Открытое письмо ЦЭМПа Севастополя
На этот шаг их сподвигло отсутствие должного внимания к проблемам службы скорой помощи со стороны главного врача учреждения Надира Ахмерова, директора Департамента здравоохранения Севастополя Антона Бахлыкова и городских властей.
Весь произвол и безответственность, проявляемые администрацией центра сотрудники изложили в своем письменном обращении к министру здравоохранения РФ. Они просят в срочном порядке навести порядок в службе скорой помощи города, назначить ответственных руководителей, принять меры к нарушителям закона и разобраться с постоянными задержками заработных плат.
Коллектив Центра экстренной медицинской помощи и медицины катастроф попросил редакцию Медицинской справочной Крыма опубликовать обращение на страницах портала. Приводим текст письма без изменений.
Обращение
Вынуждены обратиться к Вам в связи с крайне сложной ситуацией, сложившейся в ГБУЗ Севастополя «Центр экстренной медицинской помощи и медицины катастроф». 2 февраля 2018 г. в ГБУЗ Севастополя «Центр экстренной медицинской помощи и медицины катастроф» (далее – ГБУЗС «ЦЭМП и МК») будет произведено сокращение 6-ти должностей заведующих подстанциями. Департамент здравоохранения г. Севастополя и администрация ГБУЗС «ЦЭМП и МК» в своем решении ссылается на рекомендации главного внештатного специалиста по скорой помощи МЗ РФ Багненко С.Ф.
Мы обратились к нему за разъяснениями. Полученный ответ (прилагается) показал, что С.Ф. Багненко не располагает достоверной информацией о состоянии дел в ГБУЗС «ЦЭМП и МК» и состоянии службы экстренной медицинской помощи в целом по г. Севастополю.
Так с высказанным в ответе тезисом, что: «… небольшое число круглосуточных выездных бригад скорой медицинской помощи обуславливает небольшую нагрузку на заведующих подстанциями» согласиться не можем. По нашему мнению объем работы зависит от количества населения в районе обслуживания и потребности населения в экстренной медицинской помощи, что выражается в количестве вызовов. Пример: подстанция № 2 ГБУЗС «ЦЭМП и МК», имеющая в составе 4 бригады СМП, обслуживает 90 тысяч населения и выполнила в 2017г. 15750 вызовов. Это 3937 вызовов в год на 1 бригаду. Подстанция № 8 ГБУЗС «ЦЭМП и МК», имеющая в составе 6 бригад (4 общепрофильные и 2 специализированные- 1анестезиологии и реанимации и 1 психиатрическая), выполнившая за 2017г. 23350, в среднем на 1 линейную бригаду приходится около 5000 вызовов в год и около 2500 на специализированные бригады. Подстанция № 1 ГБУЗС «ЦЭМП и МК», имеющая в составе 4 общепрофильные бригады выполнила 18768 вызовов, что соответствует 4692 вызова на 1 бригаду в год. Подстанция № 3 ГБУЗС «ЦЭМП и МК» имеет в составе 6 общепрофильных бригад и выполнила за 2017г. 28398 вызовов, что соответствует 4733 вызова в год на одну бригаду. Остальные подстанции (№ 4, № 5, № 6, № 7, № 9) за год в общей сложности выполнили около 40000 вызовов, что связано с малым количеством бригад на подстанциях, малой плотностью населения в этих зонах обслуживания, ландшафтно-рельефными особенностями территории и слабой транспортной инфраструктурой.
Для сравнения, по данным официального сайта ГБУЗ Городская станция СМП Санкт-Петербурга (www.03spb.ru), подстанция №10, имеющая в составе 8 общепрофильных бригад СМП, управляемая освобожденным заведующим и старшим фельдшером, выполнила в 2013г. 18119 вызовов, что составляет 2250 вызовов на 1 бригаду в год. Это почти в 2 раза (1,75) меньше, чем 1 бригада подстанции № 2 ГБУЗС «ЦЭМП и МК», в 2,5 раза меньше, чем подстанции № 8 ГБУЗС «ЦЭМП и МК» и в 2 раза меньше, чем подстанции № 3 ГБУЗС «ЦЭМП и МК». Таким образом, объем работы заведующих подстанциями по экспертизе и контролю качества оказания медицинской помощи, ведению медицинской документации, организации работы выездного персонала в условиях жесткого дефицита кадров, соблюдению сан-эпид. режима, обучению персонала и пр., ни в чем не уступает объему работы заведующего подстанцией № 10 ГБУЗ «ГССМП» г. Санкт- Петербурга.
Отдельно хотим отметить, что в ответе Багненко С.Ф.ссылается на факт отсутствия совместительства заведующих врачами выездных бригад СМП, однако заведующие подстанциями №3 и №8 берут данное совместительство в среднем 0,5 ставок ежемесячно в год, заведующие подстанциями №1 и №2 являются работающими пенсионерами. На подстанциях № 4, 5, 6, 7 (малые подстанции) заведующие не предусмотрены. Считаем, что оснований рекомендовать сокращение должности заведующего подстанцией №10 г. Санкт-Петербурга у Багненко С.Ф. не меньше, чем сокращение должностей заведующих подстанциями № 1, 2, 3, 8 г. Севастополя.
Кроме того, в своих рекомендациях Багненко С.Ф. не учел демографические и географические особенности города Севастополя:
- фактически население г. Севастополя с учетом мигрантов и лиц без официального места регистрации составляет более 1 млн. человек;
- площадь города 863,5 кв. км;
- наибольшая плотность населения сосредоточена в районах обслуживания подстанций № 1, 2, 3, 8;
- протяженность от крайней северо-западной точки (пгт. Кача) до крайней юго- восточной точки (урочище «Ласпи») – более 70 км (для сравнения г. Санкт- Петербург – 32 км);
- большая протяженность и изрезанность береговой линии;
- горная местность;
- отсутствие на данный момент развитой транспортной инфраструктуры.
Во многом благодаря рекомендациям академика Багненко С.Ф.в декабре 2017 г. на должность главного врача ГБУЗС «ЦЭМП и МК» был повторно назначен Ахмеров Н.М., работавший в этой должности с октября 2015 г. по июнь 2017г. и обосновано уволенный предыдущим директором Департамента здравоохранения г. Севастополя. В октябре 2017г. в г. Севастополе Багненко C.Ф. не нашел возможности встретиться с коллективом и получить достоверную информацию о состоянии дел в ГБУЗС «ЦЭМП и МК». Считаем необходимым сообщить Вам, что за 2015г.- 2017г. в ГБУЗС «ЦЭМП и МК» имела место целенаправленная дезорганизация службы и дискриминация кадрового состава.
1. Организационная работа.
За указанный период в учреждении не проводились: – тематические медицинские советы; – лечебно-контрольные комиссии с привлечением врачей высшей категории; – совместные заседания по преемственности с лечебно-профилактическими учреждениями (ЛПУ); – статистическая обработка данных и экспертиза качества по каждому сотруднику на основании сопроводительных талонов; – совещания оперативного отдела. Имеют место нарушения контроля и учета наркотических средств. В целом качественные показатели работы учреждения ухудшились в 2 – 3 раза по сравнению с 2013 – 2014гг., а количество опозданий возросло в 50 раз. Проводится целенаправленная дезинформация СМИ и населения города о состоянии службы экстренной медицинской помощи. Дисциплинарная практика проводится с нарушением требований трудового законодательства и с элементами произвола. Количество жалоб, по сравнению с 2013 – 2014гг., возросло многократно, ориентировочно на 800%! Штатное расписание недоступно и скрывается от коллектива и профсоюзного комитета.
2. Кадровая политика в период 2015г. – 2017г.
Сокращение штата медицинских сестер и санитаров в 2015г. привело к критическому кадровому дефициту, как следствие уменьшилось количество выездных бригад СМП и ухудшились качественные показатели, что заставило прибегнуть к последующему дистанционному обучению медицинских сестер с присвоением квалификации фельдшера. Данная мера оказалась не эффективной. Работа по аттестации сотрудников активно не проводилась, что повлекло за собой снижение в 3 раза количества врачей и фельдшеров высшей категории. Возросла текучесть кадров, увеличился кадровый дефицит. Имеет место нерациональное распределение и нерациональное оперативное управление бригадами СМП, что приводит к неравномерности нагрузки и росту социального напряжения. Сокращение должностей заведующих подстанциями приведет к дальнейшей дезорганизации службы (вследствие отсутствия контроля, экспертизы работы, обучения кадров, нарушения трудовой дисциплины). Имеют место факты незаконного увольнения работников с их последующим восстановлением, а так же факты незаконного поощрения одних работников и ущемление трудовых прав других.
3. Финансово – хозяйственная деятельность.
В июне 2017 г. Ахмеров Н.М. был уволен после проведенной проверки и выявленных финансовых нарушений, а именно: 40 млн. руб. нецелевого использования средств, 52 млн. руб. перерасхода заработной платы. За эти нарушения предусмотрена уголовная ответственность, тем не менее, в декабре 2017г. он назначен повторно и нарушения, допущенные в 2015 – 2016 гг. и первой половине 2017г. продолжаются в настоящее время. В течение 2016 – 2017гг. происходит задержка выплат заработной платы сотрудникам учреждения, за что тоже предусмотрена уголовная ответственность.
Части работников заработная плата выплачивалась не в полном объеме: А.Г. Ананьин – не выплачена сумма 110 тыс. руб. (выплачена по решению суда), Г.В. Ивановой – более 100 тыс. руб., Г.И. Татаренко около 60 тыс. руб., молодым специалистам не выплачивалась предусмотренная коллективным договором 20% надбавка.
В настоящее время работникам заработная плата по совместительству выплачивается не в полном объеме, нарушается ТК РФ в части выплаты за сверхурочные и выходы в выходные дни. С 01.01.2018г. тарифные ставки работников снижены на 20% (впервые за все годы существования послереволюционной России!). В 2016 – 2017гг. закуплены медикаменты, которые не используются и не будут использованы в 2018 – 2019гг. По истечению срока годности они будут помещены в карантин, затем списаны, а это десятки наименований на сумму в несколько млн. руб. В 2017 г. закуплены расходные материалы и средства медицинского назначения ненадлежащего качества (бракованные шприцы, внутривенные катетеры, сухие спиртовые салфетки и пр.).
Часть оборудования, закупленного с превышением розничных цен, не используется вследствие отсутствия необходимости. Отсутствует контроль расхода топлива: количество топлива в расчете на один вызов в 2016 – 2017 гг. увеличилось в 2 – 2,5 раза (по разным подстанциям) в сравнении с 2013 – 2014 гг. Ремонты помещений и автомобилей СМП проводятся бессистемно с превышением смет.
По нашему мнению:
1. качество оказания медицинской помощи не соответствует потребностям населения;
2. финансирование избыточно, но не эффективно и неконтролируемо;
3. служба экстренной медицинской помощи дезорганизована намеренно и целенаправленно;
4. управленческие решения неэффективны, организационные мероприятия не проводятся;
5. финансово – хозяйственная деятельность проводится при условии взаимной выгоды «продавца» и «покупателя», а во многих случаях и «заказчика»;
6. действующая в настоящее время администрация не способна вывести службу из кризиса.
Считаем необходимым:
1. замена руководства и приглашение на работу компетентного в службе скорой помощи руководителя без коррупционного следа;
2. обеспечить контроль над работой учреждения со стороны правительства г. Севастополя, Департамента здравоохранения, органов юстиции, счетной палаты, КРУ и общественных организаций.
При условии компетентного руководства выход из кризиса и улучшение качества оказания скорой медицинской помощи возможны в течение 6 – 12 месяцев. В случае проведения проверки просим не направлять обращение в Департамент здравоохранения г. Севастополя, т.к. в коллективе известно, какой ценой досталось Ахмерову Н.М. повторное назначение на должность главного врача. Проверку просим провести с нашим участием.