Съезд сокрой помощи.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ г. Москва
Первый Всероссийский съезд врачей скорой медицинской помощи 31 октября-3 ноября 2005 г.
РЕШЕНИЕ
Заслушав и обсудив доклады, Первый съезд врачей скорой помощи отмечает, что состояние скорой медицинской помощи является одним из факторов национальной безопасности. Особая роль данного сектора отечественного здравоохранения обусловлена тем, что:
за медицинской помощью по поводу неотложных состояний ежегодно обращается каждый 3-й житель страны,
каждый 10-й - госпитализируется по экстренным показаниям,
более 60% объемов стационарной помощи оказывается в неотложном порядке,
более 90% больничной летальности связано с экстренным характером госпитализации больных и пострадавших,
неотложные патологические состояния, травмы и отравления занимают первое место среди причин смерти у лиц трудоспособного возраста.
Необходимость повышения доступности и качества медицинской помощи, особая актуальность этого вида помощи, высветили ряд проблем, нуждающихся в первоочередном решении.
Самой главной проблемой, требующей безотлагательного решения, следует считать низкий уровень финансирования отрасли, не позволяющий организовать эффективную систему скорой медицинской помощи в стране. Считать недопустимой практику ряда муниципальных образований по невыполнению требований Программы государственных гарантий в части оказания скорой медицинской помощи.
Серьезным тормозом в совершенствовании организации скорой медицинской помощи является отсутствие четкой системы управления этим специфическим сектором здравоохранения. Следствием этого является недостаточно эффективное взаимодействие структур, как в оказании скорой медицинской помощи на догоспитальном и госпитальном этапах в повседневных условиях, так и при возникновении чрезвычайных ситуаций.
Существующая нормативно-правовая база, регламентирующая различные аспекты деятельности больниц и станций скорой медицинской помощи, не отражает специфики оказания этого вида помощи. В процессе нормативного обеспечения системы скорой медицинской помощи особое внимание следует уделить вопросам оборота наркотических средств и психотропных веществ, социальной защиты работников службы, определения лицензионных требований и условий, утверждения перечня основных понятий, терминов и определений скорой медицинской помощи. Следует с особой тщательностью и учетом особенностей регионов решать вопрос о разделении скорой и неотложной помощи.
Высоко оценивая значение Рекомендаций по оказанию скорой медицинской помощи, десятилетний опыт их апробации, Съезд признает, что отсутствие стандартов скорой медицинской помощи на всех этапах ее оказания и индикаторов качества не способствуют конкретизации государственных гарантий этого вида помощи, определению адекватного финансирования больниц и станций СМП и рациональному использованию недостаточных ресурсов.
Одной из острых проблем является ослабление научно-методического обеспечения скорой медицинской помощи. Отсутствие научной специальности «скорая медицинская помощь» затрудняет привлечение молодых специалистов. Нуждается в совершенствовании система базовой и последипломной подготовки специалистов скорой медицинской помощи.
Указанные проблемы этой сферы здравоохранения требуют выработки четкой государственной политики, обеспечивающей адекватное реформирование системы оказания скорой медицинской помощи как одной из приоритетных задач национальной безопасности. Участники ежегодных Всероссийских конференций, проводимых в течение последних 7 лет в Москве, Санкт- Петербурге, Екатеринбурге, неоднократно обращались с предложениями по реализации мер системного характера, которые позволяют реально улучшить ситуацию в этом секторе отечественного здравоохранения. Вместе с тем, ссылаясь на то, что по механизмам межбюджетных отношений скорая медицинская помощь отнесена к уровню субъектов РФ и муниципальных образований, Министерство здравоохранения и социального развития РФ фактически устранилось от решения проблем организации скорой медицинской помощи в стране.
Проанализировав сложившуюся ситуацию, опыт ряда регионов Российской Федерации, признавая межведомственный характер сформировавшихся проблем, Съезд решил обратиться в: Комитет по охране здоровья Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Комитет Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии, Общественную Палату РФ - к представителям медицинских специальностей, Правительство РФ,
Министерство здравоохранения и социального развития РФ. с просьбой в безотлагательном порядке сосредоточиться на решении следующих задач:
1. Предложить Правительству РФ подготовить проект Федерального закона «О скорой медицинской
помощи», организовать его широкое обсуждение и внести его в Государственную Думу РФ.
2. Обратиться к Президенту РФ и Председателю Правительства РФ с предложением признать догоспитальный этап службы скорой медицинской помощи одним из важнейших звеньев первичной медицинской помощи и распространить на сотрудников станций и отделений скорой медицинской помощи соответствующие Федеральные доплаты, аналогичные доплатам работникам участковой службы.
3. Необходимо увеличить объем финансирования здравоохранения не менее 5% ВВП. Увеличение ассигнований на оказание скорой медицинской помощи должно осуществляться в рамках Федеральной программы «Совершенствование скорой медицинской помощи на догоспитальном и госпитальном этапах в РФ» и целевых программ субъектов Российской Федерации.
4. В структуре Федерального органа управления здравоохранением необходимо создать департамент, в органах управления здравоохранением субъектов РФ - отделы, ответственные за организацию скорой медицинской помощи. В обязанности созданных подразделений необходимо вменить научно- методическое, правовое и кадровое сопровождение самого важного и повседневно востребованного вида медицинской помощи в стране, контроль эффективности использования ресурсов, выделенных бюджетами любого уровня. Первоочередной же задачей этого департамента следует считать создание указанной Федеральной целевой программы и подготовка постановления Правительства РФ (или закона) обязывающее выделить дополнительные средства на совершенствование скорой медицинской помощи в субъектах Федерации.
5. В целях обеспечения качества скорой медицинской помощи Министерству здравоохранения и социального развития РФ во взаимодействии с профильными общественными организациями доработать и утвердить стандарты оказания скорой медицинской помощи, требования к условиям осуществления этого вида медицинской деятельности (в том числе требования к оснащению бригад скорой медицинской помощи, автотранспорту, рабочим помещениям), индикаторов качества оказания скорой медицинской помощи, единых форм учетной документации станций (отделений, подстанций) скорой медицинской помощи, унифицированных программ последипломной подготовки врачей и среднего медицинского персонала скорой медицинской помощи, с привлечением ведущих кафедр неотложной медицины, НИИ скорой помощи, общественных профессиональных организаций.
6. Для привлечения молодых, перспективных научных кадров к решению вышеперечисленных проблем первостепенным и актуальным представляется введение научной специальности "скорая медицинская помощь".
7. Проводить Съезд врачей скорой медицинской помощи один раз в два года.
Несмотря на большое количество проблем в системе скорой медицинской помощи в стране, вышеперечисленные шаги являются наиболее важными и системообразующими. Присутствовало 289 делегатов из 89 регионов Российской Федерации. Решение принято 1 ноября 2005 г. в 17:15 большинством голосов избранных делегатов.
Голосовало 289 делегатов, «за принятие этого решения» - 286 делегатов «против принятия этого решения» - 1 делегат «воздержались» 2 делегата.