Новый министр. Новые планы. Новые дела
Первый экзамен для нового министра
Максим Кранс, политический обозреватель РИА Новости.
Наконец Татьяна Голикова сказала то, что давно ждали от министра, отвечающего за состояние дел в российском здравоохранении. Выступая на заседании Общественной палаты, она объявила о решении приступить к разработке стратегии развития отрасли до 2012 года, а затем и на последующие семь лет. Инициатива нового руководителя Минздравсоцразвития внушает некоторую надежду на то, что с практикой «кавалерийских атак» при решении приоритетных государственных задач будет покончено. В самом деле, как можно браться за реформы, не продумав их на годы вперед и не просчитав все вероятные последствия?...
О прежней политике министерства и его бывшего руководителя произнесено немало критических слов, и большинство из них справедливы. Невозмутимого и всегда уверенного в своей правоте Зурабова ругали за конкретные просчёты и в обеих палатах российского парламента, и в правительстве, и даже президент. Но о сути его ошибок чётко и однозначно сказали, наверное, только авторы аналитической записки, подготовленной в прошлом году в комиссии Общественной палаты по вопросам здравоохранения. И суть эта - в отсутствии системного, стратегического подхода к реформированию отрасли. Как заметил тогда председатель комиссии, известный детский врач Леонид Рошаль, «самое главное, что в России нет концепции развития здравоохранения на 10-15 лет вперёд».
Той же системности был лишён и ударный проект реформ - «Здоровье», который в 2006 году запустили по инициативе президента. То, что система здравоохранения нуждается в серьёзных финансовых вливаниях и кардинальной модернизации, ни у кого не вызывало сомнения: ситуация в ней была, да пока ещё и остается критической. Однако Минздравсоцразвития, которому поручили этот нацпроект реализовывать, приступил к делу сходу, без предварительной проработки основных «направлений удара», без анализа «частностей», обернувшихся затем серьёзными проблемами, без прогноза возможных осложнений и побочных эффектов. Но главное - не посоветовавшись с медицинским сообществом, с учёными и практиками
А в результате, как и следовало ожидать, огромные - по сравнению, конечно, с предыдущими годами - деньги, выделенные из госбюджета, потратили, мягко говоря, не лучшим образом. Профессор Рошаль, который стал главным оппонентом тактики зурабовского министерства, возмущался: «Мне говорят: закуплено столько-то машин «скорой помощи». Я спрашиваю: а сколько нужно? Сколько необходимо подготовить врачей и каких специальностей, сколько построить новых больниц и, самое главное, где их строить, в каком количестве медработников нуждается село? Вопросы первостепенно важности, но у Минздравсоцразвития, которое должно заниматься этими расчётами, таких цифр нет».
Были и другие вопросы. Скажем, почему повысили зарплату участковым врачам и педиатрам, а остальным не прибавили ни копейки? Не логичнее ли «довести до ума» имеющиеся центры высокотехнологичной медпомощи, нежели затевать строительство новых? Кто виноват в «запланированном» лекарственном кризисе, когда суммы, необходимые для выполнения программы дополнительного льготного обеспечения лекарствами (ДЛО), были взяты «с потолка» и их попросту на всех не хватило?
Шумно разрекламированный и пропиаренный национальный проект вылился в хаотичное латание дыр в системе здравоохранения. А по большому счёту - в привычное «освоение» бюджетных средств, к которому тут же присоседились нечистые на руку особы. И всё это безобразие прикрывалось не менее безобразной лакировкой ситуации в отрасли, лукавыми цифрами об успехах, которые подсовывались для цитирования руководству. Как-то неловко было за тех, кто озвучивал данные о мгновенном росте рождаемости, увеличении продолжительности жизни, снижении смертности в России, приписывая это исключительно заслугам чиновников. Не случайно же во врачебной среде привилось такое уничижительное словосочетание, как «министерство лакокрасочной промышленности».
Вот такое наследство досталось Татьяне Голиковой. И ей придётся много потрудиться, чтобы навести порядок в своём новом хозяйстве, крепко подумать, как рационально, эффективно, с пользой для рядовых пациентов и тех, кто их лечит, потратить конвертированные в российскую валюту нефтедоллары.
Первое испытание для главы Минздравсоцразвития - проблема льготников. Нужно рассчитаться с оставшимися ещё с прошлого года долгами перед фармацевтическими компаниями, успеть провести аукционы на партии новых лекарств и закупить их до конца декабря. В ближайших планах министра - и совершенствование нынешнего законодательства. В частности, устаревшего закона об обязательном медицинском страховании, которое сейчас фактически покрывает менее трети стоимости медуслуг.
Но главная проблема, как верно понимает Голикова, даже не в финансах, а в «отсутствии продуманной стратегии». Вот ей-то министр и займётся в следующем году вместе с медицинской общественностью, которую она уже пообещала активно задействовать в реформировании отрасли.
Ну а затем, стоит надеяться, за такую же работу примутся и остальные её коллеги по правительству. Ведь отсутствием системности отличаются и многие другие нацпроекты и федеральные целевые программы. Они, быть может, и замышлялись с благими намерениями, но практически никак не меняют жизнь народа к лучшему, да и, собственно, почти не были им замечены. Не хочется думать, что эти реформы затевались лишь с тем, чтобы они стали эпизодами предвыборной кампании одной из партий.
Мнение экспертов может не совпадать с позицией редакции
Источник- РИА НОВОСТИ
Татьяна Голикова дала распоряжение усилить контроль за организацией аукционных процедур по поставкам ДЛО
15 ноября 2007 г. 17:42
(Казань, 15 ноября, «Татар-информ»). Министр здравоохранения и социального развития Российской Федерации Татьяна Голикова в ходе совещания с представителями крупнейших фармацевтических компаний и отраслевых организаций распорядилась «начать производить перечисление денежных средств в территориальные фонды ОМС с целью погашения задолженности перед поставщиками и производителями препаратов».
Участники фармацевтического рынка выразили заинтересованность в продолжении конструктивного сотрудничества с министерством и подведомственными организациями в целях гарантии стабильности поставок лекарственных средств. При этом представители компаний выразили озабоченность ходом организации аукционных процедур в ряде регионов по поставкам препаратов льготникам на первую половину 2008 года. В связи с этим Татьяна Голикова дала распоряжение руководству Росздравнадзора усилить контроль и оперативно реагировать на информацию, предоставляемую ответственными участниками фармацевтического рынка, сообщается на официальном сайте Минздравсоцразвития РФ.
В ходе встречи глава Минздравсоцразвития поручила и.о. директора Федерального фонда ОМС Дмитрию Рейхарту до 28 ноября текущего года закончить контрольно-сверочные мероприятия со всеми регионами по выставленным счетам за поставку лекарственных средств льготным категориям граждан в 2006 году и начать производить перечисление денежных средств в территориальные фонды ОМС с целью погашения задолженности перед поставщиками и производителями препаратов. По данным Федерального фонда ОМС, расчеты за поставленные лекарства в рамках программы обеспечения необходимыми лекарственными средствами льготных категорий граждан (ОНЛС) в 2007 году идут в установленном порядке и полном объеме.
В заключение рабочей встречи Татьяна Голикова отметила, что, несмотря на сжатые сроки организации аукционов и поставок лекарственных средств по программе ОНЛС на 2008 год, Минздравсоцразвития России, региональные власти и фармкомпании, благодаря совместному взаимодействию и осознавая солидарную ответственность, решат поставленные задачи по обеспечению граждан России лекарственными средствами.
Источник- Татар Информ