждениях, в том числе в Москве, где оплата за такую же работу намного выше. Отток квалифицированных кадров ведет к сокращению работающих бригад, что увеличивает нагрузку на оставшихся членов коллектива.

Чтобы материально обеспечить свои семьи, медики вынуждены работать на двух ставках. Такая нагрузка не оставляет свободного времени для восстановления сил и здоровья, для воспитания детей. Работа "на износ" приводит к росту заболеваемости сотрудников по сердечно-сосудистым заболеваниям, неврологическим, онкологическим. А низкая зарплата не позволяет обеспечить лечение и реабилитацию заболевших медицинских работников. Чтобы прокормить свои семьи, медики вынуждены трудиться без отдыха, а это приводит к еще большей заболеваемости. Такой вот складывается порочный круг.

Данная обстановка вынудила коллектив станции 10 октября 2003 г. обратиться к руководителям местного уровня (губернатору области, мэру города, в Законодательное собрание, в городскую Думу, областной и городской отделы здравоохранения) с требованием 100-процентного финансирования скорой медицинской помощи, а в дальнейшем и повышения должностных окладов из местного бюджета с учетом уровня инфляции.

Скорая помощь в течение многих лет финансировалась на 75%, что давало главному врачу основание требовать в горздравотделе полного обеспечения средствами и проводить определенные доплаты работникам станции. С июля 2003 г. по распоряжению горздравотдела с финансирования было снято 300 вакантных ставок, что приблизило поступление денег для станции к 100-процентному и лишило главного врача возможности производить доплаты работникам за напряженный труд по КТУ. Почему-то некоторые чиновники посчитали, что нормативы Министерства здравоохранения РФ, касающиеся финансирования, на территории г.Иваново не имеют никакой силы. Сколько они дадут ставок, таким количеством выездных бригад и будем работать.

В то же время последнюю прибавку должностных окладов "съело" увеличение коммунальных платежей, непомерно раздутые в Ивановской области. В мае 2003 г. отопление за 1 м2 жилой площади стоило 7,43 руб., в октябре - 8,42 руб., в декабре - 10,42 руб., а с января 2004 г. - уже 12,33 руб. Дальше: если холодная вода в декабре стоила 32,04 руб. с человека, то с января 2004 г. - 80,57 руб. (при наличии газовой колонки). Имея заработную плату около 3000 руб., а то и менее, при столь высоких коммунальных платежах не то что жить - выживать невозможно, при том что продолжается рост цен на основные продукты питания (хлеб, молоко, яйца, жиры и т.д.).

Руководство области и города самоустранилось от решения проблем скорой помощи, хотя возможность частично облегчить положение медиков есть. Так, скорая помощь г.Иваново в течение многих лет совершенно бесплатно обслуживает Ивановский сельский район и часть Лежневского. Когда этот вопрос был поднят в коллективном письме, то решением Законодательного собрания области главам администраций вышеуказанных районов было рекомендовано оплатить ССМП г.Иваново фактически оказанные услуги в 2003 г. - выезды на 6,5 тыс. вызовов в сумме 3 млн руб. Это решение никто выполнять и не собирается, мало того, с июля 2003 г. нам расширили зону обслуживания за счет сельского района вокруг г.Кохмы и вновь, конечно, совершенно бесплатно.

Коллектив станции считает, что давно пора перейти к прежне-принятой оплате праздничных и ночных смен - не с тарифной ставки, а с должностного оклада, что тоже чуть-чуть повысит заработок медиков.

Учитывая, что государство в течение многих лет производит доплату работникам скорой помощи за "особые условия труда", считаем, что давно назрел вопрос о снижении стажа для выхода медработников скорой помощи на льготную пенсию. Думаем, будет справедливым назначить льготную пенсию медицинским работникам, отработавшим на скорой помощи 25 лет. По существу, к этому времени вырабатывается весь ресурс здоровья.

Письмо обсуждено и поддержано в коллективах смен. Просим считать его также запросом профсоюзного комитета станции скорой помощи к работодателям всех уровней, так как повсеместно ущемлены наши права".
По поручению коллектива станции скорой медицинской помощи г.Иваново письмо подписал член профкома Владимир ПОЛЕНКОВ.

* * *

Правы ли медики? Да, правы. Это признало и Законодательное собрание Ивановской области, рассмотревшее коллективное обращение 200 сотрудников ССМП областного центра. В своем постановлении оно рекомендовало главе г.Иваново А.Грошеву и Ивановской городской Думе рассмотреть вопрос о выделении 3,5 млн руб. до конца 2003 г., необходимых для обеспечения выплаты заработной платы сотрудникам станции, а также их предложения по совершенствованию системы материального стимулирования работы всех категорий работников и исполнению решений Правительства РФ по охране их труда. В том же постановлении есть рекомендации и областному Управлению здравоохранения выступить посредником при разработке и заключении договоров о сотрудничестве администраций городов Иванова и Кохмы, Ивановского и Лежневского районов по организации скорой медицинской помощи населению силами вышеназванной станции.

Этот вопрос на заседании Законодательного собрания рассматривался в ноябре прошлого года. А уже в канун нового года, точнее 26 декабря 2003 г. пришел ответ от главы города г-на Грошева, в котором "уважаемому Владимиру Павловичу" - Поленкову, подписавшему письмо от имени коллектива ССМП, сообщается, что "увеличить фонды оплаты труда на 2003 г. не представляется возможным ввиду дефицита бюджета". Но изучается вопрос о возможности увеличения фонда оплаты труда на 2004 г. для материального стимулирования работы всех категорий персонала. Кроме того, администрация г.Иваново направила главам обслуживаемых станцией районов все расчеты по возмещению стоимости услуг, оказанных сельскому населению. Как долго придется ждать результата? Да и дождутся ли сотрудники ССМП своих кровно заработанных денег? Сомнения по этому поводу есть, хотя работа станции, как явствует из ответа, находится на постоянном контроле в администрации г.Иваново. А возникают они по той причине, что заместитель главы города Година, признавая, что проблемы, затронутые в письме коллектива, актуальны, но "в большинстве своем находятся в компетенции российского правительства".

Перевести стрелки легче всего. А как быть с оплатой ССМП 3 млн руб. за 6,5 тыс. вызовов в 2003 г.? Это же исключительно в компетенции местной власти! Хотя, конечно, никто не снимает ответственности за нищенскую зарплату медиков с федерального правительства. Только вот как к этой ответственности призвать, кого надо.

Услышан ли будет наконец глас вопиющего о бедственном социальном положении тех, кто заботится о нашем здоровье?

Галина ПАПЫРИНА.

Источник: Медицинская газета



Комментировать