Новый министр. Новые планы. Новые дела

28.03.2011 1518
Две статьи, посвященные новому министру здравоохранения- Татьяне Голиковой.




Две статьи, посвященные новому министру здравоохранения- Татьяне Голиковой.

 

Первый экзамен для нового министра

Максим Кранс, политический обозреватель РИА Новости.

Наконец Татьяна Голикова сказала то, что давно ждали от министра, отвечающего за состояние дел в российском здравоохранении. Выступая на заседании Общественной палаты, она объявила о решении приступить к разработке стратегии развития отрасли до 2012 года, а затем и на последующие семь лет. Инициатива нового руководителя Минздравсоцразвития внушает некоторую надежду на то, что с практикой «кавалерийских атак» при решении приоритетных государственных задач будет покончено. В самом деле, как можно браться за реформы, не продумав их на годы вперед и не просчитав все вероятные последствия?...

О прежней политике министерства и его бывшего руководителя произнесено немало критических слов, и большинство из них справедливы. Невозмутимого и всегда уверенного в своей правоте Зурабова ругали за конкретные просчёты и в обеих палатах российского парламента, и в правительстве, и даже президент. Но о сути его ошибок чётко и однозначно сказали, наверное, только авторы аналитической записки, подготовленной в прошлом году в комиссии Общественной палаты по вопросам здравоохранения. И суть эта - в отсутствии системного, стратегического подхода к реформированию отрасли. Как заметил тогда председатель комиссии, известный детский врач Леонид Рошаль, «самое главное, что в России нет концепции развития здравоохранения на 10-15 лет вперёд».

Той же системности был лишён и ударный проект реформ - «Здоровье», который в 2006 году запустили по инициативе президента. То, что система здравоохранения нуждается в серьёзных финансовых вливаниях и кардинальной модернизации, ни у кого не вызывало сомнения: ситуация в ней была, да пока ещё и остается критической. Однако Минздравсоцразвития, которому поручили этот нацпроект реализовывать, приступил к делу сходу, без предварительной проработки основных «направлений удара», без анализа «частностей», обернувшихся затем серьёзными проблемами, без прогноза возможных осложнений и побочных эффектов. Но главное - не посоветовавшись с медицинским сообществом, с учёными и практиками

А в результате, как и следовало ожидать, огромные - по сравнению, конечно, с предыдущими годами - деньги, выделенные из госбюджета, потратили, мягко говоря, не лучшим образом. Профессор Рошаль, который стал главным оппонентом тактики зурабовского министерства, возмущался: «Мне говорят: закуплено столько-то машин «скорой помощи». Я спрашиваю: а сколько нужно? Сколько необходимо подготовить врачей и каких специальностей, сколько построить новых больниц и, самое главное, где их строить, в каком количестве медработников нуждается село? Вопросы первостепенно важности, но у Минздравсоцразвития, которое должно заниматься этими расчётами, таких цифр нет».

Были и другие вопросы. Скажем, почему повысили зарплату участковым врачам и педиатрам, а остальным не прибавили ни копейки? Не логичнее ли «довести до ума» имеющиеся центры высокотехнологичной медпомощи, нежели затевать строительство новых? Кто виноват в «запланированном» лекарственном кризисе, когда суммы, необходимые для выполнения программы дополнительного льготного обеспечения лекарствами (ДЛО), были взяты «с потолка» и их попросту на всех не хватило?

Шумно разрекламированный и пропиаренный национальный проект вылился в хаотичное латание дыр в системе здравоохранения. А по большому счёту - в привычное «освоение» бюджетных средств, к которому тут же присоседились нечистые на руку особы. И всё это безобразие прикрывалось не менее безобразной лакировкой ситуации в отрасли, лукавыми цифрами об успехах, которые подсовывались для цитирования руководству. Как-то неловко было за тех, кто озвучивал данные о мгновенном росте рождаемости, увеличении продолжительности жизни, снижении смертности в России, приписывая это исключительно заслугам чиновников. Не случайно же во врачебной среде привилось такое уничижительное словосочетание, как «министерство лакокрасочной промышленности».

Вот такое наследство досталось Татьяне Голиковой. И ей придётся много потрудиться, чтобы навести порядок в своём новом хозяйстве, крепко подумать, как рационально, эффективно, с пользой для рядовых пациентов и тех, кто их лечит, потратить конвертированные в российскую валюту нефтедоллары.

Первое испытание для главы Минздравсоцразвития - проблема льготников. Нужно рассчитаться с оставшимися ещё с прошлого года долгами перед фармацевтическими компаниями, успеть провести аукционы на партии новых лекарств и закупить их до конца декабря. В ближайших планах министра - и совершенствование нынешнего законодательства. В частности, устаревшего закона об обязательном медицинском страховании, которое сейчас фактически покрывает менее трети стоимости медуслуг.  

Но главная проблема, как верно понимает Голикова, даже не в финансах, а в «отсутствии продуманной стратегии». Вот ей-то министр и займётся в следующем году вместе с медицинской общественностью, которую она уже пообещала активно задействовать в реформировании отрасли.

Ну а затем, стоит надеяться, за такую же работу примутся и остальные её коллеги по правительству. Ведь отсутствием системности отличаются и многие другие нацпроекты и федеральные целевые программы. Они, быть может, и замышлялись с благими намерениями, но практически никак не меняют жизнь народа к лучшему, да и, собственно, почти не были им замечены. Не хочется думать, что эти реформы затевались лишь с тем, чтобы они стали эпизодами предвыборной кампании одной из партий.

Мнение экспертов может не совпадать с позицией редакции

Источник- РИА НОВОСТИ

Татьяна Голикова дала распоряжение усилить контроль за организацией аукционных процедур по поставкам ДЛО

15 ноября 2007 г. 17:42


(Казань, 15 ноября, «Татар-информ»). Министр здравоохранения и социального развития Российской Федерации Татьяна Голикова в ходе совещания с представителями крупнейших фармацевтических компаний и отраслевых организаций распорядилась «начать производить перечисление денежных средств в территориальные фонды ОМС с целью погашения задолженности перед поставщиками и производителями препаратов».

Участники фармацевтического рынка выразили заинтересованность в продолжении конструктивного сотрудничества с министерством и подведомственными организациями в целях гарантии стабильности поставок лекарственных средств. При этом представители компаний выразили озабоченность ходом организации аукционных процедур в ряде регионов по поставкам препаратов льготникам на первую половину 2008 года. В связи с этим Татьяна Голикова дала распоряжение руководству Росздравнадзора усилить контроль и оперативно реагировать на информацию, предоставляемую ответственными участниками фармацевтического рынка, сообщается на официальном сайте Минздравсоцразвития РФ.

В ходе встречи глава Минздравсоцразвития поручила и.о. директора Федерального фонда ОМС Дмитрию Рейхарту до 28 ноября текущего года закончить контрольно-сверочные мероприятия со всеми регионами по выставленным счетам за поставку лекарственных средств льготным категориям граждан в 2006 году и начать производить перечисление денежных средств в территориальные фонды ОМС с целью погашения задолженности перед поставщиками и производителями препаратов. По данным Федерального фонда ОМС, расчеты за поставленные лекарства в рамках программы обеспечения необходимыми лекарственными средствами льготных категорий граждан (ОНЛС) в 2007 году идут в установленном порядке и полном объеме.

В заключение рабочей встречи Татьяна Голикова отметила, что, несмотря на сжатые сроки организации аукционов и поставок лекарственных средств по программе ОНЛС на 2008 год, Минздравсоцразвития России, региональные власти и фармкомпании, благодаря совместному взаимодействию и осознавая солидарную ответственность, решат поставленные задачи по обеспечению граждан России лекарственными средствами.

Источник- Татар Информ






Комментировать