Попасть в ДТП и выжить
Современная жизнь диктует свои условия и уже никого не удивить тем, что на работу порой приходится добираться по 2 часа. Пробки, что поделать! Никто не удивляется и карете «скорой» с включенными мигалками, надежно утрамбованной в стройной веренице автомобилей.
А между тем, более чем в 30-ти авариях ежедневно травмируются около 200 киевлян, и на помощь к ним спешат 125 бригад скорой помощи и 60 бригад «неотложки». И временной фактор играет здесь основную роль.
- Я занимаюсь травмой последние 42 года, - говорит завкафедрой грудной хирургии и пульмонологии НМАПО им. Шупика Анатолий Макаров. - Еще в 1960 году мы начали изучать этот вопрос в Киеве. И на тот момент количество травм составляло порядка 4,5 тысяч в год. Проведя это исследование, а затем, повторив подобное еще через 3 года, мы убедились в том, что оказание медицинской помощи у нас ничуть не улучшилось.
Тогда 18,6% пациентов погибали во время операций на органах грудной клетки. В итоге нам удалось открыть отделение, которое называлось отделение травм грудной клетки, что позволило снизить летальность до 1,3%. Но сейчас положение очень далеко от идеала. В прошлом году в России от травм погибло более 35 тысяч человек, при этом 100 тысяч остались инвалидами. У нас ситуация не лучше.
- В чем же причина?
- Основная причина такой высокой смертности - это время доставки больного. В 30% случаев причиной смерти является поздняя госпитализация. Существует понятие «золотого часа», то есть то время, в течение которого после получения травмы пострадавшему необходимо оказать помощь. Так вот, каждые 5 минут опоздания на 5% увеличивают возможность смертельного исхода.
Сегодня Украина переживает «травматическую эпидемию». Все осознали значение эпидемии туберкулеза, СПИДа, онкологическую эпидемию, но никто в нашей стране не понимает, что такое «травматическая эпидемия». Ежегодно при травмах мы теряем в несколько раз больше, чем за 10 лет войны в Афганистане. Более того, 3/4 пациентов гибнет на догоспитальном этапе.
Это ли не свидетельство несовершенства оказываемой помощи? Причин тому много: отсутствие оснащения, квалификации и т.д., ведь даже среди тех, кто попал в больницы, погибает 13 000 человек в год. Для сравнения: летальность в госпиталях в Европе и США в 10 раз меньше, чем в нашей стране.
- Что нужно, чтобы хоть как-то исправить ситуацию?
- Киев нуждается в большом количестве отделений политравмы. Мы же с вами видим, что творится на дорогах. Доставка пациента в Медгородок иногда может занимать до 1,5 часов, а в дневное время еще дольше, а если политравма у человека солидная, то довести его живым практически невозможно.
Я думаю, что очень важно обучать население. Конечно, я имею в виду и культуру поведения на дороге. Ведь не секрет, что не все водители уступают карете скорой помощи дорогу, и медики вынуждены по несколько часов добираться к месту происшествия. Но еще нужно людям объяснять, что при политравме пострадавшего необходимо вести в медучреждение, которое готово к оказанию соответствующей помощи, а не в любое попавшееся. Было бы неплохо пускать коротенькие передачи по радио, телевидению. Поскольку от этого во многом зависит жизнь пациента.
- Часто происходят случаи, когда минуты решают все в жизни пострадавшего?
- Я бы сказал, что в случае политравмы даже секунды решают все. По европейским стандартам скорая должна прибыть к пострадавшему в течение 15-ти минут, при этом у них автомобили оснащены всем необходимым для оказания первой помощи, а после этого больного немедленно доставляют в отделение.
У нас же врачи долго толкаются по пробкам, а когда прибывают, то только и могут, что обезболивающее вколоть и опять же по заторам вести в больницу, куда родственники должны сами приносить все лекарства и даже инструменты.
Сейчас нам помогают состоятельные люди, многие из которых в прошлом сами к нам попадали. Вот был случай, когда к нам поступил очень тяжелый пациент после ДТП. Его пришлось буквально по частям собирать, очень долго пролежал на искусственной вентиляции легких.
Такие больные требуют постоянного внимания и огромной психологической затраты. А у нас с кадрами - сами понимаете. Средний медперсонал уходит. Осталось несколько человек, которые пришли к нам выпускниками медучилищ. На этих фанатах все и держится.
Они того пациента и выходили, а позже он отделению очень помог финансово. Вообще должен сказать, что в отделении интенсивной терапии нужны, конечно, и знания, и особый подход, но помимо прочего, необходимы еще милосердие, сочувствие, сострадание - без них невозможно.
В европейских странах ситуация обстоит куда лучше. Там пациента, поступившего в отделение, не вынуждают ждать, пока придет свободный специалист, который потом еще и скажет, что данная травма не в его компетенции и отправит больного в соседнее медучреждение.
- В любой палате отделения неотложной помощи в Швейцарии на стене весит секундомер, который отмечает, сколько времени пациент проводит в палате, - рассказывает Эвалдас Чеснулис, старший ординатор Цюрихского университетского госпиталя. - Рядом с кабинетом находится компьютерный томограф, который позволяет в течение нескольких минут дать полную диагностику всех повреждений от головы до таза.
- Насколько оперативно прибывает помощь в Европе?
- Если несчастный случай произошел в городе, то автомобиль обязан прибыть через 10, максимум 15 минут. Если же травма получена в горной местности, то на место вылетает санитарный вертолет, на борту которого находятся хирург, фельдшер, анестезиолог, а пилот также обучен оказанию первой помощи. В Швейцарии крыша каждого госпиталя оборудована специальной посадочной площадкой для приземления вертолета и быстрой транспортировки пострадавшего в отделение.
...Интересно, как бы позавидовали «белой завистью» швейцарским пациентам одни мои знакомые, которые несколько лет назад катались на лыжах в одном из закарпатских курортов.
Горнолыжным спортом парни занимались недолго, но достаточно для того, чтобы решить, что их профессионализма достаточно, чтобы покорить не только общепризнанные трассы, но и те, где туристам кататься не рекомендуют.
Долго взбираясь на крутой спуск и предвкушая море адреналина, молодые люди и не подозревали, чем через 10 минут обернется эта затея. Долго не думая, самый смелый, резко оттолкнувшись, полетел вниз по извилистому спуску. Его друг и сейчас не может забыть, как, не проехав и половины дороги, парень, странно подлетел и исчез в клубах поднявшегося снега. Оказалось, что из-за незнания трассы он налетел на заснеженный камень и серьезно поломал ногу и плечо. Поскольку рядом не было ни души, второй горе-лыжник около часа искал помощь, пока приятель лежал по пояс в снегу и не мог пошевелиться.
Помощь пришла в лице местного жителя и его меховой телогрейки, которую тот подстелил под пострадавшего, после того, как еще минут через 40 спустился к нему. Протащив на таких самодельных носилках почти «отключившегося» от холода и боли юношу, спасатель «успокоил» его, весело произнеся: «сейчас будет больно, но там внизу недалеко больница» и, не дав опомниться, спустил тело вниз с небольшого спуска.
В итоге все закончилось хорошо, и, пролечив в больнице около месяца перелом со смещением, которое возникло после транспортировки пациента, ребята вернулись домой, и даже задумываются о поездке на горнолыжный курорт. Правда, по-моему, в Швейцарию.
Источник: ИнтерМедиа консалтинг