О работе 03 Минска

28.03.2011 1736
Невозможно найти человека, который никогда в жизни не вызывал бы «скорую помощь» — для себя или своих близких. Даже если все в порядке, каждому из нас очень важно знать, что в случае чего нам обязательно помогут люди в белых халатах. Малейший перерыв или сбой в их работе чреват самыми непредсказуемыми последствиями.




Невозможно найти человека, который никогда в жизни не вызывал бы «скорую помощь» — для себя или своих близких. Даже если все в порядке, каждому из нас очень важно знать, что в случае чего нам обязательно помогут люди в белых халатах. Малейший перерыв или сбой в их работе чреват самыми непредсказуемыми последствиями.

 

Между тем у медиков иногда складывается впечатление, что мы делаем все возможное, чтобы помешать им. У представителей этой службы накопилось много обид, вопросов, предложений. Наболевшим решили поделиться зав. кафедрой скорой медицинской помощи и медицины катастроф БелМАПО, главный специалист Минздрава Беларуси по скорой медицинской помощи Леонид Миронов и главврач Минской городской станции скорой медицинской помощи Виктор Сиренко.

«Скорая помощь» приехала — пациента нет
— Ни для кого не секрет, что в поликлиниках у нас очереди, пойти туда — значит практически потерять день. Поэтому часто можно наблюдать следующую картину, — говорит Виктор Сиренко. — Получаем вызов: болит сердце. По указанному адресу выезжает бригада. Ее встречает бабушка со словами: вот, назначили кардиограмму, а в поликлинике очередь на неделю, сделайте мне сейчас. Ради этого она и вызвала бригаду. Бывает, нас вызывают лишь для того, чтобы получить бесплатный укол или таблетку, делятся врачи «Скорой помощи». В поликлинике ведь надо отсидеть очередь к врачу, выписать рецепт, пойти с ним в аптеку. А тут получишь лекарство, лишь подойдя к телефону.
Медиков иногда поражает, с какой легкостью люди набирают 03, не задумываясь, что пока им делают укол, где-то может истекать кровью попавший в аварию человек. Никто не поздравил с праздником — человек расстроился — поднялось давление — он звонит в «03»… Болит голова или рука — набирается тот же номер…
— Более 50% вызовов не требуют немедленного приезда «скорой помощи» — это случаи, когда следует обратиться в поликлинику, — утверждает Леонид Миронов. — Наша же служба, по идее, должна вызываться тогда, когда развилось состояние, угрожающее жизни. Какая помощь необходима в каждом конкретном случае, решает диспетчер, принимающий вызов, а также старший врач смены. Диспетчер, чтобы оценить ситуацию, как правило, задает уточняющие вопросы. Помимо всего прочего они нужны и для того, чтобы определить, какую бригаду выслать, потому что есть специализированные бригады реанимации, кардиологические, неврологические и т.д. Они имеются в столице и в областных центрах. Но некоторые люди обижаются, считают, что при этом теряется драгоценное время. Если четко отвечать, это займет не более минуты. Зато человеку впоследствии будет оказана более эффективная помощь.

Бывает и так, что «скорая» приехала и не нашла пациента (такие случаи составляют около 3%). Значит, деньги выброшены на ветер. Между тем один выезд бригады в Минске обходится в среднем в 44 тысячи рублей… Вспомнили медики и случай, возмутивший их до глубины души. Диспетчер получил вызов: болит сердце. На наводящие вопросы звонивший отвечать не стал, бросил трубку. Когда бригада приехала, оказалось, что у мужчины болит палец, он побывал в поликлинике, купил выписанную врачом мазь, а «скорую» вызвал для того, чтобы медики помазали ему больной палец. Мазь лежала в шкафу, и ему самому было лень ее доставать…

На 110 бригад — 20 мобильных радиостанций
У специалистов есть градация вызовов по срочности: например, есть вызовы, предполагающие выезд бригады в течение 4 минут. Бывает и так, что бригада уже поехала по вызову, и тут поступает еще один — из категории срочных: случилась авария. В этом случае, если нет других свободных бригад, отзывается та, которая выехала по более «спокойному» звонку. Леонид Миронов вспоминает случай, происшедший на его дежурстве, когда он еще работал на станции скорой помощи. Звонок из аэропорта: аварийная ситуация, не может сесть самолет. А на борту 300 человек. Девять часов вечера — самый пик вызовов, между тем аэропорт просит 10 —15 бригад. Конечно, их пришлось перебрасывать с других вызовов…

— Поэтому «скорая помощь» должна работать в режиме ожидания, как пожарная служба, — утверждает главврач Минской городской станции скорой медицинской помощи Виктор Сиренко. — Если нет срочных вызовов, бригады должны находиться в состоянии полной боевой готовности, а не разъезжать по звонкам, которые должны быть отнесены к компетенции поликлиник. Только в этом случае мы будем полностью уверены, что сможем спасти всех тех, кто действительно находится на грани жизни и смерти.
«Скорую помощь» по дисциплине Виктор Иванович сравнивает с полувоенным формированием. Судите сами: медики, работающие в этой службе, не имеют права на сон, не должны ни на минуту покидать территорию подстанции во время дежурства, если нет вызова. Для них не существует праздников или плохой погоды. И ни одна чрезвычайная ситуация не обходится без их помощи: людей в белых халатах вызывают на разминирование, пожар, любое ЧП… Между тем техническая оснащенность этой службы оставляет желать лучшего. Необходим прорыв в материально-техническом обеспечении «скорой помощи», убежден Виктор Сиренко. Справедливости ради надо сказать, что в последнее время есть определенные подвижки в этой области. Так, недавно столичная служба «скорой помощи» получила два реанимобиля и, наконец-то, достойные средства связи — мобильные переносные радиостанции (имеющиеся мобильные телефоны в количестве 51 шт. не всегда хорошо зарекомендовали себя на выездах, обслуживающих массовые мероприятия). Правда, дали всего 20 мобильных радиостанций. А в городе 9 подстанций, более 125 бригад, которые выезжают за сутки в среднем на 1500 вызовов…

«У нас каждый постовой милиционер имеет подобную радиостанцию, — говорит В. Сиренко. — Но разве помощь врача менее важна? Ведь до сих пор бывают случаи, когда бригада, отъехав от подстанции на расстояние 5 км, теряет с ней связь»…

Врачи страдают от хулиганских выходок и хамства
Было время, когда люди встречали «скорую помощь» на улице, у подъезда. Сегодня врачи иногда подолгу «танцуют» на морозе, пока кто-нибудь откроет дверь. Очень часто им приходится иметь дело с весьма неприятными и, что хуже всего, неблагодарными пациентами: пьяными, самоубийцами, получившими травмы в драке. Когда же люди в белых халатах просят помочь, например, при транспортировке пострадавшего, то не всегда эту помощь получают. Порою работники «скорой помощи» чувствуют, что воспринимаются как какая-то прислуга, врачу даже могут не разрешить сесть на диван, чтобы сделать необходимые записи…

Медики, работающие на «скорой», поголовно страдают от хронического стресса, поэтому подавляющее большинство их курят. У них частые простуды, потому что приходится в любую погоду полураздетыми выбегать из машины. Проблемы с желудком, у многих язвы, потому что порой некогда перекусить…

Поэтому уходят кадры, особенно молодежь. Их дефицит сегодня составляет почти 40%. Столичная служба скорой помощи готова принять на работу около 200 человек, а в год приходят лишь около 10 выпускников медуниверситета. Люди не хотят здесь работать, несмотря на то, что средняя заработная плата в этой службе выше, чем у других медиков. И ситуация не изменится, пока не поменяется отношение к ним. Нужна хорошая техническая оснащенность, равные возможности городской и периферийной скорой помощи (пока что они значительно отличаются по оснащению, штатному составу, транспорту и, соответственно, качеству оказания помощи). Требуются нормальные условия труда, достойная зарплата. И — элементарное уважение к их нелегкому труду… Каждый из нас может однажды оказаться в экстремальной ситуации. Когда жизнь висит на волоске, мы уповаем на врача как на Бога. И нередко забываем о нем, как только опасность миновала. Работники Минской городской станции скорой медицинской помощи признались, что крайне редко бывает, чтобы человек пришел сюда с букетом цветов — поблагодарить за то, что спасли…

l Один выезд бригады «Скорой» в Минске обходится в среднем в 44 тысячи рублей
l В Минске 9 подстанций «скорой помощи», более 125 бригад, которые выезжают за сутки в среднем на 1500 выездов
l В прошлом году в целом по стране «скорая помощь» выехала почти по 3 млн. вызовов

А за рубежом так...
В Латвии примерно половина вызовов «скорой» являются платными. Это те вызовы, которые не относятся к разряду скорой помощи. То есть если человек не хочет идти в поликлинику, он может вызвать «скорую помощь», но должен при этом оплатить ее услуги.
В Израиле машины «скорой помощи» — это практически поликлиника на колесах. Эта служба может провести минимальное обследование, взять анализы. Но, например, приближающиеся роды там не считаются поводом для вызова скорой помощи, поэтому роженицы добираются до роддома на своем автомобиле или на такси.
В США на «скорой помощи» дежурят парамедики, т.е. люди, не имеющие медицинского образования. Они обучены элементарным правилам оказания реанимационной помощи и способны проделать необходимые манипуляции при травмах, переломах и т.д. Если же человек хочет получить специализированную, профессиональную медицинскую помощь, он должен платить.





Комментировать