Слушать пульс города
Российская газета: Андрей Петрович! Традиционно принято сетовать на те или иные медицинские службы. Если просто вылечили, просто помогли, если не было ничего уникального в диагностике, если оперировали простой аппендицит, - так это в порядке вещей, так и быть должно. А вот если пришлось посидеть в очереди на прием, если в палате стационара нет удобств, если УЗИ сделали не сию минуту... Гнев и возмущение соискателей здоровья не знают границ.
Андрей Сельцовский: Это обычная человеческая реакция, тем более реакция того, кто болен. Да, бывает обидно. И каждый случай недовольства мы анализируем. Если надо, принимаем меры. Вы говорите, что медицинская служба под прицелом. Так вот Москва под двойным, тройным. Потому как все трудные, особо тяжелые случаи заболеваний стекаются в столицу. Не только в ее федеральные центры и НИИ, в наше городское здравоохранение. Так было всегда, так и теперь, тем более что известна на этот счет позиция мэра Москвы, московского правительства: в помощи не отказывать никому. Приведу один пример. Почти в три раза за последние пять лет уменьшилась в столице младенческая смертность. Смертность женщин при родах сократилась в два раза. В год мы теряем в родах 15 женщин. Убежден: это много, это ЧП, трагедия для города. 30 процентов тут иногородние роженицы. Именно на них в основном приходятся осложнения при родах. Но разве можем отказать иногородней беременной? Да никогда!
РГ: Хотя это огромные деньги, заметная нагрузка на городской бюджет...
Сельцовский: Наша служба не жалуется на финансирование. Приведу некоторые цифры. В 2002 году в стационарах городского подчинения было 71 193 койки. В 2007-м - 72 658. Стоимость одного дня пребывания в больнице (1 койко-день) в 2002 году была 464 рубля, в году нынешнем- 2513 рублей, в 2002-м пациента кормили на 45 рублей в день, в нынешнем- на 94 рубля. Медикаментов тратилось на 126 рублей в 2002 году, теперь- на 229 рублей. Один пролеченный больной в 2002 году обходился бюджету в 16 777 рублей, в году нынешнем - в 40 733. Одно посещение вра ча в поликлинике составляло 461 рубль, теперь-1113 рублей. Вот такие средние цифры и цены. Иные возможности диагностики, лечения, реабилитации. Иная стоимость лекарств, не говоря уж об оборудовании. Раньше о таком и речи не было, теперь есть. Для него нужны новые помещения, новые расходные материалы и так далее.
РГ: А стены очень часто старые. Москва - не из числа молодых городов. Многие старейшие себя зарекомендовавшие учреждения находятся в памятниках архитектуры. Как вдохнуть в них новую жизнь?
Сельцовский: 37 процентов столичных лечебных учреждений именно в таких помещениях. Да, они когда-то в XVIII-XIX веках строились специально как больницы. Но тогда не только компьютерных томографов, но и рентгена не было. Ультразвук, лучевая диагностика, экспресс-лаборатории... А теперь-то все это есть. Но чтобы все это действительно стало достоянием каждого нуждающегося, нужны иные условия, иная материальная база службы здоровья.
РГ: А памятники трогать нельзя...
Сельцовский: Да, новое строительство или реконструкция объектов (с увеличением их площадей) на территории исторически сложившихся медицинских учреждений, имеющих статус памятников истории, запрещено. Сейчас по поручению правительства Москвы организована рабочая группа: Москомнаследие вместе с Москомархитектурой прорабатывают возможность исключения части территорий этих больниц, где нет памятников, из охранной зоны. Это позволит в ближайшее время решить многие проблемы нового строительства на территории больниц-памятников. Уже появились современные корпуса на территории Боткинской больницы, НИИ скорой помощи имени Н. В. Склифосовского, на территории Первой градской. Планируется в этом году сдача нового комплекса зданий больницы N 24 на Писцовой улице. В 2009- 2010 годах вырастут новые корпуса в НИИ скорой помощи...
РГ: Но помимо строительства и реконструкции таких уникальных стационаров есть и другие объекты и нового строительства, и реконструкции...
Сельцовский: В прошлом году появились новый родильный дом в Зеленограде, поликлиника в Кожухове, пристройка к зданию Диагностического центра N1 в Юго-Западном округе... В этом году будут введены новый корпус Центра патологии речи и нейрореабилитации, Медицинский центр при МГУ имени Ломоносова, пищеблок при больнице N 45, откроются после реконструкции родильный дом N 20, взрослая поликлиника на 750 посещений в смену в Бирюлево-Западном и детская поликлиника на 250 посещений в смену в первом микрорайоне Кожухова. Кстати, эта детская - за счет средств инвесторов. В следующем году появятся еще две поликлиники, еще две подстанции скорой помощи, еще 5 корпусов различного назначения в городских стационарах и так далее.
РГ: Вот вы говорите о поликлиниках. Многие из них занимают первые этажи жилых помещений...
Сельцовский: Еще куда ни шло, если изначально они там планировались. Но часто их потом туда внедряли. Так они там и теснятся по сей день. Хотя очевидно, что по всем параметрам современным требованиям они не отвечают. Нельзя не учитывать того, что в свое время они появлялись в районах пятиэтажек. Теперь жилье строится иное - многоэтажное. Раньше зона обслуживания поликлиники включала 20-30 тысяч населения. Теперь 70 тысяч. Не можем мы с этим не считаться. Есть план вывода поликлиник из жилых домов, план строительства совершенно новых, которые будут отвечать требованиям национального проекта "Здоровье".
Еще одна наша проблема. Большинство построенных в прошлом веке типовых семиэтажных больничных корпусов не соответствуют нынешним санитарным нормам. В 36 стационарах города таких 55 корпусов. Их необходимо капитально ремонтировать. При этом никак не обойтись без сокращения коечной мощности на 30-40 процентов.
РГ: Как же быть?
Сельцовский: Выход один: необходимо в перспективе предусмотреть строительство новых типовых лечебных корпусов, позволяющих снизить нагрузку на медицинские корпуса, построенные ранее. И такая работа будет проводиться Москомархитектурой вместе с нашим департаментом в будущем году.
РГ: Андрей Петрович! Новые корпуса, новое оборудование, новые технологии...
Сельцовский: Понял, к чему вы клоните: кому работать в этих корпусах, кому поручить новое оборудование, кому по силам применение высоких технологий? Проблема кадров... К работе в новых условиях медиков пока по-настоящему не готовят. В одночасье ситуация не изменится. Но идти по пути ее изменения необходимо. И учреждения нашей службы всегда были и готовы впредь быть базой для подготовки современных кадров.
"Российская Газета" - Московское обозрение №4743 от 4 сентября 2008 г.
Версия для печати
... а между тем...
Россияне уходят в платные клиники
Более 60% соотечественников недовольны государственной медициной.
Лишь 18% россиян довольны качеством услуг отечественной медицины. Об этом свидетельствует опрос, проведенный в августе 2008 года Аналитическим центром Юрия Левады. При этом более 60% респондентов нынешний уровень медобслуживания не устраивает. Социологи констатируют: несмотря на проводимые реформы, каждый второй в стране не видит положительных изменений в сфере медицины. Получить хорошее медицинское обслуживание при необходимости может лишь треть россиян (30% семей респондентов), тогда как не могут себе этого позволить 66% участников опроса.
Результаты опроса свидетельствуют о том, что число недовольных работой врачей в несколько раз превышает количество россиян, положительно оценивающих работу лечебных учреждений. Так, лишь 23% опрошенных считают, что качество медицинских услуг за прошедший год улучшилось, 25% уверены, что оно ухудшилось, и 48% отмечают, что ничего не изменилось.
Что касается предпочтений, то больше всего соотечественникам нравится лечиться в ведомственных клиниках (70% довольны обслуживанием). На втором месте оказались частные больницы и частная скорая помощь (68% оценивают этот сервис как хороший). А вот государственный сектор медицины отстает от них с большим отрывом. Отсюда новая тенденция: в последнее время россияне стали чаще обращаться в платные медицинские центры. По данным экспертов, средняя семья, проживающая в крупных и средних городах, тратит в год на врачей и лекарства 12,4 тыс. руб. В то же время по показателю медицинских расходов на душу населения Россия занимает 75-е место в мире, уступая таким странам, как Турция, Мексика и Польша. Объем государственного финансирования здравоохранения в нашей стране составляет около 3% ВВП, что значительно ниже 5%, рекомендуемых Всемирной организацией здравоохранения.
По мнению эксперта фармрынка, генерального директора Национальной дистрибьюторской компании Настасьи Ивановой, «недостаток финансирования медицины сказывается на уровне обслуживания в государственных лечебно-профилактических учреждениях. Квалификация медиков зачастую невысока — конкурентные специалисты уходят в платные клиники, где доход несравнимо выше. Записаться на многие исследования (УЗИ, рентген, компьютерная и магнитно-резонансная диагностика) становится возможным лишь за 1–2 месяца. В стране сложилась ситуация, когда у рядового пациента нередко просто не остается выхода, кроме как пойти в платную клинику. Неудивительно, что рынок коммерческой медицины сегодня процветает. А заодно и страховой рынок: многие страховые компании, работающие в сфере добровольного медицинского страхования, стремятся строить собственные клиники. Обслуживание в них дорогое, зато только так страховщики могут быть уверены в качестве услуг».
Генеральный представитель венгерской фармкомпании д-р Ласло Почайи считает: «Система здравоохранения, которая сегодня функционирует в России, во многом была взята из опыта европейских стран — преимущественно Германии, где развита практика выделения специального налога, за счет которого оплачивается медицинское обслуживание населения. Сегодня в России довольно успешны платные ЛПУ, которые совместно со страховыми компаниями активно развивают направление добровольного медицинского страхования. Конечно, эта услуга на рынке адресована лишь людям с высоким и выше среднего уровнем дохода. Современная медицинская наука развивается стремительными темпами, неудивительно, что новые разработки в медицине и применение новых методов лечения требуют затрат значительных средств. Все это приводит к тому, что установившийся уровень финансирования здравоохранения перестает отвечать потребностям населения в охране здоровья. Назревает необходимость в реформировании системы. Исправить ситуацию при разработке стратегии развития отрасли возможно, используя опыт западных стран в области управления и реформирования системы здравоохранения. В особенности это актуально по причине того, что Россия сталкивается отчасти с теми же проблемами, что и развитые страны Запада, в частности с удорожанием медицинского обслуживания и ростом демографической нагрузки».
Источник- МК