ГАЗ проехал госзаказ

28.03.2011 2066
Рабочие ГАЗа написали письмо министру здравоохранения и социального развития Татьяне Голиковой с просьбой разобраться в "возмутительной ситуации", которая сложилась с закупками автомобилей "скорая помощь" в рамках нацпроекта "Здоровье".




Рабочие ГАЗа написали письмо министру здравоохранения и социального развития Татьяне Голиковой с просьбой разобраться в "возмутительной ситуации", которая сложилась с закупками автомобилей "скорая помощь" в рамках нацпроекта "Здоровье".

 

Возмущение заводчан вызвало то, что в конкурсе победили не они, а конкуренты из другой российской компании - "Соллерс". Борьба была неравной, утверждают на ГАЗе. Но пенять за то, что "Газели" оказались непригодны для тяжелобольных, нижегородцам приходится только на себя.

В последние несколько лет госзаказ как манна небесная осыпал нижегородский автозавод деньгами. Новенькие "Газели" с красными крестами все чаще мелькали в российских городах, и многим на ГАЗе казалось, что так будет всегда. Но незаметно в Елабуге, в особой экономической зоне, подрос конкурент - Fiat Ducato. Его производит компания Sollers, больше известная по марке "УАЗ". И когда нацпроекту понадобились машины другого класса - для перевозки тяжелых больных - заказ вдруг уплыл к "итальянцам в России". Что тут началось!

Лоббисты у нас отличные...

Дошло до того, что несколько дней назад - дело было на совещании в Кирове - губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев пожаловался президенту Дмитрию Медведеву. Мол, ситуация на ГАЗе - одном из столпов автопрома - очень сложная. Долги не реструктурируют, а тут еще и госзаказ сократился. Тендер на поставку автомобилей "скорой помощи" выиграл почему-то не ГАЗ. Возмущению Шанцева не было предела - он заявил президенту, что государство тем самым продемонстрировало полное небрежение к отечественному автопрому и забыло о понятии "справедливость". К таким ярким словам можно только добавить, что "Соллерс" - это тоже отечественный автопром. Fiat Ducato сейчас на 40% состоит из российских деталей, а в следующем году будет состоять на 70%.

Вчера свое негодование - уже в письме министру Татьяне Голиковой - выразил, как сообщила пресс-служба ГАЗа, "многотысячный трудовой коллектив завода".

- Все требования тендера были составлены исключительно под автомобили одной марки, - сообщил на пресс-конференции Олег Марков, заместитель директора дивизиона "Коммерческие автомобили - группа ГАЗ", - это Fiat Ducato. И теперь собираются закупать автомобили вообще без тендера!

На ГАЗе, который недавно объявил о сокращении еще 6 тысяч сотрудников, сетуют, что Fiat Ducato стоит почти наполовину дороже, чем "Газель". И почему же он победил?

...а вот машины - не очень

Про ходовые характеристики "Газелей" в нашей стране знают все - прочувствовали, что называется, на собственной пятой точке. Во многих городах уже запрещено использовать их в качестве маршруток по соображениям безопасности. А уж что случится в этой "трясовозке" с тяжелобольным или новорожденным в процессе реанимации - могут представить себе только врачи. Собственно, они и выдвинули требования к тому, какой должна быть "скорая" для таких больных. Естественно, высокие. Это, как пояснили нам в Минздравсоцразвития, определенная настройка подвески, габариты салона (он должен быть высоким), системы активной и пассивной безопасности, параметры работы двигателя. В расчет принимали также экономичность и большой межсервисный пробег.

Что же предложил ГАЗ? Вместо дизельного двигателя (он экономичнее) - бензиновый. Вместо переднего привода - задний. Вместо высокой крыши - низкую. Подушки безопасности отсутствуют. Да Бог с ними, с подушками, даже комплектацию "скорых" медицинским оборудованием ГАЗ изменил, "подправив" требования заказчика. "Под видом товаров российского происхождения предлагались изделия, произведенные в КНР", - говорят в министерстве. К тому же нижегородцы "слукавили" по поводу разрешения на использование медицинских изделий. Вот и проиграли, чему были несказанно удивлены.

 

Иногда побеждает лучший

Остается вопрос: о чем думали на ГАЗе, когда решили "не заморачиваться" и выдвинуть на тендер "Газель обыкновенную"? О том, как потратят государственные деньги? Были, наверное, уверены в победе, в том, что денег все равно дадут. Времена сложные, а стабильная работа ГАЗа означает нормальную жизнь для десятков тысяч человек. ВАЗу вон дали, так неужто ГАЗу не дадут? За такими приятными мыслями когда там думать о качестве и об условиях тендера...

- В новых заказах от автопроизводителей Нижегородского края остро нуждаются до 1 миллиона работников по всей стране, - пишет Валерий Шанцев в своем письме премьеру Владимиру Путину (письмо было также отправлено вчера). - ГАЗ находится сейчас в крайне тяжелой ситуации, обусловленной воздействием кризиса.

С этим не поспоришь. Но ведь проблемы не только у нижегородского автозавода, они у всех. А чего хотел ГАЗ? Победы без борьбы не бывает даже в случае с государственным заказом. Кризис - это как раз повод поднапрячься и заняться борьбой с конкурентами. Причем не через лобби, а через качество.

Хотелось бы, чтобы мастодонты отечественного автопрома наконец поняли, что ломоть им в рот никто не положит - надо его добыть. Вместо того чтобы удрученно констатировать, что потребитель предпочитает иномарки, надо хоть что-то делать для того, чтобы предпочитали наше. Ну кто мешал ГАЗу предложить вариант, который соответствовал бы требованиям? Мы же знаем, что у них есть авто с высокой крышей, недоумевают в Минздравсоцразвития. Судя по всему, понадеялись, что и так "прокатит", ведь все последние несколько лет в рамках нацпроекта "Здоровье" закупали только "Газели". Но нет, не "прокатило". А может, теперь газовцы станут умнее и активнее? Никто не заинтересован в гибели автозавода, которая обречет на безработицу миллионы людей, но все заинтересованы в качественных автомобилях.

Источник- Финансовые Известия





Комментировать