С какой скоростью едет “скорая”
Поистине уникальной можно назвать медицинскую службу скорой помощи в столице. Она не только обслуживает экстренные вызовы к жителям огромного мегаполиса, но и во взаимодействии с Научно-практическим центром экстренной медицинской помощи контролирует оперативную ситуацию в Москве. Способна быстро передислоцировать и сконцентрировать свои силы и средства при возникновении чрезвычайных ситуаций в городе.
Удается ли организовать работу “скорой” так, чтобы ни один заболевший не остался без внимания врачей? На вопросы читателей “МК” отвечает главный врач Станции скорой и неотложной медицинской помощи им. А.С.Пучкова доктор медицинских наук Николай Филиппович ПЛАВУНОВ.
— Врачи часто ссылаются на объективные причины задержки “скорой”. А есть ли нормативы прибытия “скорой”?
— Есть приказ Минздравсоцразвития РФ №179 “О порядке оказания скорой медицинской помощи”. Один из пунктов приказа гласит: подстанции скорой медицинской помощи располагаются в пределах 20-минутной транспортной доступности. Этим все сказано. Примерно в 85% случаев наши бригады прибывают к пациентам за 20 минут.
— А если поступит несколько вызовов сразу, кому отдадите предпочтение?
— Это состояния, угрожающие здоровью пациента, а также опасные осложнения заболеваний; вызовы к больному на улицу, при ДТП; к детям.
— Моей бабушке 80 лет. Вызываю ей “скорую”, а мне говорят: мы к вам не поедем. В каком случае “скорая” имеет право отказать?
— Мы никому не отказываем, если пациент действительно нуждается в “скорой”. Вначале идет опрос вызывающего. Затем диспетчер дифференцирует срочность выполнения вызова. Если мы видим угрожающее для жизни состояние, которое требует немедленной помощи, — тогда вызов по компьютерной связи передается ближайшей свободной бригаде. А бывает, пациент сам сомневается, нужна ли ему “скорая”. Тогда его переключают на врача. Побеседовав с пациентом, врач решает, направлять ли “скорую”.
— Общеизвестна проблема пробок в Москве. Каким образом “скорая” добирается, если, допустим, на МКАДе случилась авария и МКАД стоит?
— Мы активно взаимодействуем с ГИБДД. Только за последний год провели 162 совместных рейда с органами ГИБДД по профилактике и фактам препятствия проезду “скорой” по дорогам Москвы. А что касается МКАД, то к месту выезжает бригада с ближайшей подстанции. Используем и санитарный вертолет — вертолетные площадки есть в многопрофильных больницах: в 15-й городской, в Тушинской детской, в Институте детской хирургии и травматологии и в Склифе.
— Все дворы жилых домов заставлены частными автомобилями. Я вижу, как мучаются врачи “скорой”. Что вы намерены предпринять?
— Зачастую “скорая” не может подъехать не только к подъезду — к дому больного. В правительстве Москвы обсуждалась эта проблема. Руководитель Департамента здравоохранения Москвы Андрей Сельцовский внес еще предложение, какие магистрали города должны иметь резервную полосу для того, чтобы “скорая” могла как можно быстрее прибыть к пациенту. Хотелось, чтобы и водители на трассе уступали дорогу “скорой” — в конце концов речь идет о жизни человека.
— С какими заболеваниями в “скорую” обращаются чаще всего?
— Примерно 35% вызовов — патологии сердечно-сосудистой системы. Сегодня у больных инфарктом миокарда уже на догоспитальном этапе мы можем проводить системный тромболизис. Вводим препарат, который растворяет тромб. Это можно делать только в первые часы с момента развития заболевания. Процедура очень эффективна.
— А что вы можете посоветовать сердечникам в трудные по метеоусловиям дни?
— Ограничить физическую нагрузку, строже выполнять рекомендации врача по приему медпрепаратов. В случае неэффективности лекарств обратиться к лечащему врачу, чтобы он заменил или увеличил дозировку препарата. Желательно не переедать. Более подробную информацию по оказанию доврачебной помощи, а также информацию о нашей станции можно получить на нашем интернет-сайте: www.mos03.ru.
За лето в “скорую” поступило 84 обращения по поводу тепловых и солнечных ударов. 59 пациентов госпитализированы, остальным медицинская помощь оказана на месте.
— Три года назад не раз вызывал “скорую” родственнику. Носилок не было, на одеялах сами несли больного вниз. Решен ли этот вопрос?
— Сегодня все бригады оснащены мягкими носилками и складными носилками с жестким каркасом. В состав бригады входит водитель-санитар, который помогает бригаде эвакуировать пациента с любого этажа до машины “скорой”. Ряд бригад оснащен специальными складными каталками для эвакуации пациента в сидячем положении, они легко входят в пассажирский лифт. Беда в том, что не все дома имеют грузовые лифты, а некоторые и вовсе без лифтов.
— В нашем доме сломался лифт, и врачи отказались подниматься выше 7-го этажа. Сказали, проконсультируют по телефону!
— Ограничений по подъему бригады на этаж нет. Но, если возникнут сложности, перезвоните на 03. В России в отличие от Европы и Америки “скорая” не пациента везет к врачу, а врач едет к пациенту.
— У человека гипертонический криз, должен ли врач оставаться до улучшения состояния пациента?
— Ситуацию оценивает сам медработник. Если возникают осложнения этой болезни, медработник находится около пациента до нормализации его состояния.
— А если пациенту предлагают госпитализацию, а он отказывается?
— Врач обязан разъяснить степень опасности развития заболевания, предложить расписаться в карте вызова об отказе от госпитализации. Для такого пациента возможны 2 варианта: или мы оставляем за ним наблюдение, и через 3 часа к нему приезжает бригада скорой помощи, или мы передаем пациента в территориальную поликлинику, и к нему на следующий день приходит участковый врач.
— В Москве коммерческие “скорые” предлагают новые виды услуг на дому: рентген, эндоскопическое обследование, УЗИ. Можете ли вы это делать?
— Если мне не изменяет память, на сегодня в городе действует всего 32 коммерческие структуры, которые имеют лицензию на оказание скорой медпомощи. Поток обращений в городскую службу увеличивается — значит, люди доверяют нам свои жизнь и здоровье. Мы никаких платных услуг не оказываем. А те обследования, о которых вы говорите, на этапе скорой помощи просто не нужны — это прерогатива стационара.
Все наши спецбригады хорошо оснащены. Например, неврологические — портативными аппаратами для эхоэнцефалоскопии; кардиологические имеют приборы для наркоза, для искусственной вентиляции легких, кардиостимуляторы при патологии сердца; реанимационные имеют инфузоматы для дозированного введения лекарственных препаратов, транспортные мониторы для контроля состояния пациента. В обязательном порядке имеются пульсоксиметры для определения насыщения крови кислородом, более высокого уровня наркозно-дыхательная аппаратура.
— Есть ли в Москве детская специализированная скорая помощь? И если я вызову врача к ребенку, то именно детская бригада должна приехать?
— В столице 58 педиатрических бригад, в их числе и 2 бригады реанимационного профиля. Обслуживают детей до 15 лет.
Если детская бригада в вашем районе в данный момент свободна — приедет она. Если занята на вызове, то приедет врачебная бригада общего профиля. Но, если будет необходимость, врач может вызвать и детскую бригаду. В Москве создана еще и система оказания детской неотложной помощи при районных детских поликлиниках. Они работают круглосуточно.
— Что делать, если “скорая” отказывается приезжать? И можно ли позвонить в вышестоящую инстанцию?
— Отказ в приезде “скорой”, если пациент в ней нуждается, недопустим. Запишите телефон ответственного администратора станции: 632-96-70 (в вечернее и ночное время, в выходные и праздничные дни); в рабочие дни до 16 часов жалобы принимаются по телефону 445-67-73. Или еще раз наберите 03, изложите свою просьбу другому диспетчеру.
— Ко мне часто приезжают родственники с Украины. Если что-то случится, могу ли я им вызвать “скорую”?
— Мы выезжаем независимо от гражданства человека, от места его проживания, от наличия страхового полиса. Причем городская служба “скорой” всем категориям пациентов оказывает помощь бесплатно.
— Я сам работаю на “скорой”. Скажите, а правда, что теперь сокращены совместители, имеем право только на полставки работать? Раньше могли добирать себе дежурства хотя бы на 0,75 ставки.
— Вы оформляетесь на полставки как совместитель. Если возникает необходимость поработать дополнительно (кто-то заболел, ушел в отпуск), вам могут быть предоставлены эти часы работы по вашему заявлению.
Если за весь 2005 год пришли на работу в “скорую” всего 52 человека, то за прошлый год и 1-е полугодие этого года — 984. Причем 45% из них — молодые специалисты: врачи и фельдшеры. Сейчас на станции работает 9010 сотрудников, 8300 их них — медперсонал.
— Правда ли то, что с 1 сентября работникам “скорой” повышают зарплату?
— Да, повышаются ставки единой тарифной сетки на 25%.
А теперь внимание!
Публикуем телефоны, куда можно обратиться по всем вопросам оказания скорой медицинской помощи:
* Дежурный администратор: 632-96-70.
* Акушерско-гинекологическая помощь: 681-00-60 (вызов), 681-22-44 (консультация).
* Психиатрическая помощь: 625-31-01.
* Транспортировка на гемодиализ: 680-11-51; 628-03-80 (многоканальный); для Зеленограда: 530-97-44; 530-43-33; 530-99-00.
* Врачебно-консультативный пульт 03: 628-00-03.
* Транспортировка тел умерших: 625-75-01; 627-21-03.
* Справки: 445-01-02; 445-02-13.
* Архив: 445-59-85.
* Прием устных обращений: 445-67-73.
* Отдел кадров: 632-97-18.
«Московский комсомолец» 10.09.2007
С какой скоростью едет “скорая”
Александра Зиновьева