Заседание Правительства Москвы

20.03.2014 5627
Заседание Правительства Москвы
Заседание правительства Москвы, посвященное здравоохранению в общем, и скорой помощи - в частности.




С.Собянин: Добрый день, уважаемые коллеги! Переходим к рассмотрению вопросов повестки дня. Московское здравоохранение, безусловно, является лучшей системой здравоохранения всех городов России. Благодаря системным преобразованиям, улучшению материальной базы, оснащению самым современным оборудованием удалось за последние годы достичь позитивного изменения большинства показателей. Сегодня продолжительность жизни москвичей вплотную приблизилась к европейским показателям. Тем не менее проблем в этой области более чем достаточно, это связано в том числе и со структурными преобразованиями, которые идут в здравоохранении, переходом на систему обязательного медицинского страхования и рядом других проблем. Прошу отчитаться о работе за 2013 год и доложить о задачах на текущий. Георгий Натанович (Г.Н.Голухов — Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента здравоохранения города Москвы), пожалуйста.

Г.Голухов: Спасибо большое. Уважаемый Сергей Семёнович! Уважаемые члены Правительства и приглашённые! Вашему вниманию представляется доклад об итогах реализации в 2013 году государственной программы города Москвы «Столичное здравоохранение». Главным итогом выполнения программных мероприятий явилась положительная динамика основных демографических показателей. Ожидаемая средняя продолжительность жизни на 8% превышает среднероссийский показатель и, как Вы сказали, Сергей Семёнович, по итогам отчётного периода составила 75,8 лет. При уровне рождаемости 11,3 на 1 тыс. населения коэффициент естественного прироста населения города Москвы по сравнению с 2012 годом вырос на 14% и составил 1,6 на 1 тыс. населения. Так, уровень общей смертности населения города Москвы в 2013 году снизился до 9,7 на 1 тыс. человек, что на 2% ниже показателя 2012 года, на 11% меньше, чем в 2010 году, и на 26% ниже среднего по России. Младенческая смертность в 2013 году снизилась на 10%. Снижение уровня смертности произошло и от основных причин. Так, на 2,2% в сравнении с 2012 годом снизилась от болезней системы кровообращения, при этом её уровень по Москве на 17% ниже среднероссийского показателя. На 1,3% снизился показатель смертности от новообразований. Смертность населения Москвы от дорожно-транспортных происшествий снизилась на 15%, в результате чего она в 3,7% ниже, чем в среднем по России.

Отмечается дальнейшее радикальное снижение заболеваемости туберкулёзом, которое в целом в 2 раза ниже, чем в Российской Федерации. Таким образом, в Москве уже в 2013 году достигнуты и улучшены почти все показатели, определённые указом Президента Российской Федерации от 7 мая № 598, которые требовалось достичь к 2018 году.

Система реализации публичных деклараций прочно вошла в практику работы Департамента. Дальнейшее развитие получила работа по привлечению общественности к управлению сферой охраны здоровья. Организованы общественные советы при всех медицинских дирекциях, поликлиниках и больницах, а также при Департаментах здравоохранения, по защите прав пациентов. К работе привлекаются ветеранские и волонтёрские организации, активно используются интернет-ресурсы Правительства Москвы, сформирована и прекрасно зарекомендовала себя служба дежурных администраторов.

Ваше указание, Сергей Семёнович, о приоритетном обслуживании ветеранов и инвалидов достигнуто. Обслуживание данной категории граждан поставлено на особый контроль. За прошедший год проведено более 100 акций для различных групп населения и пациентов с целью популяризации городского здравоохранения и профилактики заболеваний, в которых приняли участие более 300 тыс. человек. Благодаря увеличению возможностей для жителей по направлению обращений в Департамент в 2013 году отмечено их увеличение на 15%, при этом отмечается положительная динамика по сравнению с 2012 годом по жалобам. Общее число обоснованных жалоб снизилось на 25%, число жалоб из федеральных органов исполнительной власти — на 17%, в том числе из Минздрава России — на 16%, из Администрации Президента уменьшилось на 12%. Снизилось также на 12% количество жалоб по вопросам организации медицинской помощи, по вопросам лекарственного обеспечения. В то же время на 65% по сравнению с прошлым годом возросло число благодарностей медицинским работникам.

В рамках реализации программы модернизации в 2013 году продолжены закупки медицинского оборудования, в результате в медицинские организации города на экономию дополнительно поставлено свыше 22 тыс. единиц медицинского оборудования, что в 1,5 раза превышает запланированные объёмы. В результате проведённого масштабного переоснащения медицинских учреждений значительно увеличилось количество диагностического оборудования, повысилась доступность проведения высокотехнологичных методов обследования, количество которых возросло более чем в 2 раза по сравнению с 2010 годом, и в соответствии с Вашим замечанием на прошлом отчёте, Сергей Семёнович, основная часть установленного оборудования (около 80%) сегодня работает в две-три смены. Особенно хочется отметить, что эти исследования стали доступны пациентам не только больниц, но и в 30% это наши поликлиники. В 2013 году продолжено оснащение медицинских учреждений аппаратами для ультразвуковой диагностики. Общее число исследований увеличилось на 10%, что особенно важно для раннего выявления и профилактики заболеваний сердечно-сосудистой системы, объём которых вырос на 16%.

Одним из приоритетных направлений развития московского здравоохранения является повышение роли первичной медико-санитарной помощи. Огромное внимание уделялось развитию стационарозамещающих технологий, в том числе увеличению мощности и повышению эффективности работы дневных стационаров. В 2013 году дополнительно открыто 53 дневных стационара, коечный фонд которых при этом увеличился на 24% и составил 10,5 тыс. коек, а число пролеченных пациентов в них увеличилось на 36%. При этом профили расширены: кроме традиционных терапевтического и неврологического это эндокринология, кардиология, офтальмология и хирургия.

Правительством Москвы в территориальной программе госгарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи установлены сроки ожидания приёма врача ниже рекомендованных Минздравом Российской Федерации. Вместе с тем плановые сроки являются только ориентиром. Департамент здравоохранения города Москвы использует все организационные возможности для минимизации очерёдности. Благодаря внедрению единой медицинской информационно-аналитической системы (ЕМИАС), созданной при самом непосредственном участии Департамента информационных технологий, мы получили возможность ежедневного мониторинга сроков ожидания приёма врача и проведения оперативной корректировки при появлении отклонений от плановых нормативов. В результате удалось достичь реального снижения средних сроков ожидания приёма врача. Безусловно, мы понимаем, что бывают и отклонения в бо́льшую сторону, наша задача — их исключить.

Приоритетное направление в развитии здравоохранения города — медицинская профилактика. В 2013 году сформирована трёхуровневая система. Для развития системы первичной профилактики в 2014 году в составе амбулаторных центров будут созданы окружные центры медицинской профилактики. В 2013 году начат масштабный проект по проведению диспансеризации взрослого населения. Всего прошли диспансеризацию свыше 2 млн человек, включая членов Правительства. Полученные результаты свидетельствуют о том, что 29% взрослого...

С.Собянин: Георгий Натанович, отвлекитесь от бумажки. У вас объём диспансеризации увеличивается в 2 с лишним раза с 2013 на 2014 год. Мы и до этого знали, что там не всё в порядке и приписок более чем достаточно, и реальная диспансеризация проводится не всегда. При увеличении объёма в 2 раза как вы предполагаете обеспечить контроль?

Г.Голухов: Сергей Семёнович, мы создали очень серьёзную службу внутриведомственного контроля на основании, в частности, Ваших замечаний уже по этому вопросу, и мы планируем, что после перехода на подушевое финансирование наши приписки все уходят в прошлое. Таким образом, через ведомственный контроль мы будем контролировать проведение диспансеризации.

С.Собянин: Подушевое финансирование и диспансеризация никакого отношения друг к другу не имеют. Они финансируются из разных источников и контролируются по-разному.

Г.Голухов: Безусловно, но я говорил в целом о приписках, Сергей Семёнович...

С.Собянин: Я прошу обратить на это внимание.

Г.Голухов: Хорошо, Сергей Семёнович. Будет сделано.

У 36% пациентов мы выявляем факторы риска, и 36% пациентов требуется проведение обследования и лечения из этой группы. Ведущие факторы риска изображены на слайде. В 2013 году удалось добиться в сравнении с 2012-м уменьшения на 3% числа случаев временной нетрудоспособности в городе Москве, а это ни много ни мало приблизительно 800 млн рублей экономии бюджетных средств.

В 2013 году проведена огромная работа и по первичной профилактике инфекционных заболеваний. Удельный вес пациентов, вакцинированных в соответствии с национальным календарём профилактических прививок и по эпидемпоказаниям, превышает 95%. В 2014 году Правительством Москвы дополнительно выделено 300 млн рублей, которые будут направлены на проведение вакцинации против таких заболеваний, как грипп, пневмококковая, ротавирусная инфекция, ветряная оспа. Одним из базовых приоритетов является развитие скорой и неотложной медицинской помощи. Возрождение отделений неотложной медицинской помощи взрослому населению, а также оптимизация их работы для детского населения позволили повысить эффективность работы станций скорой помощи, что привело к дальнейшему сокращению временны́х параметров: прибытие бригады — в среднем до 16 минут, на экстренные вызовы — до 14 минут, на ДТП — до 8,8 минут.

Ещё один итог формирования службы неотложной помощи на дому (это хорошо видно на слайде) — впервые за последние восемь лет в 2013 году практически не отмечено увеличения выездов бригад скорой помощи, притом что ранее прирост составлял 6–8% в год. При отсутствии развитой службы неотложной помощи количество вызовов достигло бы 4,7 млн, что неизбежно привело бы к снижению доступности и оперативных показателей скорой медицинской помощи. За 2013 год на территории Москвы...

С.Собянин: Георгий Натанович, вот смотрите, что вы докладываете. У вас идёт активный рост вызовов скорой помощи и активный рост одновременно неотложной помощи. У нас что больше больных становится в городе, и всем одновременно потребовалась скорая помощь? Если у вас идёт рост такой неотложной помощи, у вас должно быть уменьшение вызовов скорой помощи, а у вас идёт увеличение и того, и другого. Пусть даже ненамного, но всё равно идёт рост.

Г.Голухов: Сергей Семёнович, мы здесь на слайде показали, что вот есть точка, это если бы выросло, Сергей Семёнович, то было бы 4600, а за счёт неотложной...

С.Собянин: Слушайте, оно вообще не должно расти, у нас что каждый год всё хуже и хуже со здоровьем у москвичей? Вы же докладывает, что от года к году лучше, а вызовов больше. Значит, хуже становится, больше проблем со здоровьем, хуже работает профилактика, хуже работает амбулаторное звено. Вы сложите эти две цифры, сколько у вас получится, скорую и неотложную? У вас выросло почти на 1 млн вызовов. Так же не должно быть!

Г.Голухов: Сергей Семёнович, за январь—февраль этого года у нас пошёл отрицательный...

С.Собянин: Я не знаю, что у вас отрицательное пошло, но то, что вы показываете, да ещё гордитесь этим, это недостатки в работе очень серьёзные. Это означает, что ваша профилактика вся — это всё дутые цифры, они не работают, потому что людям требуется неотложная и скорая помощь — и всё больше и больше. Вы понимаете это? Или это просто дутые цифры. Или то, или другое. Чудес не бывает.

Г.Голухов: Сергей Семёнович, мы согласны с тем, что зачастую...

С.Собянин: Если согласны, работайте. Докладывайте дальше.

Г.Голухов: Спасибо. Хорошо. В результате повышения эффективности работы коечного фонда нам удалось сократить среднюю длительность пребывания пациентов на койке активного лечения до 9,4 дня.

Наряду с другими факторами такой шаг вперёд стал возможным в результате внедрения многих медицинских технологий, в том числе роботизированных систем. В этом году уже 68 роботизированных операций за два месяца было сделано. Однако уровень эффективности использования коек активного лечения в стационарах города Москвы сегодня пока ещё отстаёт от клиник ведущих европейских государств — 7–8 дней, что является для нас одним из индикаторов при определении приоритетов развития городского здравоохранения.

В результате проведения широкомасштабных мероприятий по развитию ангиологической службы достигнуто двукратное увеличение таких жизненно важных пособий, как ангиопластика, стентирование сосудов сердца. Из 20 центров, в которых такая помощь оказывается, 19 работает в круглосуточном режиме. Средние сроки ожидания оказания ВМП по наиболее востребованным профилям сократились по сравнению с 2012 годом на 7,9%, притом что за 2013 год с применением высоких технологий пролечено более 96 тыс. москвичей, что на несколько процентов больше, чем в 2012 году.

Безусловным приоритетом является охрана материнства и детства. Уровень охвата комплексной пренатальной диагностикой женщин, поставленных на учёт в первый триместр беременности, превысил 70%. Нельзя не отметить, что ежегодно уменьшается частота абортов у женщин фертильного возраста.

Традиционно в городе Москве неонатальный и аудиологический скрининг проводится всем новорождённым детям. Положительной динамики достиг и охват патронажем детей первого года жизни, профилактические медицинские осмотры проводятся практически всему детскому населению Москвы, это 1 млн 800 тыс. детей.

В 2013 году продолжено внедрение современных информационных систем здравоохранения. Во всех поликлиниках для записи на приём к врачу внедрена электронная регистратура, увеличено количество сервисов, в пилотном режиме внедряется электронная медицинская карта.

Важнейшей задачей для Департамента здравоохранения является сохранение и укрепление кадрового потенциала отрасли. За счёт кадровой реструктуризации в 2013 году укомплектованность государственных медицинских учреждений достигла около 92%, при этом соотношение врача и среднего медицинского работника приблизилось к показателю 1 к 2. Впервые в 2012 году начаты, в 2013 году существенно расширены зарубежные стажировки специалистов городского здравоохранения, причём их количество возросло, география расширилась. И очень важным является соглашение наше с Московским городским университетом управления Правительства Москвы, где для нас будут готовить кадры высшего управленческого персонала по программе второго дополнительного профессионального образования, без которого через несколько лет руководить медицинским учреждением будет недопустимо.

В 2013 году достигнуты плановые показатели достижения уровня заработной платы, установленного «дорожной картой» во исполнение указа Президента № 597, рост составил 10%. В результате средняя заработная плата врачей возросла до 73 тыс. рублей, а средних медицинских работников — до 55.

Задачи городского здравоохранения на 2014 год определяются в соответствии с приоритетами, представленными на данном слайде. Эти, казалось бы, простые формулировки потребуют большой напряжённой работы. 2014 год является результирующим по оценке эффективности проведённой модернизации и реструктуризации городского здравоохранения.

Основные задачи на 2014 год, представленные на слайде, являются продолжением работы, проведённой в 2013 году, при этом их реализация с учётом достигнутых показателей должна быть более качественной и эффективной, особенно в области финансового менеджмента, рационального использования имущественного комплекса и дальнейшего развития государственно-частного партнёрства. В заключение хотел бы отметить, что, перефразируя выдающегося врача XIX века Матвея Мудрова о том, что лечить нужно не болезнь, а больного, Сергей Семёнович, Вы поставили перед нами крайне амбициозную, невероятно сложную и уникальную по масштабу задачу — лечить не отдельно взятую поликлинику, больницу, женскую консультацию, роддом и так далее, а в целом одновременно всю нашу систему здравоохранения. Это в свою очередь невозможно без помощи абсолютно всех структур московской Мэрии, департаментов, правоохранительных структур, депутатов Московской городской Думы и, конечно, Вашей личной поддержки, Сергей Семёнович. Спасибо всем большое.

С.Собянин: Работа системы обязательного медицинского страхования входит составной частью в государственную программу?

Г.Голухов: Сергей Семёнович, она входит составной частью, но мы в этом году поставили перед собой задачу значительно более централизовать нашу совместную работу с фондом — что, может быть, нам ещё в недостаточной степени удалось в этом году, — для того чтобы управление финансовым ресурсом здравоохранения было как бы единым и финансами Департамента здравоохранения и Фонда обязательного медицинского страхования.

С.Собянин: Замечательно, только в задачах на 2014 год этого ничего нет — ни разработки стандартов, ни наведения порядка в тарификации, ни синхронизации показателей работы госпрограммы и работы Фонда обязательного медицинского страхования и соответствующей территориальной программы. Если вы хотите этим заниматься, так и ставьте эти задачи и формулируйте их должным образом.

Г.Голухов: Есть. Сформулируем и представим.

<...>

Источник: сайт правительства Москвы.





array_merge(): Argument #1 must be of type array, null given