Парламентские слушания

28.03.2011 1929
13- минутная речь Герасименко Н.Ф. (первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по охране здоровья) о демографии, борьбе за здоровье граждан, производственном и АВТО- травматизме и т.д. Заявление о возможной «передаче финансирования службы скорой медицинской помощи с муниципального уровня на уровень субъекта Федерации»!!!
С Т Е Н О Г Р А М М А




13- минутная речь Герасименко Н.Ф. (первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по охране здоровья) о демографии, борьбе за здоровье граждан, производственном и АВТО- травматизме и т.д. Заявление о возможной «передаче финансирования службы скорой медицинской помощи с муниципального уровня на уровень субъекта Федерации»!!!

 


С Т Е Н О Г Р А М М А

парламентских слушаний Комитета Государственной Думы
по труду и социальной политике на тему: "Региональный опыт законодательного обеспечения и реализации демографической
политики в Российской Федерации"

Здание Государственной Думы. Малый зал.
18 марта 2008 года. 11 часов.


Председательствует заместитель Председателя Государственной Думы Н.В.Герасимова.

Слово предоставляется Герасименко Николаю Фёдоровичу, первому заместителю председателя Комитета Государственной Думы по охране здоровья. Подготовиться Карпович Наталье Николаевне.

Герасименко Н.Ф. Уважаемые участники парламентских слушаний, преамбула к Конституции Всемирной организации здравоохранения, принятая в 1946 году, гласит, что здоровье является правом человека, необходимым для пользования другими правами. То есть если нет здоровья, уже остальными правами просто невозможно воспользоваться.

И здоровье является важнейшей предпосылкой роста рождаемости, появления здорового потомства, снижения смертности, повышения качества жизни населения, поэтому именно медицинским аспектам демографической политики следует уделять особое внимание, особенно в России.

В своем выступлении я остановлюсь именно на медицинских аспектах демографической политики.

Демографическая ситуация в России в настоящее время рассматривается как главная долгосрочная угроза для развития страны, серьезный барьер роста российской экономики, и эта угроза будет нарастать.

Численность населения Российской Федерации сейчас составила 142 миллиона человек. Ситуация продолжает ухудшаться, в смысле по прежнему сохраняется снижение численности населения, хотя темпы снижения резко уменьшились.

Вот буквально за последние три года темпы снижения уменьшились в три раза. И когда Владимир Владимирович Путин выступал и говорил, что у нас каждый год уменьшается на 700 тысяч человек, то по прошлому году у нас умерло всего на 237 тысяч человек, это больше, чем раньше.

Поэтому вот это огромная заслуга, я имею в виду президента, правительства, всех ведомств, которые в этом принимали участие, в снижении темпов смертности.

Три направления, на которых необходимо сосредоточить свое внимание для решения демографических проблем - это снижение смертности, повышение рождаемости и эффективная миграционная политика.

Рассмотрим вклад здравоохранения в решение каждое из перечисленных направлений.

В своем выступлении к Федеральному Собранию, когда Владимир Владимирович Путин четко расставил акценты, он на первое место поставил снижение смертности, потому что ежегодно почти треть от общего числа умерших составляют граждане трудоспособного возраста, 80 процентов - это мужчины. Средний возраст смертности мужчин составляет 59-60 лет.

В докладе Всемирного банка "Рано умирать" по уровню смертности мужского взрослого населения соответствующей категории доходов Россия сопоставима только с экваториальными странами Африки, имеющими значительные потери от эпидемии СПИДа.

Среди причин смертности на первом месте находятся болезни системы кровообращения, это более 50 процентов, и второе и третье места делят, это онкология и внешние причины (убийства, самоубийства, транспортные травмы, отравления и так далее).

Особая группа потерь - смертность от травм на производстве. В России показатели, характеризующие смертность от производственного травматизма, в 4,5 раза выше, чем в странах Евросоюза.

Комитет по охране здоровья вместе с Министерством здравоохранения и социального развития настоял в том году на расширении проекта "Здоровье" за счет включения в него мероприятий по снижению смертности, которые там, в общем-то, не прописывались.

Это совершенствование медицинской помощи больным сердечно-сосудистыми заболеваниями, это наш партийный проект "Единой России" "Здоровое сердце", и я скажу, когда утверждался бюджет, Дума поддержала Министерство здравоохранения о выделении средств на как раз формирование этой программы по снижению смертности от сердечно-сосудистых заболеваний. И вторая программа, это "Снижение смертности от дорожно-транспортного травматизма".

Для снижения уровня смертности при сердечно-сосудистой патологии предусмотрено расширение внедрения методов мало... сосудистой хирургии. Такие методы позволяют уже в первые часы развития заболевания оказать медицинскую помощь больному, предотвратить необходимые изменения, а также и летальный исход, и максимально сохранить трудоспособность. Уже принято постановление - в 12 субъектах Федерации планируется открыть такие центры.

Для снижения смертности в результате дорожно-транспортных происшествий планируется оптимизировать транспортировку пострадавших в больничные учреждения и обеспечить своевременное оказание квалифицированной медицинской помощи пострадавшим. Тоже такая программа существует, деньги в нее заложены, она начала реализоваться.

В целях снижения смертности населения в результате дорожно-транспортных происшествий и острых сосудистых заболеваний следует рассмотреть вопрос об улучшении организации скорой медицинской помощи. Это одно из самых важных звеньев, где очень много гибнет людей. Одним из вариантов решения этой проблемы может стать передача финансирования службы скорой медицинской помощи с муниципального уровня на уровень субъекта Федерации.

Важно продолжить реализацию мер по улучшению доступности и качества медицинских услуг в учреждениях родовспоможения, что позволит снизить материнскую и младенческую смертность, которые, несмотря на достигнутые положительные результаты, остаются значительно выше, чем в развитых странах. Для решения этой задачи направлено на строительство в субъектах Российской Федерации 23 перинатальных центров.

В целях снижения перинатальной смертности и создания условий для рождения здоровых детей, необходимо увеличить расходы на лечение беременных, относящихся к группе риска (больные диабетом, с сердечно-сосудистыми заболеваниями, нефропатиями, наркоманией, ВИЧ инфицированные и другие).

Второй аспект - это рождаемость. Рождаемость, естественно, от здравоохранения зависит мало. И рождаемость будет снижаться уже буквально через 2-3 года, когда вступит в период рождения волна девочек, родившихся в 90-е годы, а их родилось почти в 2 раз меньше, чем родилось в 80-е годы. Поэтому, естественно, мы можем сохранить только темпы рождаемости, которые сейчас, если у нас будут рождаться вторые и третьи дети.

А вот для медицинских аспектов - то, что зависит именно от здравоохранения - это состояние репродуктивного здоровья населения и аборты. Вот это две важные проблемы, которые необходимо решать.

По проблемам репродуктивного здоровья Екатерина Филипповна уже останавливалась, что у нас 5 миллионов бесплодных. И ещё академик Кулаков мечтал, так сказать, о том, чтобы была программа ... оплодотворения, и эти люди - 2 миллиона человек готовы уже рожать.

А важный вопрос: вот диспансеризация, которая проведена была в 2002 году детского населения, выявила огромное количество заболеваний репродуктивных органов - как у девочек, так и у мальчиков, а также рост воспалительных заболеваний, вызванных инфекциями, передаваемыми половым путем. Это серьезнейшая проблема именно для детей и для подростков.

На фоне низких показателей рождаемости остается высокая проблема высокого уровня абортов. И аборты в России в 1,5 раза превышают число родов, и остаются одними из самых высоких показателей в мире. Нужна политика по предотвращению абортов, проводимых не по медицинским показаниям.

Особую тревогу вызывает факт, что сокращение численности населения нашей страны сопровождается ухудшением здоровья, заболевание населения растет по многим видам. Такой показатель, как продолжительность здоровой жизни, при рождении в нашей стране ниже, чем в развитых странах. Число нормальных родов составляет 30 процентов, менее 30 процентов детей рождаются здоровыми.

И здесь очень важный момент - это усиление профилактической  работы по предупреждению алкоголизма, наркомании, табакокурения, нежелательной беременности именно среди детей и подростков и пропаганда здорового питания.

К сожалению, в федеральном бюджете ежегодно не учитываются полностью необходимые расходы на детское здравоохранение. По данным экспертов, примерно 5 процентов детей (это почти 1 миллион) нуждаются в высокотехнологичной помощи. Однако ежегодно выделяется только 50 тысяч квот на детей. Следует учитывать, что если ребенку (в отличие от взрослого) своевременно не сделать нужную операцию, последствия будут необратимыми, и он может на всю жизнь остаться инвалидом. Для решения этой проблемы необходимо увеличить расходы из федерального бюджета именно на оказание высокотехнологичной помощи.

В отношении от третьего аспекта медицинских аспектов миграционной политики необходимо отметить, что здоровье иностранных граждан, приезжавших в Москву особенно по безвизовому режиму, далеко не блещет. 13 процентов из них имеют социально опасные заболевания - туберкулёз, гепатит, СПИД и другие. Поэтому важнейшая задача миграционной политики - это то, что люди, которые приезжают в Россию, во-первых, предъявляли справки, и медицинский полис для оказания медицинской помощи.

И важной проблемой, конечно, является улучшение финансирования здравоохранения. Доля расходов здравоохранения по данной Всемирной организации здравоохранения должна быть не менее 5-6 процентов. У нас сейчас порядка 3-3,5 процентов. Поэтому, естественно, результат демографической политики будет пропорционально вкладу финансовому в развитие здравоохранения. И в концепции демографической политики записано уже до 6 процентов тратить на эти цели. Вопрос только когда.

 Дисбаланс между государственными обязательствами в сфере здравоохранения и реальными финансовыми возможностями приводит к нарастанию платности медицинской помощи. И финансирование здравоохранения на порядок ниже, чем в ряде развитых стран. Например, в США 4 тысячи долларов на душу населения, во Франции, в Германии - 2 тысячи, в России - около 200 долларов.

Существующие механизмы финансирования, особенно это касается регионов, в ... условий деятельности здравоохранения не обеспечивает равенства граждан в получении гарантированной государством бесплатной медицинской помощи. Разрыв финансирования здравоохранения в расчёте на одного жителя в регионах за последние годы составляет разницу до 15 процентов.

Особую тревогу вызывает состояние здоровья сельского населения. Если раньше сельское население ассоциировалось именно со здоровым населением, то сейчас, к сожалению, и смертность и заболеваемость в сельском населении выше.

Обеспеченность врачами сельской местности в 4,8 раза ниже, чем в городе, обеспечение медицинским персоналом - в два раза ниже, медицинскими койками - в 2,44 раза ниже, чем в городе. А в ряде субъектов обеспеченность врачами в Кемеровской области - пять врачей на тысячу, в Рязанской области - 5,7 врача на тысячу населения, в Ульяновской - 4,7. Тоже касается и коек. В Ульяновской области 12 коек на тысячу населения, в Тверской области - 13,8, в Мурманской области - 14 коек.

На мой взгляд, в ежегодном докладе о результатах и основных направлениях деятельности Минздравсоцразвития среди основных показателей деятельности необходимо в разрезе субъектов Федерации давать показатели, характеризующие доступность и качество медицинской помощи населению в разрезе: отдельно город и отдельно село.

Необходимо отметить, что...

Председательствующий.  Николай Фёдорович, 13 минут.

Герасименко Н.Ф. Я завершаю тогда. Завершаю.

То, что национальный проект оказал плодотворное влияние на ситуацию со здоровьем населения - это только начало, это первый шаг модернизации здравоохранения.

Сейчас рассматривается второй шаг модернизации здравоохранения - это разработка идёт концепции развития здравоохранения, в которой принимает участие Министерство здравоохранения, Государственная Дума, Академия медицинских наук. Это очень важный момент для развития как раз демографической политики в нашей стране. Спасибо.





Комментировать

Top.Mail.Ru Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

© Feldsher.RU 2004-2024. Все права защищены Стивеном Сигалом. Сделано на 1С-Битрикс