ГИБДД штрафует скорую в 1,5 раза чаще
Машины для московских больниц и скорой предоставляет ГУП "Автокомбинат мосавтосантранс". Он же нанимает и водителей. Как рассказали Лайфу в ГУП, в прошлом году оно получило 3446 дорожных штрафов. Это на 39% больше, чем в 2015 году (тогда было 2484 штрафа).
Штрафы приходят в том числе на водителей скорых (которым разрешено нарушать скоростной режим по закону), а также на водителей других видов медтранспорта. Это, например, неотложки, автобусы для перевозки больных из дома в дневные стационары и т.д.
— Процесс идёт по нарастающей, — сказали в Мосавтосантрансе. — Раньше камеры фиксировали только превышение скорости. Сейчас ещё езду по обочине, перестроение не с той полосы... В общем, больше функций у камеры — больше фиксаций правонарушений.
Часть штрафов Мосавтосантрансу удаётся оспорить.
— Показываем путевой лист, прикладываем объяснение водителя скорой о том, что он ехал на срочный вызов, — сказали в автокомбинате. — Какие-то штрафы отменяют, какие-то не отменяют. Есть дорожные камеры, настроенные под определённым углом, они фотографируют номер машины, а маяк и сирену не видят.
Почему вообще скорой приходят штрафы, это ведь экстренная служба?
— В ГИБДД говорят: может, у вас водитель на обед ехал, — сказали в Мосавтосантрансе. — К тому же все эти истории в СМИ о том, что скорая якобы занимается частным извозом. Правда, никогда нас на этом не ловили, ловили только частные скорые.
Как добавили в автокомбинате, штрафы приходят из разных инстанций — из ГИБДД, ЦОДД (Центр организации дорожного движения, подведомственная организация Департамента транспорта Москвы), МАДИ (Московская автомобильная дорожная инспекция, подведомственная организация Департамента транспорта Москвы).
Общую сумму штрафов в Мосавтосантрансе назвать не смогли, сославшись на то, что её никто не считает. При этом в общем доступе есть информация об исполнительных производствах по неоплаченным штрафам автокомбината. Сейчас их 237 (на общую сумму 365 тыс. рублей). То есть средняя сумма штрафа — 1,5 тыс. рублей. Получается, 3446 штрафов, оплаченных в 2016 году, — это примерно 5 млн рублей.
Водители скорой говорят, что все деньги за штрафы комбинат вычитает из их зарплаты. Водитель Дмитрий, отработавший на скорой шесть лет, рассказал, что несправедливые штрафы приходят, к примеру, с подмосковных камер.
— Если наши в область выезжают и попадают там под камеры, приходят штрафы, у нас на подстанции пара случаев таких была, — сказал он. — Почему? Руководство не объясняет, просто заставляет оплачивать. У меня лично такого не было, я, даже если со спецсигналами еду, стараюсь не нарушать.
По словам Дмитрия, за город бригадам скорой приходится выезжать для перевозки тяжёлых больных.
— Например, около Первой градской находится первая подстанция. Они очень часто перевозят тяжёлых больных из других городов (это Орёл, Калуга, Обнинск) в Москву. И чуть ли не из каждой поездки привозят по нескольку штрафов, — пояснил Дмитрий.
По его словам, такие несправедливые правила игры заставляют многих водителей ехать медленнее, чем они могли бы. А если штрафов будет ещё больше, страх тоже вырастет. Потому что при средней зарплате водителя скорой (30 тыс. рублей) штраф в три тысячи — это весьма существенно. При этом есть норматив доезда до пациента — не больше 15 минут (если ехать дольше, тоже накажут). А вот сколько ехать с пациентом в больницу, не регламентируется — просто нужно сделать это как можно скорее.
— Большинство водителей предпочитают не нарушать — ехать чуть помедленнее, — сказал Дмитрий. — Из-за этого происходят конфликтные ситуации с нашими медиками. Медики говорят, чтобы мы ехали быстрее, с нарушениями. Мы, естественно, понимаем, что, если мы нарушим, нас обвинят в этом и никто нам не поможет — ни наше начальство, ни наши профсоюзы, ни наши медики, которые нас просят нарушать. 2 декабря я попал в аварию. Скоро будет суд, и вроде бы выписали протокол, что виноват не я, а водитель другой машины, но на базе сразу же стали грозить увольнением, как будто это я виноват точно. Водителей всегда считают во всём виноватыми.
Другой водитель Мосавтосантранса, Роман, получил в этом году штрафов уже на 7,5 тысячи. Это цена неравнодушия к чужой боли.
— Я работаю обычно на скорой. Но меня просили на месяц подменить водителя автобуса, который возит в больницу людей на гемодиализ (лечение почечной недостаточности с помощью аппарата "Искусственная почка" . — Прим. Лайфа), — рассказал Роман.
Такие автобусы медучреждениям тоже предоставляет Мосавтосантранс. В отличие от машин скорой у автобусов нет сирены и маяков, им не разрешено нарушать правила.
— Люди, которые едут на гемодиализ, очень плохо себя чувствуют, — рассказал Роман. — Они говорят: "Можно чуть быстрее в больницу, а то мне плохо очень, я умираю". Вот нам и приходится нарушать иногда. Я на свой страх и риск нарушал — и попал на семь с половиной тысяч. Хотят уволить уже за штрафы.
Несмотря на личные неприятности, Роман говорит, что не сможет равнодушно относиться к пациентам и ехать медленно, если есть возможность поехать быстрее. При этом ехать быстро и без нарушений скорой могут помочь другие водители, уступив дорогу. Но это случается редко.
— Вот недавно было: тяжелобольного отвёз, инфаркт у него. Никто не уступает, сирена орёт, а всем по фигу. Народ злой. Они думают: скорая спешит, а мы тоже спешим, почему мы должны уступать дорогу. Некоторые специально останавливаются, выходят, начинают кулаками махать и кричать, что надоели им уже скорые.
Ранее, как рассказывал Лайф, в Общественной палате предлагали разрешить скорой таранить автомобили, которые мешают проезду.
— Обязательно и с удовольствием пошёл бы на таран, — говорит Роман. — Чтобы человека спасти, на всё бы пошёл. Если ребёнка нужно довезти до больницы, а дорогу специально не уступают, — вышел бы, по морде дал за это.