Торги от главврача
Конечно, предварительно согласовав свои потребности с министерством и получив от него финансирование.
Как пояснили «Времени новостей» в Минздравсоцразвития, система, действовавшая вплоть до последнего времени, не устраивала всех. «Все время поступали жалобы, что закупили что-то не то», -- посетовал источник в министерстве. И поводы для недовольства у главврачей действительно были. Так как государство закупало всю технику оптом, то, разумеется, технические параметры оборудования выбирались самые средние, без учета специфики отдельных лечебных заведений. Зачастую в отдаленную районную больницу с большим трудом доставляли дорогой и громоздкий агрегат, а его там совершенно не ждали. Уже на месте выяснялось, что медики о нем и не слышали, а в списки необходимой техники его занесли чиновники местной администрации -- по принципу «в хозяйстве сгодится». В итоге рентгеновские аппараты и установки для ультразвуковой диагностики ржавели в подвалах, пока администрация клиники экстренно выискивала подходящее помещение для размещения нежданной обновки. Стоит ли говорить, что если специалиста, способного обращаться с такой техникой, в округе просто не оказывалось, то приборы так и оставалась не у дел.
У главных врачей теперь появляются дополнительные обязанности по проведению конкурсов и аукционов, причем форму отбора поставщиков утверждает само руководство лечебного заведения, являющегося покупателем.
В ныне расформированном Федеральном агентстве по здравоохранению и социальному развитию («Росздрав»), ранее занимавшемся поставкой медтехники, уверены, что это не смутит руководство больниц. «Они и сейчас проводят аналогичные мероприятия для закупки расходных материалов», -- пояснили «Времени новостей» специалисты агентства. Правда, лишившиеся своих привычных обязанностей чиновники в кулуарах пророчат рост непредвиденных расходов, которые возникнут в результате внедрения новой схемы закупок. Аргументация сугубо рыночная: государство -- оптовый заказчик, производители и поставщики ему делали скидку, а клиники будут заказывать технику поштучно, да еще и нестандартной комплектации. На круг по стране выйдет дороже.
Однако сами производители медтехники полагают, что нагрузка на бюджет не возрастет. По их мнению, государство было вынуждено снять с себя функцию снабженца именно потому, что снизить расходы на закупки никак не получалось, несмотря на крупный опт. Фактически такая мера -- это капитуляция перед специфическими особенностями работы крупных бюрократических структур, считает исполнительный директор Ассоциации международных производителей медицинских изделий (IMEDA) Виталий Омельяновский. «Почему оптовые скидки никак не отразились на общем бюджете госзакупок медтехники, можно только догадываться», -- заявил он «Времени новостей». Г-н Омельяновский допускает, что с переносом ответственности на местный уровень «туда же спустится и практика так называемых откатов». Представитель ассоциации производителей, доля продукции которых на нашем рынке превышает 70%, уверен, что теперь каждая больница захочет иметь у себя компьютерный томограф и подаст на него заявку. В итоге Минздравсоцразвития получит большой объем дополнительной работы и кучу недовольных из числа главврачей, не в меру амбициозные заявки которых будут отклонены.
Самим производителям новая система никаких неожиданностей не принесет. «Компании всю жизнь отрабатывали маркетинговые схемы на всех уровнях и прекрасно знают тех, кто работает на их оборудовании», -- уверен г-н Омельяновский. Найти общий язык с главными врачами их представителям даже проще, чем с министерскими чиновниками.