Воронежская правда
Александр Орлов, Михаил Кирьянов (фото)
Самым массовым видом оказываемой в Российской Федерации медицинской помощи является скорая медицинская помощь (далее по тексту – СМП. – А.О.). Ежесуточно бригадами СМП по всей стране выполняются более 130 тыс. вызовов. Однако в условиях сегодняшнего дня служба СМП не только не получает соответствующую поддержку от государства, но практически находится на грани выживания. Нет даже специального федерального закона, регулирующего порядок оказания скорой медицинской помощи. А он, несомненно, нужен – и сотрудникам «скорой», и населению. Массив правовых актов, регулирующих порядок организации и оказания СМП, чрезвычайно раздроблен. Здесь и нормы Конституции Российской Федерации (ст. 41), и Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-I, и Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, утверждаемая постановлением Правительства РФ на каждый год. Есть и региональные нормы, например, Закон Воронежской области от 9 декабря 2002 г. № 77-ОЗ «О здравоохранении в Воронежской области». Но основные положения, регулирующие деятельность «скорой», сосредоточены в актах подзаконных – в Приказе Минздрава РФ от 26 марта 1999 г. № 100 «О совершенствовании организации скорой медицинской помощи населению Российской Федерации» и Приказе Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1 ноября 2004 г. № 179 «Об утверждении порядка оказания скорой медицинской помощи».
Первая трудность работы СМП в правовом аспекте – отграничение скорой и неотложной помощи. Федеральным законодателем этот вопрос до сих пор не решен. Понятия «скорой» и «неотложной» помощи важны, прежде всего, для сотрудников «скорой помощи». На сегодняшний день их разделение исключительно условно. На практике под скорой помощью понимаются, во первых, вызовы в общественное место, во-вторых, на производство, и в-третьих, роды. По сути, все остальные вызова необходимо относить к неотложной помощи.
Если исходить из определения, данного Всемирной организацией здравоохранения, то скорая помощь – это та помощь, отсрочка которой в выполнении на два часа и более или к смерти больного, или к резкому ухудшению его состояния. А неотложная помощь – та помощь, отсрочка которой в выполнении на шесть и более часов приводит к ухудшению состояния пострадавшего. Как видно из приведенных определений, четкого критерия, по которому можно было бы отграничить скорую помощь от неотложной, они также не содержат.
На первом съезде врачей скорой медицинской помощи, состоявшемся 1 октября 2005 года в Москве, на котором ССМП г. Воронежа представлял её главный врач Юрий Рыжиков, да и на научно-практических конференциях предшествующих шести лет, которые проводились под эгидой Минздрава, поднимался вопрос отсутствия правовой базы, определяющей действия бригад скорой помощи, о разделении понятий скорой и неотложной помощи.
В 2003 году Минздравом был издан приказ об отраслевой программе скорой медицинской помощи. Замечательный по своему содержанию, он как всегда не был выполнен. Документ предусматривал необходимость разработки и утверждения перечня основных понятий, терминов и определений скорой медицинской помощи, разработки методрекомендаций по дифференциации поводов к вызову скорой медицинской помощи.
Неотложную помощь должна оказывать поликлиника, но в силу определенных причин лишь три медицинских учреждения в городе Воронеже оказывают данный вид помощи. А каждый третий, звонящий по «03», обращается именно за этим видом помощи. «Скорая» не имеет права отказать в приеме вызова. Да, собственно, и не отказывает. Вопрос в другом: как быстро он обслуживается и в силу каких причин. И когда население ругает медиков СМП за то, что «медленно едут», мало кто учитывает, что бригады должны ехать и на «насморк, болит голова», и на «плохо с сердцем, потеря сознания». А поводы к вызову, согласитесь, разные.
Ежедневно на линию выходит порядка 60 бригад (плюс-минус в зависимости от времени года, эпидемической обстановки), которые и должны обслуживать наш город-миллионер. Существует четыре вида бригад:
фельдшерские, линейные (врачебные), бригады интенсивной терапии (БИТы), и бригады
анестезиологии-реанимации. Два последних типа бригад – специальные, их в случае необходимости вызывают на себя фельдшерские и врачебные. Но даже если и их поставить «на линию», «на каждый чох» – в прямом смысле этого слова, не наездишься. Их даже для целей оказания скорой медицинской помощи недостаточно:
норматив – одна машина на 10 000 населения. Сейчас работники скорой с надеждой смотрят на открытие офисов врачей общей практики, что должно снизить нагрузку с городской службы «03».
Следующая проблема, требующая законодательного решения в масштабе всей страны – низкий уровень финансирования отрасли. Без этого нельзя организовать эффективную систему скорой медицинской помощи в стране. Ссылаясь на то, что оказание скорой медицинской помощи отнесено к вопросам местного значения и, соответственно, расходным обязательствам муниципального образования, Минздравсоцразвития практически самоустранился ото всех проблем, связанных со «скорой». Средняя зарплата врача «скорой» в Воронеже –
6,731 тыс. руб. Между тем, процент обеспечения врачебными кадрами воронежской СМП составляет в среднем 60,5%, то есть чуть больше половины от требуемого количества. Понятно, что врачи с большим удовольствием идут работать в стационар, нежели на «скорую».
Президентом приняты меры к оптимизации здравоохранения путем принятия соответствующих целевых программ. Принято решение о повышении заработной платы на 20 тыс. руб. участковым терапевтам, педиатрам и врачам общей практики. Медицинский персонал станций скорой помощи в этот список не попал.
Но есть и положительные моменты, например, решение Президента РФ о выделении 12 тыс. единиц
санитарного транспорта станциям скорой медицинской помощи по всей стране. И это решение говорит о многом. Государственной власти понятно, что в современных условиях оказать скорую медицинскую помощь без поддержки соответствующей службы невозможно.
Администрация СМП не против внешних совместителей, но для работы необходим сертификат врача скорой медицинской помощи. То есть, скажем, терапевту, необходимо четыре месяца проучиться (а обучение, естественно, платное – порядка 7 тыс. руб.), получить сертификат и только после этого смело брать чемоданчик с красным крестом и мчаться под звуки сирены на вызов.
Но несмотря на все трудности, воронежцы могут быть уверены: сотрудники СМП всегда придут на их зов о помощи, и никакое отсутствие законов этому не помешает. А в новогодние праздники приказом главного врача ССМП от 16. 12. 2005 года № 337 «О медицинском обеспечении населения города Воронежа во время празднования Нового 2006 года и Рождества Христова», 1, 2, 6, 7, 8, и 9 января 2006 года каждой подстанции обеспечено выставление дополнительной врачебной бригады.
20 декабря 2005 года в Государственной Думе России проходили слушанья, посвященные состоянию скорой медицинской помощи в стране. Хочется надеяться, что это первый шаг власти на пути создания Федерального закона «О скорой медицинской помощи».
«ВО» выражает благодарность главному врачу станции скорой медицинской помощи города Воронежа Юрию Рыжикову за помощь в подготовке данного материала.