Мнение Сельцовского
Не секрет, что с 2006 года участковые врачи и педиатры поликлиник, а так же медицинские сёстры этих учреждений, в рамках приоритетного национального проекта в области здравоохранения, стали получать надбавки к заработной плате. Была надежда на то, что повышение зарплат ликвидирует кадровый «голод» в первичном звене здравоохранения. Однако эти надежды не оправдались. Глава департамента Москвы сообщил, что: «За пять месяцев в участковую сеть пришли 130 врачей и 148 медицинских сестёр». Т.е. в среднем, в участковую службу вливалось по 26 врачей в месяц. И это на весь многомиллионный город! Да и эти - то медики пришли в первичную сеть только благодаря тому, что город в прошлом году выделил, по словам А.Сельцовского, 222 квартиры участковым врачам. Действует эффективная система социальной поддержки служащих в здравоохранении людей. Сам же руководитель департамента здравоохранения Москвы так прокомментировал отсутствие ожидаемого эффекта от прибавки жалованья медикам: «Нельзя её (зарплату) так односложно воспринимать: дали 10 тысяч, и все прибежали в поликлиники». Слова чиновника надо понимать так, что вероятность получения желаемого результата, оказалась в обратной зависимости от силы чиновничьего желания. А какой же ещё можно было ожидать результат от попытки залатать дыру в первичном звене здравоохранения этой половинчатой, одноразовой акцией? Ничего другого и быть не могло.
И если уж высокий чиновник от здравоохранения о положении дел на рынке труда в столице ничего хорошего сказать не может, то, что же говорить о положении дел в регионах? Согласно прогнозу социально – экономического развития Московской области на 2006 год «сохраниться тенденция роста как общего числа занятых в экономике, так и по большинству отраслей». Причём «в непроизводственных сферах число занятых вырастет в отраслях здравоохранение, физическая культура и спорт, социальное обеспечение, наука и научное обслуживание». Но это, так сказать, в прогнозе, желаемом результате. А что же происходит в действительности?
«Сокращение численности работающих с начала года произошло по всем отраслям экономики: в промышленности – на 400 человек, в строительстве – на 355 человек, в торговле – на 151 человек, в здравоохранении – на 62 человека». («Орехово-Зуевская правда» 3.06.06). Довольно странная, если не сказать больше, наблюдается картина. Зарплата в здравоохранении (как, впрочем, и в других отраслях) растёт, а количество работающих людей убывает. Недавно в Ликино-Дулёвской газете было напечатано интервью с врачом «Скорой помощи» К.Ивановым, победителем областного конкурса «лучший врач московской области». Уважаемый доктор сказал: «Чтобы сделать обычного врача нормальным врачом «Скорой помощи» нужно как минимум десять лет: в течение десятилетия другие врачи, коллеги должны обучать, передавать свой опыт. Представляете, у меня двадцать шесть лет стажа, и мне осталось совсем чуть-чуть до пенсии, надо бы передавать свой опыт, да вот некому». («Своя газета» №27 12.07.06). Но может быть это только в нашем районе такое «аховое» положение с медицинскими кадрами? Участковые, педиатры и сотрудники службы «03» предпенсионного и пенсионного возраста? Смены поколений нет, и не предвидится? Позволю себе процитировать выдержку из открытого письма сотрудников станции «Скорой помощи» г. Новокузнецка, опубликованного в Интернете на сайте feldsher.ru: «На «скорой помощи» основной работник – это человек солидного возраста, к тому же работающий много, практически на износ. Положение критическое – молодых специалистов почти нет». А вот что говорит министр здравоохранения Ростовской области Т.Быковская: «Кадровый дефицит в медучреждениях пока что весьма серьёзный: укомплектованность врачами в области составляет 63%, средними медработниками -72%». («Медицинская газета» №44 16.06.06). Стало быть, не только в Москве и области, а и по всей России в первичное звено здравоохранения притока молодых кадров, после надбавки к зарплате, не происходит. Возникает вопрос почему?
А. Сельцовский отвечает на этот вопрос так: « Мы ждали и ждём чего-то большего. Деньги вроде бы хорошие: к августу-сентябрю участковый врач, работающий на полторы ставки, будет получать 25-26 тысяч рублей, но он ведь всё равно никуда с ребёнком не поедет – ну не хватит ему этих денег. И тут же возникают вопросы. Как отправить сына в пионерский лагерь? Где бесплатные путёвки, квартиры? То есть тот социальный пакет, который мы потеряли по пути в блестящее будущее». Люди, казалось бы, зарабатывают приличные деньги. Но их совершенно недостаточно, чтобы чувствовать социальную защищённость, уверенность в своём будущем. То же самое, но другими словами, говорит врач «Скорой помощи» К. Иванов, выдержка из интервью которого уже цитировалась выше: «Всё дело в заработной плате, в социальных условиях. Квартиру врачам не дают, а плата такова, что даже если вы будете жить на «скорой», работать на 3-4-5 ставок, вы не сможете никогда накопить на квартиру. Это первая проблема. Вторая в том, что государство 15 лет не вкладывало денег в медицину, которая существовала на остаточном принципе – что-то теплится и ладно». Как тут не процитировать мнение ещё одного авторитетного человека в медицине, Л.Рошаля: « Один из вопросов, которые сегодня тревожат общественность, это, прежде всего финансирование здравоохранения, без него все структурные перестройки и прочее вторично. Пока мы не доведём расходы на здравоохранение до 5-6% от валового национального продукта, ни о каком серьёзном улучшении качества и доступности оказания медицинской помощи говорить не приходится». («Медицинская газета» №46 23.06.06) Да, воистину, в любой организации всегда найдётся человек, знающий, что на самом деле происходит. Одна беда. В лучшем случае его не слушают, в худшем – увольняют. Кстати, вот и руководитель департамента здравоохранения г-н Сельцовский ушёл от прямого, что называется «в лоб», вопроса журналиста: «Сколько врачей не хватает в Москве?». Невозможно представить, что чиновник такого уровня не знает истинных цифр. Значит, боится говорить, так выходит?
И в этом нет ничего удивительного. Ибо все, кто сколько-нибудь разбираются в ситуации понимают, что никакой реформы здравоохранения не происходит. Происходит политика латания дыр, консервирующая стагнацию в медицинской отрасли. Нет никакого последовательного, поступательного движения. Читатель извинит меня за столь обильное цитирование, но не могу не согласиться со своим коллегой, врачом «Скорой»: «Сейчас якобы проводится реформа, а на деле (это лично моё мнение) товарищ Зурабов просто отчитывается, сколько получено машин «скорой помощи», сколько дефибрилляторов, сколько электрокардиографов, сколько он поставил аппаратуры в одну больницу, сколько в другую. В слове «реформа» заложено преобразование, но этого нет». («Своя газета» №27) Еще более жёстко говорит Л.Рошаль: «Труд плачет, здравоохранение плачет – все плачут. А министерство продолжает жить в своём мире, никого не слушая». («Медицинская газета» №46)
Думаю, на этом можно окончить эти горестные заметки. Из обильно цитированных мною слов профессионалов здравоохранения видно, что когда собирается аудитория единомышленников, то возникает очень много разумных идей по улучшению нашего, общемедицинского дела. К сожалению, мнения специалистов не интересуют представителей исполнительной и законодательной власти. Они предпочитают их не слышать. И рапортовать «наверх» о победном шествии по Российской земле национальных проектов не замечая, что «король-то голый». И, в который уже раз, «за державу обидно».