Ответственность при неоказании помощи
№ 292046-3, вносится депутатами Государственной Думы В.И. Шандыбиным, С.П. Шашуриным и В.И. Илюхиным (внесен 05.02.2003, отклонен ГД 28.05.2004)
Статья 1.
Внести дополнение в статью 124 Уголовного кодекса Российской Федерации часть третью следующего содержания:3. "Неоказание больному, находящемуся в бессознательном состоянии, врачом или фельдшером первичной реанимационной медицинской помощи без уважительных причин, независимо от вида болезни и фазы ее течения, если неоказание помощи повлекло смерть больного, то в этом случае бездействие является уголовным преступлением и не требуется заключения судебно-медицинской экспертизы по уголовному делу, возбужденному по факту безосновательного неоказания медицинской помощи больному. Данное преступное бездействие врача или фельдшера в неоказании медицинской помощи больному, –
наказывается лишением свободы на срок от трех до пяти лет и лишением права занимать медицинские должности или заниматься медицинской деятельностью на срок до пяти лет".
Статья 2.
Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования.Президент Российской Федерации
Таблица предлагаемых изменений в действующий УК
Статьи в действующем законе | Предлагаемые изменения |
Статья 124. Неоказание помощи больному1. Неоказание помощи больному без уважительных причин лицом, обязанным ее оказывать в соответствии с законом или со специальным правилом, если это повлекло по неосторожности причинение средней тяжести вреда здоровью больного, –наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок от двух до четырех месяцев. 2. То же деяние, если оно повлекло по неосторожности смерть больного либо причинение тяжкого вреда его здоровью, – наказывается лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. | Статья 124. Неоказание помощи больному1. Неоказание помощи больному без уважительных причин лицом, обязанным ее оказывать в соответствии с законом или со специальным правилом, если это повлекло по неосторожности причинение средней тяжести вреда здоровью больного, –наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок от двух до четырех месяцев. 2. То же деяние, если оно повлекло по неосторожности смерть больного либо причинение тяжкого вреда его здоровью, – наказывается лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. 3. Неоказание больному, находящемуся в бессознательном состоянии, врачом или фельдшером первичной реанимационной медицинской помощи без уважительных причин, независимо от вида болезни и фазы ее течения, если неоказание помощи повлекло смерть больного, то в этом случае бездействие является уголовным преступлением и не требуется заключения судебно-медицинской экспертизы по уголовному делу, возбужденному по факту безосновательного неоказания медицинской помощи больному. Данное преступное бездействие врача или фельдшера в неоказании медицинской помощи больному, – наказывается лишением свободы на срок от трех до пяти лет и лишением права занимать медицинские должности или заниматься медицинской деятельностью на срок до пяти лет. |
Пояснительная записка к проекту федерального закона "О внесении дополнения в статью 124 Уголовного кодекса Российской Федерации"
По признанию министра здравоохранения Российской Федерации с 1992 года уменьшается численность населения России. Смертность за эти годы выросла почти на 40% и превышает рождаемость в 1,7 раза, которая для органов здравоохранения является наиболее актуальной проблемой. Ежегодно мы теряем 2 млн. человек, из них более 600 тысяч лиц трудоспособного возраста, которые умирают в основном в результате предотвратимых причин смерти. (В доказательство прилагается письмо министра здравоохранения Российской Федерации от 15.07.2002 г. № 2510/7031/0215).Одной из причин большой смертности граждан России является сложившаяся правовая система безответственности медицинских работников (врачей, фельдшеров) скорой помощи, которые безосновательно (без констатации момента смерти в соответствии со статьей 46 Основ законодательства Российской Федерации "Об охране здоровья граждан" от 22 июля 1993 г. № 5487-1) не оказывают больному, находящемуся в бессознательном состоянии, первичной реанимационной помощи и не принимают действий по выполнению всех реанимационных мероприятий для спасения жизни больного, установленных положением основ законодательства РФ "Об охране здоровья граждан" (статья 46) и если больной умирает, то за это не несут никакой уголовной ответственности. (Даже если медицинский работник был просто безучастным регистратором процесса умирания и не оказал никакой помощи больному).
Согласно заключению врачебно-медицинской комиссии "Врач скорой медицинской должен оказать первичную реанимационную помощь больному (провести искусственную вентиляцию легких – ИВЛ), наладить внутривенное введение инфузионных медикаментозных средств, сообщить по инстанции о принятых мерах, объяснить родственникам реально сложившуюся ситуацию, а не просто быть безучастным регистратором процесса умирания, однако это не выполняется, и граждане умирают из-за неоказания медицинской помощи вследствие безответственности медицинских работников". Ежегодно умирают по сообщению министра здравоохранения РФ более 600 тысяч граждан трудоспособного возраста, в основном, в результате предотвратимых причин смерти, а пенсионерам, как сообщают граждане, скорая помощь, если больной находится в бессознательном состоянии (сердечный приступ) вообще не проводят реанимационные мероприятия для спасения жизни и вследствие этого ежегодно погибают более 1 млн. граждан пенсионного возраста. Однако прокуратура вследствие отсутствия конкретного законодательства по неоказанию реанимационной помощи больному не привлекает к уголовной ответственности виновных врачей в гибели граждан, даже если врач безосновательно отказался оказать медицинскую помощь больному, который вскоре после этого умер.
Например, больная Румянцева А.П. была работающей пенсионеркой до последнего дня жизни и ни одного дня не лежала в постели, вела активный образ жизни и еще дополнительно занималась общественной работой. В день смерти ходила самостоятельно в поликлинику для обследования УЗИ, в магазин и занималась домашними делами – стирала, готовила обед (в деле имеются протоколы показаний свидетелей, подтверждающих это). Села за стол для приема пищи и сразу потеряла сознание. Муж отнес ее на кровать и сразу вызвал скорую помощь. Когда приехал врач, больная лежала без сознания и еще дышала с открытым ртом. Врач сказал: идет агония и сразу ушел, не оказав никакой медицинской реанимационной помощи согласно положения ст. 46 "Основ здравоохранения РФ "Об охране здоровья граждан"" от 22 июля 1993 года № 5487-1. Врач даже не проверил пульс и кровяное давление и не подошел к больной, а только посмотрел на нее издалека. Муж просил его оказать жене реанимационную помощи, но врач не стал выполнять свои профессиональные обязанности и муж ему сказал: "Вы же совершаете уголовное преступление", а врач засмеялся и убежал, не выписав никаких документов по факту смерти, т.к. больная еще дышала. Врач знал, что согласно действующему законодательству его не привлекут к уголовной ответственности за неоказание медицинской реанимационной помощи больной.
В дальнейшем прокуратурой г. Москвы было установлено, что врач бригады "скорой помощи" Ежов А.Н. безосновательно отказался оказать медицинскую помощь больной Румянцевой А.П., которая вскоре после этого умерла (В доказательство прилагается письмо прокуратуры г. Москвы от 3.07.2002 г. № 15-616-2002 г.).
Разве Румянцевой А.П. было бы хуже, если бы врач оказал ей реанимационную помощь и только в этом случае можно было объективно установить причинно-следственную связь между неоказанием реанимационной медицинской помощью и смертью Румянцевой А.П. Однако врач не выполнил свои профессиональные обязанности, установленные ст. ст. 39, 46, 68 Основ законодательства Российской Федерации "Об охране здоровья граждан" от 22 июля 1993 года № 5487-1.
В соответствии со ст. 46 указанных "основ" "Констатация смерти осуществляется медицинским работником (врачом или фельдшером). Критерии и порядок определения момента смерти человека, прекращение реанимационных мероприятий устанавливаются положением, утвержденным Министерством здравоохранения Российской Федерации, согласованным Министерством юстиции Российской Федерации, министерствами здравоохранения республик в составе Российской Федерации".
Однако врач Ежов А.Н. не выполнил указанные положения ст. 46 "Основ", не произвел реанимационные мероприятия, установленные положением, утвержденным Министерством здравоохранения, не констатировал факт смерти и даже не выписал надлежащие документы по факту смерти, согласно утвержденному положению. Врач Ежов посмотрел на больную Румянцеву А.П. с порога комнаты, сказал, идет агония и сразу убежал и, следовательно, в связи с неоказанием медицинской помощи обрек ее на умирание.
В соответствии с Инструкцией по определению критериев и порядка определения момента смерти человека, прекращения реанимационных мероприятий, утвержденной приказом № 73 Министра здравоохранения Российской Федерации в процессе умирания выделяют стадии: агония, клиническая смерть, смерть мозга и биологическая смерть. При агонии и клинической смерти патологические изменения во всех органах и системах носят полностью обратимый характер.
Поэтому врач в соответствии с указанной инструкцией обязан был произвести реанимационные мероприятия для спасения жизни больной в течение 30 минут и только при признании этих мер абсолютно бесперспективными (если реанимационные мероприятия не помогли спасти жизнь больного) и констатации биологической смерти прекратить реанимационные мероприятия.
Однако врач безосновательно не выполнил требования указанной инструкции, статей 39, 46 Основ законодательства Российской Федерации "Об охране здоровья граждан", должностного положения "О враче выездной бригады скорой медицинской помощи", устанавливающего п. 4.2 ответственность в установленном законом порядке за противоправные действия или бездействие, повлекшие за собой ущерб здоровью пациента и его смерть. Также при этом невыполнении профессиональных обязанностей врачом были фактически нарушены права граждан по оказанию медицинской помощи, гарантированные статьей 41 Конституции Российской Федерации.
Вследствие безосновательного неоказания реанимационной помощи больная погибла. Прокуратурой г. Москвы было "установлено, что врач бригады скорой помощи Ежов А.Н. безосновательно отказался оказать медицинскую помощь больной Румянцевой А.П., которая вскоре после этого умерла". (В доказательство прилагается письмо Прокуратуры г. Москвы № 15-616-2002/44982 от 03.07.2002 г.). Однако врач не понес никакого наказания за свое преступное деяние, так как уголовное дело до сих пор не передано в суд вследствие заключения судебно-медицинской экспертизы об отсутствии прямой причинно-следственной связи между неоказанием медицинской помощи и смертью больной. При этом в заключении указывается, что "Врач скорой медицинской помощи должен был оказать первичную реанимационную помощь агонирующей пациентке (провести искусственную вентиляцию легких), наладить внутривенное введение инфузионных медикаментозных средств, сообщить по инстанции о принятых мерах, а не просто быть безучастным регистратором процесса умирания".
Следовательно, экспертиза признала, что врач обязан был провести больной реанимационные мероприятия для спасения ее жизни и поэтому в соответствии с действующими вышеуказанными положениями и Конституцией Российской Федерации врач обязан был их проводить, и если их практическое проведение в течение 30 минут не помогло спасти жизнь больной, то только бы в этом случае не было вины врача в гибели больной. В связи с этим считаем, что бездействие врача уже является уголовным преступлением и поэтому не требуется заключения судебно-медицинской экспертизы по уголовному делу, возбужденному по факту безосновательного неоказания медицинской помощи.
В настоящее время медицина позволяет выводить больного даже из клинической смерти. Специалисты – медики считают, что больную Румянцеву А.П. можно было вывести из бессознательного состояния, если бы врач скорой помощи Ежов А.Н. выполнил свои профессиональные обязанности и принял реанимационные меры, указанные судебно-медицинской комиссией. Поэтому, учитывая большую смертность населения России, считаем, что необходимо принимать строгие меры по причинам смерти (гибели) граждан вследствие неоказания помощи больному.
Неоказание помощи больному должно расцениваться как преступление. Объективная сторона преступления характеризуется бездействием в виде неоказания помощи больному без уважительных причин, независимо от вида болезни и фазы ее течения.
Ответственность за неоказание помощи больному наступает при наличии правовой обязанности ее оказывать и обращении больного или его представителя либо других лиц за такой помощью.
Уголовная ответственность наступает, если неоказание помощи повлекло смерть больного.
Субъект преступления – специальное лицо, достигшее 16-летнего возраста, обязанное оказывать помощь больному в соответствии с законодательством и профессиональными обязанностями – это врачи, фельдшеры. Необходимость принятия данного законопроекта очевидна, т.к. неоказание помощи больному может коснуться каждого из нас и вследствие неоказания медицинской помощи повлечь гибель человека.
Принятие данного законопроекта поможет снизить смертность населения России, т.к. будет повышена ответственность медицинских работников за неоказание медицинской помощи больному.
Официальный отзыв Правительства на проект федерального закона № 292046-3 "О внесении дополнения в статью 124 Уголовного кодекса Российской Федерации"
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона.Статьей 124 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность медицинских работников за неоказание медицинской помощи больному без уважительных причин. Дополнение статьи 124 частью третьей, которая устанавливает ответственность за "безосновательное неоказание помощи больному врачом или фельдшером первичной реанимационной медицинской помощи", является дублированием действующих норм данной статьи.
Кроме того, использование в законопроекте терминов "безосновательное неоказание", "безучастный регистратор", не имеющих конкретной уголовно-правовой характеристики, не отвечает требованиям законодательной техники.
Учитывая изложенное, Правительство Российской Федерации не поддерживает представленный проект федерального закона "О внесении дополнения в статью 124 Уголовного кодекса Российской Федерации".
Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации А. Гордеев
Заключение Комитета по законодательству Государственной Думы по проекту федерального закона № 292046-3 "О внесении дополнения в статью 124 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Комитет Государственной Думы по законодательству, рассмотрев проект федерального закона № 292046-3 "О внесении дополнения в статью 124 Уголовного кодекса Российской Федерации" (по вопросу установления уголовной ответственности за безосновательное неоказание первичной реанимационной помощи больному, находящемуся в бессознательном состоянии), внесенный депутатами Государственной Думы С.П. Шашуриным, В.П. Шандыбиным, В.И. Илюхиным, пришел к следующему выводу.Законопроектом предлагается дополнить статью 124 Уголовного кодекса Российской Федерации частью третьей, предусматривающей уголовную ответственность медицинских работников в случае безосновательного неоказания больному первичной реанимационной медицинской помощи, повлекшего его смерть.
Вместе с тем, частями первой и второй статьи 124 Уголовного кодекса Российской Федерации уже предусматривается уголовная ответственность лиц, обязанных оказывать медицинскую помощь в соответствии с законом или специальным правилом, за неоказание помощи больному без уважительных причин, если указанные действия повлекли, в том числе, смерть больного.
В пояснительной записке к проекту также отмечается, что именно по второй части статьи 124 Уголовного кодекса Российской Федерации Прокуратурой города Москвы и было возбуждено уголовное дело в отношении врача бригады "скорой помощи" Ежова А.Н., не оказавшему реанимационной помощи больной Румянцевой А.П., что повлекло ее смерть.
Таким образом, учитывая, что ответственность медицинских работников за неоказание помощи больному без уважительных причин уже закреплена в диспозиции статьи 124 Уголовного кодекса Российской Федерации, дополнение указанной статьи частью третьей повлечет, по нашему мнению, дублирование норм, изложенных в частях первой и второй настоящей статьи.
Кроме того, законопроект в силу излишней детализации и многословия не соответствует требованиям юридической техники, применяемой в уголовном законодательстве.
Авторами введен новый термин "безосновательное", который не имеет четкой дефиниции.
Комитет Государственной Думы по законодательству на основании изложенного рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона № 292046-3 "О внесении дополнения в статью 124 Уголовного кодекса Российской Федерации" (по вопросу установления уголовной ответственности за безосновательное неоказание первичной реанимационной помощи больному, находящемуся в бессознательном состоянии), внесенный депутатами Государственной Думы С.П. Шашуриным, В.П. Шандыбиным, В.И. Илюхиным.
Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы по проекту федерального закона № 292046-3 "О внесении дополнения в статью 124 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Правовым управлением рассмотрен вышеуказанный проект. Полагаем необходимым высказать следующее замечание.По нашему мнению, диспозиция, предлагаемой авторами проекта части третьей статьи 124 Уголовного кодекса Российской Федерации "Неоказание помощи больному" полностью охватывается частью второй указанной статьи и не требует дополнительного правового регулирования.
Предлагающееся в законопроекте усиление уголовной ответственности за неоказание помощи больному, повлекшее его смерть, путем увеличения максимального срока наказания в виде лишения свободы с трех до пяти лет должно реализовываться путем внесения изменения в санкцию части второй статьи 124 УК РФ.
Начальник Управления Г.П. Ивлиев