С какой скоростью едет “скорая”

28.03.2011 3349
Удается ли организовать работу “скорой” так, чтобы ни один заболевший не остался без внимания врачей? На вопросы читателей “МК” отвечает главный врач Станции скорой и неотложной медицинской помощи им. А.С.Пучкова доктор медицинских наук Николай Филиппович ПЛАВУНОВ.




Удается ли организовать работу “скорой” так, чтобы ни один заболевший не остался без внимания врачей? На вопросы читателей “МК” отвечает главный врач Станции скорой и неотложной медицинской помощи им. А.С.Пучкова доктор медицинских наук Николай Филиппович ПЛАВУНОВ.

 

 


Поистине уникальной можно назвать медицинскую службу скорой помощи в столице. Она не только обслуживает экстренные вызовы к жителям огромного мегаполиса, но и во взаимодействии с Научно-практическим центром экстренной медицинской помощи контролирует оперативную ситуацию в Москве. Способна быстро передислоцировать и сконцентрировать свои силы и средства при возникновении чрезвычайных ситуаций в городе.

Удается ли организовать работу “скорой” так, чтобы ни один заболевший не остался без внимания врачей? На вопросы читателей “МК” отвечает главный врач Станции скорой и неотложной медицинской помощи им. А.С.Пучкова доктор медицинских наук Николай Филиппович ПЛАВУНОВ.
 
— Врачи часто ссылаются на объективные причины задержки “скорой”. А есть ли нормативы прибытия “скорой”?
— Есть приказ Минздравсоцразвития РФ №179 “О порядке оказания скорой медицинской помощи”. Один из пунктов приказа гласит: подстанции скорой медицинской помощи располагаются в пределах 20-минутной транспортной доступности. Этим все сказано. Примерно в 85% случаев наши бригады прибывают к пациентам за 20 минут.

— А если поступит несколько вызовов сразу, кому отдадите предпочтение?
— Это состояния, угрожающие здоровью пациента, а также опасные осложнения заболеваний; вызовы к больному на улицу, при ДТП; к детям.

— Моей бабушке 80 лет. Вызываю ей “скорую”, а мне говорят: мы к вам не поедем. В каком случае “скорая” имеет право отказать?
— Мы никому не отказываем, если пациент действительно нуждается в “скорой”. Вначале идет опрос вызывающего. Затем диспетчер дифференцирует срочность выполнения вызова. Если мы видим угрожающее для жизни состояние, которое требует немедленной помощи, — тогда вызов по компьютерной связи передается ближайшей свободной бригаде. А бывает, пациент сам сомневается, нужна ли ему “скорая”. Тогда его переключают на врача. Побеседовав с пациентом, врач решает, направлять ли “скорую”.

— Общеизвестна проблема пробок в Москве. Каким образом “скорая” добирается, если, допустим, на МКАДе случилась авария и МКАД стоит?
— Мы активно взаимодействуем с ГИБДД. Только за последний год провели 162 совместных рейда с органами ГИБДД по профилактике и фактам препятствия проезду “скорой” по дорогам Москвы. А что касается МКАД, то к месту выезжает бригада с ближайшей подстанции. Используем и санитарный вертолет — вертолетные площадки есть в многопрофильных больницах: в 15-й городской, в Тушинской детской, в Институте детской хирургии и травматологии и в Склифе.

— Все дворы жилых домов заставлены частными автомобилями. Я вижу, как мучаются врачи “скорой”. Что вы намерены предпринять?
— Зачастую “скорая” не может подъехать не только к подъезду — к дому больного. В правительстве Москвы обсуждалась эта проблема. Руководитель Департамента здравоохранения Москвы Андрей Сельцовский внес еще предложение, какие магистрали города должны иметь резервную полосу для того, чтобы “скорая” могла как можно быстрее прибыть к пациенту. Хотелось, чтобы и водители на трассе уступали дорогу “скорой” — в конце концов речь идет о жизни человека.

— С какими заболеваниями в “скорую” обращаются чаще всего?
— Примерно 35% вызовов — патологии сердечно-сосудистой системы. Сегодня у больных инфарктом миокарда уже на догоспитальном этапе мы можем проводить системный тромболизис. Вводим препарат, который растворяет тромб. Это можно делать только в первые часы с момента развития заболевания. Процедура очень эффективна.

— А что вы можете посоветовать сердечникам в трудные по метеоусловиям дни?
— Ограничить физическую нагрузку, строже выполнять рекомендации врача по приему медпрепаратов. В случае неэффективности лекарств обратиться к лечащему врачу, чтобы он заменил или увеличил дозировку препарата. Желательно не переедать. Более подробную информацию по оказанию доврачебной помощи, а также информацию о нашей станции можно получить на нашем интернет-сайте: www.mos03.ru.
За лето в “скорую” поступило 84 обращения по поводу тепловых и солнечных ударов. 59 пациентов госпитализированы, остальным медицинская помощь оказана на месте.

— Три года назад не раз вызывал “скорую” родственнику. Носилок не было, на одеялах сами несли больного вниз. Решен ли этот вопрос?
— Сегодня все бригады оснащены мягкими носилками и складными носилками с жестким каркасом. В состав бригады входит водитель-санитар, который помогает бригаде эвакуировать пациента с любого этажа до машины “скорой”. Ряд бригад оснащен специальными складными каталками для эвакуации пациента в сидячем положении, они легко входят в пассажирский лифт. Беда в том, что не все дома имеют грузовые лифты, а некоторые и вовсе без лифтов.

— В нашем доме сломался лифт, и врачи отказались подниматься выше 7-го этажа. Сказали, проконсультируют по телефону!
— Ограничений по подъему бригады на этаж нет. Но, если возникнут сложности, перезвоните на 03. В России в отличие от Европы и Америки “скорая” не пациента везет к врачу, а врач едет к пациенту.

— У человека гипертонический криз, должен ли врач оставаться до улучшения состояния пациента?
— Ситуацию оценивает сам медработник. Если возникают осложнения этой болезни, медработник находится около пациента до нормализации его состояния.

— А если пациенту предлагают госпитализацию, а он отказывается?
— Врач обязан разъяснить степень опасности развития заболевания, предложить расписаться в карте вызова об отказе от госпитализации. Для такого пациента возможны 2 варианта: или мы оставляем за ним наблюдение, и через 3 часа к нему приезжает бригада скорой помощи, или мы передаем пациента в территориальную поликлинику, и к нему на следующий день приходит участковый врач.

— В Москве коммерческие “скорые” предлагают новые виды услуг на дому: рентген, эндоскопическое обследование, УЗИ. Можете ли вы это делать?
— Если мне не изменяет память, на сегодня в городе действует всего 32 коммерческие структуры, которые имеют лицензию на оказание скорой медпомощи. Поток обращений в городскую службу увеличивается — значит, люди доверяют нам свои жизнь и здоровье. Мы никаких платных услуг не оказываем. А те обследования, о которых вы говорите, на этапе скорой помощи просто не нужны — это прерогатива стационара.
Все наши спецбригады хорошо оснащены. Например, неврологические — портативными аппаратами для эхоэнцефалоскопии; кардиологические имеют приборы для наркоза, для искусственной вентиляции легких, кардиостимуляторы при патологии сердца; реанимационные имеют инфузоматы для дозированного введения лекарственных препаратов, транспортные мониторы для контроля состояния пациента. В обязательном порядке имеются пульсоксиметры для определения насыщения крови кислородом, более высокого уровня наркозно-дыхательная аппаратура.

— Есть ли в Москве детская специализированная скорая помощь? И если я вызову врача к ребенку, то именно детская бригада должна приехать?
— В столице 58 педиатрических бригад, в их числе и 2 бригады реанимационного профиля. Обслуживают детей до 15 лет.
Если детская бригада в вашем районе в данный момент свободна — приедет она. Если занята на вызове, то приедет врачебная бригада общего профиля. Но, если будет необходимость, врач может вызвать и детскую бригаду. В Москве создана еще и система оказания детской неотложной помощи при районных детских поликлиниках. Они работают круглосуточно.

— Что делать, если “скорая” отказывается приезжать? И можно ли позвонить в вышестоящую инстанцию?
— Отказ в приезде “скорой”, если пациент в ней нуждается, недопустим. Запишите телефон ответственного администратора станции: 632-96-70 (в вечернее и ночное время, в выходные и праздничные дни); в рабочие дни до 16 часов жалобы принимаются по телефону 445-67-73. Или еще раз наберите 03, изложите свою просьбу другому диспетчеру.

— Ко мне часто приезжают родственники с Украины. Если что-то случится, могу ли я им вызвать “скорую”?
— Мы выезжаем независимо от гражданства человека, от места его проживания, от наличия страхового полиса. Причем городская служба “скорой” всем категориям пациентов оказывает помощь бесплатно.

— Я сам работаю на “скорой”. Скажите, а правда, что теперь сокращены совместители, имеем право только на полставки работать? Раньше могли добирать себе дежурства хотя бы на 0,75 ставки.
— Вы оформляетесь на полставки как совместитель. Если возникает необходимость поработать дополнительно (кто-то заболел, ушел в отпуск), вам могут быть предоставлены эти часы работы по вашему заявлению.
Если за весь 2005 год пришли на работу в “скорую” всего 52 человека, то за прошлый год и 1-е полугодие этого года — 984. Причем 45% из них — молодые специалисты: врачи и фельдшеры. Сейчас на станции работает 9010 сотрудников, 8300 их них — медперсонал.

— Правда ли то, что с 1 сентября работникам “скорой” повышают зарплату?
— Да, повышаются ставки единой тарифной сетки на 25%.

А теперь внимание!
Публикуем телефоны, куда можно обратиться по всем вопросам оказания скорой медицинской помощи:
* Дежурный администратор: 632-96-70.
* Акушерско-гинекологическая помощь: 681-00-60 (вызов), 681-22-44 (консультация).
* Психиатрическая помощь: 625-31-01.
* Транспортировка на гемодиализ:    680-11-51; 628-03-80 (многоканальный); для Зеленограда: 530-97-44; 530-43-33; 530-99-00.
* Врачебно-консультативный пульт 03: 628-00-03.
* Транспортировка тел умерших:     625-75-01; 627-21-03.
* Справки: 445-01-02; 445-02-13.
* Архив: 445-59-85.
* Прием устных обращений: 445-67-73.
* Отдел кадров: 632-97-18.

 


«Московский комсомолец» 10.09.2007
С какой скоростью едет “скорая”

Александра Зиновьева

 





Комментировать