Скорая 03: врачи-убийцы?
"Ждите машины", - говорят. И… просто бросают трубку, лишив вас всякой возможности что-то уточнить. Проходит час. "Ладно", - думаешь, оправдывая промедление "скорой" - район-то окраинный. Еще через час начинаешь не на шутку волноваться – больному родственнику-то плохо как-никак. Через три с половиной часа приезжают. Недовольные. "Че вызывали-то?"…
Сегодня примерно в таком темпе происходит вся работа наших бесплатных "скорых" телоспасателей. А если человек одинок и ему экстра-плохо, сможет ли он дождаться ответа? Ведь дозванивание до них сегодня может занять у Вас до получаса (факт!). Но если бы дело было только в темпе их работы.
Многие из нас, кого хоть раз судьба вынуждала обращаться к помощи наших "неотложных" эскулапов, встречали их в, мягко говоря, нетрезвом виде. Сколько раз они констатировали для себя отсутствие порой самых элементарных лекарственных средств, без которых им и выезжать к вам на вызов не нужно было. А сколько раз они вкалывали больным что-то по ошибке, или, наоборот, не вкололи того, в чем он так нуждался. И прочая, и прочая, и прочая. Хотя спешу сразу оговориться, что, конечно, на 20 дежурных врачей один, слава богу, оказывается с совестью. Но эти исключения вряд ли утешат тех, кто просто потерял родных и близких из-за нерадивости экстренных медработников.
Можно ли верить диагнозам наших врачей? Потому, как если начинать с ними судиться, то придется "в сторону Ходорковского" отправлять целые вагоны, как мечтал Жириновский, только не наших политиков, а, увы, медработников, причем разной степени квалификации и опытности. Кто-то скажет - врач имеет право на врачебную ошибку. Но кто ж поспорит с этой аксиомой?
Дело-то, правда, совсем в другом. Специалисты, от которых зависит напрямую наше выживание в критические минуты, и дававшие по окончании своих университетов, институтов и курсов "Клятву Гиппократа", очевидно, просто не имеют права на пренебрежение и равнодушие. Да чего уж там – иногда и на усталость. Ибо такова специфика этой профессии, в которой нет места людям не склонным к сочувствию, импатии, пониманию, человеколюбию. В этой профессии, как нигде, отбор должен вестись по нравственно-психологическому критерию. "Годен-не годен" – как в армии в лучшие времена. Медицина – это не работа, а служение, точно так же, как и в церкви.
Недавно мне знакомая пожилая женщина рассказала один характерый эпизод о работе скорой помощи. С ней случился инфаркт. Вызвала на дом скорую медицинскую. Приехавший санитар вместо неотложного осмотра пациентки попросил ее нарезать ему бутербродов и чаю заварить. Пришлось сделать. Превозмогая свой инфаркт Татьяна Михайловна справилась с "заданием" наглеца. А что делать: ведь такой и дома оставит и в больницу не заберет. Просидев за чаем с "батербродами" около получаса, он соизволил-таки "погрузить" больную в машину и "отвезть" ее в больницу, где, кстати, ее периодически пичкали просроченным нитроглицерином (пачка в руки попалась).
Приведу для верности и другую историю. Вызвали "03" в три часа дня. Появилась в… 6 часов вечера! Как всегда куда-то опаздывающие (не на тот ли свет отправить своих пациентов?), ничего толком не выяснив, вкололи не то, что обычно помогало больной, а то, что посчитали "нужным", грубо игнорировав просьбу нуждавшейся в помощи (хотя лекарство было). Что бы вы думали? Да вы и сами ответ знаете – состояние только ухудшилось и именно от неадкватного медикамента. Стали вызывать повторно "скорую помощь". Скорость их реагирования на вашу нужду все та же – "немедицинская". По прошествии трех часов, уже под полночь, Игорь (сын больной) набрал "03", чтобы уточнить, выехала ли на вызов бригада. Суммарно через полчаса после всевозможных дозвонов-ожиданий выяснилось – "нет еще" (трубка брошена).
Вызвали платную. Деньги, скажу я вам, - таланливый чудотворец, - ну прямо как Дэвид Копперфильд. Мгновенно приехали через каких-то полчаса. (Кстати, чтобы отменить вызов официальной "03" Игорю понадобилось целых полчаса). "Платники" деньгами хоть и "кусаются" (3500 рублей стоит вызов), но поработали на славу. Игорь даже порадовался такой возможности сравнить работу "03" и "тех". Но важно другое. А именно то, что вполне обоснованно, а не из желания очернить конкурентов по цеху, "платники" засвидетельствовали: вкололи неадекватное средство, чем чуть не погубили человека.
Читатель NewsInfo сразу же вспомнит о своей истории – так частно мы все с этим сталкивались. Напрашивается вопрос: с кого спрашивать вину, кто отвечает за все это? Мы попросили прокомментировать сложившуюся ситуацию и подсказать, как поступать в тех случаях, когда ты имел неприятность ощутить на себе дыхание цинизма, равнодушия и просто невежества многих наших медработников врача платной скорой помощи.
"Если начать жаловаться, то, как правило, это не даст желаемого результата – все ограничиться тем, что просто уволят рядового работника и все. Нет человека - нет проблемы", - говорит медработник платной скорой помощи, пожелавший остаться неизвестным.
"Скажу по своему десятилетнему опыту работы в службе скорой помощи то, что если рядовой медработник и захочет кому-нибудь искренне помочь, то он просто этого не сможет – инструкция, а в ней сказано: работать на месте не более получаса. А если сочувствующий врач будет задерживаться на "объектах", то его просто возьмут и уволят. Предположим у вас пищевое отравление (забирать в больницу вас не положено), так, чтобы вас откачать, вам нужно ставить капельницу, а ведь на это нужно много времени. Но инструкция железно "твердит" вам - нельзя ("уволят", повторяешь ты себе). Долго пробудешь с капельницей один-другой раз - уволят. То есть каждый раз врач понимает – помочь олноценно не получится. Таким образом, эта порочная система и порождает во врачах отчуждение, безразличие и иногда цинизм. Хотя, конечно, кроме инструкций, есть и много других известных всем факторов. Вот люди и недополучают нужной помощи своевременно", - рассказывает наш собеседник.
А сколько тех, кто одинок или не дождался приезда? Кто ответит за них? Для решения этого важнейшего социального вопроса (службы скорой помощи) необходима общественная дискуссия о порочности подобной "срочной" медсистемы, точно такая же, как поднимается, когда в армии избивают, калечат (как Сычева) или убивают молодых солдат, или когда нападают и убивают иностранных студентов. И только активным и широким освещением и обсуждением данной темы можноььь хотя бы дать начало изменению этой порочной системы – "03".
Вениамин Сеевлеков,
Национальная Информационная Группа