Светофоры, дайте визу
Многих сейчас волнует информация о том, что прошло сокращение бригад "Скорой помощи". Рассказать о проблемах службы мы попросили главного врача городской станции "Скорой помощи" Любовь Николаевну Старостину (Самара).
- Да, количество бригад "Скорой помощи" было сокращено: с января круглосуточно работают 72 бригады, а в "часы пик" - 80. Эта реорганизация связана с тем, что уменьшилось количество вызовов по сравнению с 1997 годом. В 98-м году на станцию "Скорой помощи" поступило 306 827 вызовов - на 17 000 меньше, чем в позапрошлом году.
Бригад хватает, чтобы помогать людям нашего города, но во время прокатившейся эпидемии гриппа их оказалось недостаточно. Поэтому вызовы в дневные часы мы часто не принимали, а направляли больных в поликлиники по месту жительства. Сейчас там создаются бригады неотложной помощи, и именно они должны помогать людям в случаях инфекционных заболеваний.
- А каковы функции скорой помощи?
- Бригады обязаны помогать при несчастных случаях, ДТП, ранениях, отравлениях неизвестными химическими веществами, сильных легочных или горловых кровотечениях, нарушениях работы сердца, резкой аритмии, головокружении, потере сознания, болях за грудиной, приступах удушья, если человек упал с большой высоты, при пожарах и чрезвычайных ситуациях... Теперь сюда прибавились и случаи заминирования, обычно ложные.
- Существуют нормативы выезда к больному. Соблюдаются ли они?
- В идеале бригада должна прибыть к больному не более чем за 15 минут после того, как диспетчер принял вызов. В 1998 году врачи успевали помочь в 77,4% случаев. Но сейчас этот процент резко упал - до 23-25%. Причины? Подстанции "Скорой помощи" распределены по городу нерационально, и иногда медикам приходится преодолевать большие расстояния. Но большее значение имеют наши дороги. Часы "пик" теперь длятся чуть ли не круглосуточно - с 8 до 24 часов, - и почти на каждом перекрестке образуются "пробки". Пробиться через затор машине "Скорой помощи" практически невозможно. Дорогу теперь уступать не принято. Например, для машин городской станции (ул.Больничная, 2) сложно выехать даже с территории станции: улицы Клиническая и Первомайская всегда заполнены автомобилями.
Нужно отметить и качество нашего автотранспорта: парк на 50% старый. Из-за отсутствия финансирования машины ремонтируются только при необходимости.
Кажется, был проект изготовления машин "скорой помощи" в Самаре?
- Да, на авторемонтном заводе производятся автомобили на базе "Газели", однако уже после года эксплуатации машины требуют серьезного ремонта. Конечно, на износ транспорта влияет и то, что он почти все время находится в работе. Коэффициент использования составляет 0,85 (по нормативам 0,72).
Но за рулем каждого автомобиля - человек, и прежде нужно думать о нем. До 1998 года водители работали в суточном графике (по 24 часа !), но инспекция труда потребовала сократить рабочий день вдвое. К сожалению, часы пересменки приходятся на "часы пик" вызовов - с 16 до 24 - 2 часов ночи. Здесь идет потеря времени, из-за чего страдают больные.
- Сейчас можно услышать мнение вроде бы совершенно абсурдное: "Скорая" должна доставить не врача к больному, а наоборот.
- Это не просто мнение. По такому принципу работает весь мир, кроме России. В Европе, в Америке нет врачебных бригад, в "Скорой" там работают парамедики без специального медицинского образования. Но около 70% больных сами добираются в лечебные пункты, их привозят родственники, и лишь в 30% случаев медики доставляют пострадавших к врачу для оказания экстренной помощи.
- Но при этом теряется время?
- Нет, помощь приходит вовремя. И благодаря такой работе здравоохранения заметно выигрывает в финансовом плане.
- В России намечается переход на эту систему?
- Сейчас эти вопросы решаются, но перестройка "Скорой помощи" требует огромных экономических вложений, дополнительного обучения и т.д. Однако самое главное не финансы, а сознание людей. Его изменить очень трудно, ведь люди надеются на нашу службу и представить какой-то другой вариант спасения в экстренных случаях не могут.
К тому же есть и материальная преграда: за рубежом у каждой семьи есть автомобиль, а в России для многих он остается предметом роскоши. Поэтому приезжать в больницы на своем транспорте невозможно.
- Люди критикуют и ругают сейчас все службы. В том числе и "Скорую помощь". Любовь Николаевна, как вы думаете, это обосновано?
- Конечно, у всех в работе бывают проколы. Мы не исключение. Но это случается достаточно редко. Показателем, наверное, может быть число благодарностей. В прошлом году мы получили их 43.
- А жалоб?
- Были и такие. Всего - 10, из них 3 признаны обоснованными и 1 - частично. Мы не стараемся скрыть наши грехи, а разбираем их, чаще принимая сторону больного.
- А в чем заключаются жалобы?
- Это диагностические ошибки, иногда врач не находит общий язык с больным, возникают конфликты. Есть и еще одна проблема: якобы платные препараты. Запомните: для населения все услуги "Скорой помощи" бесплатны! И действия врачей, которые предлагают больным какие-то фантастически эффективные препараты, незаконны. Люди должны знать, что нельзя платить деньги бригадам "Скорой помощи".
- Как поступать в спорных случаях больному?
- Обязательно нужно позвонить ответственному врачу станции "Скорой помощи". Эти телефоны - 37-04-63, 37-05-86, 37-19-41, 37-19-09. Тогда может приехать другая бригада или врач-контролер.
У нас есть единственный вид платных услуг: транспортировка граждан из больницы домой или с поезда, или в другую больницу. Это производится по личным заявлениям.
- Любовь Николаевна, как идет финансирование вашей службы?
- В Самаре служба входит в систему обязательного медицинского страхования. Мы получаем деньги за конкретные выполненные работы через страховые компании. Например, в январе-феврале этого года финансирование прошло лучше, чем в прошлом году - на 90-95%.
- Конечно, у службы "скорой помощи" много проблем. Какие самые острые?
- Помимо уже названных есть проблемы с комплектацией бригад. Цены на лекарственные препараты возросли в 3-6 раз, и приходится покупать их лишь когда возникает угроза, что лекарства закончатся. Проблема номер один - оснащение бригад кислородом. По требованию пожарной инспекции была закрыта заправочная кислорода на городской станции "Скорой помощи" - она не соответствовала правилам безопасности. У нас есть проект строительства новой заправочной, есть и место, но, увы, на это не выделяют средств.
Да, проблемы есть, но мы стараемся решать их. Ведь самое главное для врача - жизнь и здоровье человека. "Скорая помощь" спасает, и мы с гордостью несем этот нелегкий груз ответственности за жизни людей.
А.Сазонова