О работе службы скорой медицинской помощи
... в 2004-2007 гг. и I квартале 2008 г.
Росздравнадзор провел анализ данных Федерального регистра медицинских и фармацевтических работников за 2006-2007 гг., результатов мониторинга показателей реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» за 2006-2007 гг., данных отраслевой статистической отчетности за 2004-2006 гг. (Форма №40, утвержденная приказом Минздрава РФ от 26.03.1999 г. №100), а также данных проведенного опроса территориальных органов Росздравнадзора и органов управления здравоохранением субъектов РФ.
Процессе проведения работы осуществлялось информационное взаимодействие с общественными организациями: Национальным научно-практическим обществом скорой медицинской помощи, Ассоциацией работников правоохранительных органов РФ, Общественным советом по защите прав пациентов при Росздравнадзоре. В результате проведенного анализа был выявлен ряд общих для всех субъектов РФ тенденций в динамике состояния службы скорой медицинской помощи в период 2004—2007 гг.: во первых, парк санитарного автотранспорта был обновлен в среднем на 50%, во-вторых, с 1 июля 2006 г. средний уровень оплаты труда работников скорой медицинской помощи вырос в 2 раза.
Однако при сопоставлении с данными отраслевой статистической отчетности положительной динамики по основным отчетным показателям, отражающим эффективность мероприятий по оказанию помощи на догоспитальном этапе, не наблюдается. Численность пациентов, госпитализированных службой скорой медицинской помощи в стационары, увеличилось на 8,7%, численность пострадавших в ДТП — на 5,6%. При этом прирост числа внезапных заболеваний и состояний составил 2,4%.
Практически на всей территории России (за исключением Москвы и С.-Петербурга, где скорая медицинская помощь находится в ведении субъекта РФ) затруднена координация деятельности подразделений службы скорой медицинской помощи, работающих на границах различных муниципальных образований. В случае отсутствия свободных бригад в одном муниципальном районе, из другого муниципального района бригады зачастую просто не выезжают, независимо от причины вызова.
По данным анализа письменных обращений граждан за 2006—2007 гг., поступивших в Росздравнадзор, оказание скорой медицинской помощи населению ухудшается. В 2006—2007 гг. прирост числа обращений граждан в Росздравнадзор по вопросам качества оказания медицинской и социальной помощи составил 44%.
Большинство бригад скорой медицинской помощи являются фельдшерскими — 57%, что не может не сказываться на качестве предоставляемой медицинской помощи. Самое главное, фельдшеры не могут использовать в своей работе дефибрилляторы и другое оборудование, рассчитанное для работы врача и поставленное в рамках национального проекта «Здоровье».
Федеральный регистр медицинских и фармработников в 2006 г. включал в себя 36920 сотрудников выездных бригад СМП, в 2007 г. их число увеличилось до 40013 человек. При анализе динамики изменений кадрового состава выездных бригад за период 2006—2007 гг., проведенном на основании данных регистра, отмечено:
- Значительное преобладание лиц, занимающих должность «фельдшер СМП» — 76%, в то время как количество врачебных должностей составляет 17,4%, «медсестер СМП» — 3,9%.
- Увеличение удельного веса группы молодых специалистов (1980—1989 г.р.) с 15,3 до 23,4%, при снижении количества лиц остальных возрастных групп из числа наиболее квалифицированных и опытных сотрудников (1960—1979 г.р.);
- Увеличение общего количества субъектов РФ, где отмечен рост числа специалистов, нуждающихся в обучении: с 57,5 до 84,9%;
- В 19% субъектов РФ численность специалистов, которым необходимо повторное обучение, превышает 10%: Республика Адыгея — 42,6%; Пермский край — 29%; Москва — 24%; Свердловская область — 19,5%; Ленинградская область — 18,4%; Брянская область — 18,2%; Псковская область — 17,4%, Костромская область — 15,5%, Архангельская область — 14,8%; С.-Петербург — 14,4%; Республика Карелия — 13,8%; Волгоградская область — 10,7%;
- Количество несертифицированных специалистов растет: с 2026 человек (5,5%) в 2006 г. до 3268 (8,2%) в 2007 г. Среди специализированных бригад по состоянию на 31.12.2007 г. наличие несертифицированных специалистов отмечено в 50% субъектов РФ, наиболее неблагоприятна ситуация в Костромской области, Пермском крае и С.-Петербурге;
- Отмечен рост численности несертифицированных специалистов по всем основным должностям: врачи — с 4,9 до 8,7%; фельдшеры — с 4,3 до 8,1% и медсестры — с 2,8 до 6,4%, в среднем с 4,3 до 8,2%. Учет непрофильных вызовов является ключевым индикатором качества организации работы амбулаторно-поликлинических учреждений. Прирост их количества свидетельствует о недостаточной работе участковой службы с больными хроническими заболеваниями, слабой организации неотложной медицинской помощи в амбулаторно-поликлиническом звене. Из-за этого значительное количество выездов бригад скорой медицинской помощи к больным, нуждающимся в экстренном поддержании жизненных функций, и на места происшествий выполняется несвоевременно. Систематизированный учет непрофильных вызовов ведется только в 2 субъектах РФ — Москве и С.-Петербурге.
Изучение общественного мнения сотрудников скорой помощи, проведенного в форме on-line опроса, подтверждает ранее выявленные проблемы. На 16.03.2008 г. приняли участие в заполнении анкеты более 400 сотрудников СМП из всех субъектов РФ.
По результатам on-line опроса сотрудников скорой медицинской помощи выявлено следующее:
- при неизменившемся общем количестве бригад 41% опрошенных сотрудников скорой помощи отмечает снижение количества врачебных бригад, 20% — специализированных бригад, при этом 38% опрошенных отмечают увеличение количества фельдшерских бригад скорой помощи, что и подтверждается официальными статистическими данными;
- 90% сотрудников скорой помощи отмечают возросшее количество вызовов, при этом 49,5% отмечают снижение их профильности для скорой помощи;
- от 38 до 56% сотрудников отмечают, что ситуация по материально- техническому состоянию станций (бытовые условия и расходные материалы), одежды не изменилась или стала хуже;
- в плане обеспечения оборудованием 81% сотрудников отмечает прогресс, однако полученное оборудование используют менее половины врачей и фельдшеров, что обусловлено либо его недостаточным качеством, либо неумением на нем работать;
- 51% опрошенных отмечают отсутствие роста уровня подготовки специалистов СМП;
- более 50% респондентов отметили, что пишут карточку по стандартам, а процедуры проводят, как знают и умеют.
Особенно обращают на себя внимание ответы, касающиеся создания координационного центра развития системы неотложной медицинской помощи при амбулаторно - поликлинических учреждениях. Большинство респондентов считают целесообразным создание координационного центра по СМП при Минздравсоцразвития России).
Таким образом, при повышении показателей укомплектованности автомобилями, увеличении заработной платы медицинских сотрудников скорой медицинской помощи и оснащении медицинским оборудованием, основными выявленными проблемами скорой помощи являются:
- Отсутствие возможности на муниципальном уровне координировать деятельность скорой помощи с соседними районами, невозможность оказать скорую помощь на территории другого района из-за полного отсутствия преемственности в работе.
- Отсутствие должной координации действий между службами экстренной помощи: санитарной авиации, медицины катастроф, выездных областных консультативных служб субъектового подчинения и скорой помощью, как правило, муниципального подчинения.
- Несовершенство единой формы учетно - отчетной документации.
- Невозможность исполнения требований стандартов оказания скорой медицинской помощи в связи с отсутствием материально-технического обеспечения.
- Существование значительных различий в размерах финансирования на нужды службы даже в соседних муниципальных районах.
- Нецелевое использование бригад скорой помощи на перевозку плановых больных, дежурствах на различных мероприятиях и т.д. по распоряжению местного руководства.
- Нарушение приказа Министерства здравоохранения РФ от 26.03.1999 г. №100 о самостоятельности скорой помощи как юридического лица при количестве населения муниципального образования более 50 000 человек. Также до сих пор не применяется на практике приказ Министерства здравоохранения РФ от 11 марта 2003 г. №93 «Об отраслевой программе «Скорая медицинская помощь»».
- Отсутствие возможности в большинстве регионов создания электронной диспетчерской службы и установки систем спутниковой навигации на машины.
- Недостаточная укомплектованность службы скорой помощи квалифицированными кадрами, в т.ч. специалистами, свовременно прошедшими переподготовку; несовершенство системы подготовки кадров службы СМП как высшего, так и среднего звена.
- Недостаточный уровень заработной платы и благосостояния сотрудников скорой медицинской помощи, а также их социальной защищенности.
- Расположение станций и отделений скорой медицинской помощи в помещениях, не соответствующих предъявляемым к ним требованиям.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Значительные финансовые вложения в ходе реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» при имеющейся в настоящий момент системе управления и контроля за службой скорой медицинской помощи не дали ожидаемых результатов. В связи с передачей части функций Росздравнадзора в органы исполнительной власти субъектов РФ на основании Федерального закона от 29 декабря 2006 г. №258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» оценить вопросы государственного контроля качества оказания медицинской и социальной помощи и вопросы лицензирования медицинской помощи, как первичной медико-санитарной, так и специализированной, не представляется возможным.
Учитывая социальную значимость службы СМП на фоне выполнения приоритетного национального проекта «Здоровье», для оптимизации осуществления контрольно-надзорных функций Росздравнадзором, а также проведения углубленного анализа полученных в результате этого мероприятий, целесообразно перевести подчинение СМП с муниципального уровня на уровень субъекта РФ. Эти негативные тенденции будут сохраняться, если не провести структурно-организационные изменения службы скорой медицинской помощи и не внести изменения в существующие нормативные правовые документы.
Предложения Росздравнадзора по совершенствованию оказания скорой медицинской помощи:
- Подготовить предложения по внесению изменений в ст. 39 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. №5487-1 и Федерального закона РФ от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» о переводе скорой медицинской помощи с муниципального уровня на уровень подчинения субъекта РФ, что позволит создать более совершенную систему контроля за деятельностью службы СМП.
- При Минздравсоцразвития России и органах управлений здравоохранением субъектов РФ создать структуры, курирующие вопросы экстренной медицинской помощи. Организовать на их базе единые диспетчерские службы скорой и неотложной медицинской помощи, медицины катастроф, санитарной авиации, выездных консультативных служб областных больниц, с формированием единого информационного пространства на всей территории РФ.
Источник: Вестник Росздравнадзора № 3 - 2008 г.