19.03.2012 11295

Безопасность на вызове

Безопасность на вызове
Личная безопасность врача скорой помощи/участкового врача на вызове.




Введение:

Выяснение ситуации начинается с момента принятия вызова. Участковый врач поликлиники должен научиться оценивать ситуацию и обеспечивать собственную безопасность и безопасность больного (пострадавшего).

Выяснение ситуации

Может ли регистратура дать дополнительную информацию:

а) Количество больных (пострадавших)

б) Источники возможной опасности (сторожевая собака, алкогольное опьянение)

Выяснение ситуации начинается на пути к месту происшествия.

  1. Задайте себе вопросы: Что? Когда? Где? Кто? и самое важное - Почему?

Личная безопасность:

Спецодежда

а) халат медицинский, маска

б) перчатки

в) опасная лестница,

г) неосвещенная лестничная площадка

д) наличие животных в квартире

Насильственные действия

а) присутствует ли преступник

б) имеется ли оружие

в) доступна ли помощь милиции

г) старайтесь не вступать в полемику и споры

д) не оправдывайтесь

Безопасность должна занимать Ваши мысли еще до прибытия на место. С какого рода вызовом Вы имеете дело? Какова природа возможной опасности? Работа в многоквартирном доме во многом отличается от работы в частном секторе. Что представляет собой Ваш пациент? Страдает ли он от какого-либо заболевания или стал жертвой травмы? С каким количеством пострадавших Вам предстоит иметь дело? Кто еще окажется на месте вызова? Знаете ли Вы точный адрес и как туда доехать? Что Вам потребуется по прибытии на место? Старайтесь заранее оценить степень риска! Имеется в виду опасность, угрожающая Вам лично, Вашим коллегам и собственно пациентам. Вопросов много, и не всегда у Вас заранее есть все ответы. Однако на всякий случай следует составить некий “план реагирования”.

Безопасность во время работы (в том числе на квартирных визитах) подразумевает наличие соответствующего оборудования. Нельзя приближаться к пациенту без перчаток и маски. Опасность не всегда заметна: вокруг Вас может оказаться множество невидимых, но смертоносных факторов. Не стоит рисковать и подвергать опасности себя и свою семью. В наши дни заболевания, передающиеся контактным путем, являются скорее нормой, нежели исключением. Возбудители заболеваний присутствуют и в воздухе, и в крови человека, и это делает нашу работу день ото дня сложнее. Туберкулез, грипп, ВИЧ (СПИД), гепатит – все это заболевания, которые в современном мире без границ присутствуют везде. Все время появляются новые вирусы (Ebola, Hanta), которые быстро получают распространение. На территории РБ имеются лаборатории, изучающие эти штаммы вирусов, по программе ВОЗ.

Современный человек много путешествует. Может оказаться, что Ваш пациент еще вчера находился в другой стране и уже контаминирован. Дело, которое Вы делаете, очень важно, поэтому не забывайте о мерах безопасности. Следует также заботиться о защите пациента. У многих пострадавших ослаблена система защиты организма. Пациент не должен подвергаться воздействию факторов, которые способны усугубить его состояние (например, инфекций, носителем которых является участковый врач поликлиники).

Nota bene!

Медицинский работник неизбежно имеет дело с кровью и другими жидкостями, содержащимися в организме, во время осмотра и лечения пациента. Резиновые перчатки, маска, защищающая глаза, нос и рот, а также специальная одежда (например, халаты) должны надеваться до первого контакта с пациентом.

Самой верный способ обезопасить себя – это выработать полезные навыки и постоянно практиковаться в их применении. Всегда заранее надевайте перчатки, всегда держите наготове маски (одну для себя, другую для пациента) на случай наличия инфекции, передающейся воздушно-капельным путем. Защита для глаз тоже важна, особенно когда Вы низко наклоняетесь над пациентом, как при работе с дыхательными путями. Инфекция, содержащаяся в крови и слюне пациента, может легко проникнуть в Ваш организм через слизистую оболочку.

Если Вы каждый раз будете следовать определенному алгоритму, то Вам не придется задумываться над последовательностью действий.

Оценка ситуации на месте вызова

Оценка ситуации на месте вызова и состояния больного начинается задолго до первого контакта с пациентом. Скорее всего, Вы владеете базовой информацией о пациенте и причине вызова. Ваш подход должен диктоваться непосредственно ситуацией.

ВЫЗОВ НА ДОМ

Вы направляетесь домой к больному или пострадавшему. Вот ряд вопросов, которые Вам следует задать себе:

  • Что случилось?
  • Когда это случилось?
  • Где это случилось?
  • От кого поступил звонок?
  • Как это случилось?
  • Были ли Вы здесь ранее?

Будут ли у Вас ответы на все вопросы до прибытия на место?

Что случилось?

Если Вы направляетесь домой к пациенту, значит, там случилось нечто требующее Ваших знаний и умений (если только этот визит не был оговорен заранее). Подумайте о том, что могло стать причиной происшествия. Конкретные детали станут Вам известны уже потом, после прибытия. Идет ли речь о заболевании, и если да, то носит ли оно хронический характер? Является ли состояние пациента следствием травмы? Если да, то был ли это несчастный случай, или умышленное злодеяние? Эта информация имеет прямое отношение к безопасности на месте вызова.

Когда это случилось?

Как много времени прошло с момента возникновения проблемы? Часто сценарии повторяют друг друга. Идет ли речь о неожиданно возникшем заболевании, или больной испытывал симптомы и раньше? В случае травмы знание ее вида и времени, когда произошло событие, ставшее ее причиной, следует включить в соображения безопасности и учитывать при выборе подхода к лечению. Решение о том, следует ли оказывать помощь на месте, рекомендовать посещение поликлиники, передать актив другому специалисту или везти пациента в больницу, часто основано на ответе на этот вопрос.

Где это случилось?

Где больной почувствовал себя плохо или получил травму? Либо это могло произойти дома, либо больной пришел домой позже. Отсюда следует еще ряд вопросов. Имело ли место ухудшение исходного состояния? Почему, почувствовав себя плохо, человек не остался на месте? Может быть, он чувствовал, что ему угрожала опасность?

От кого поступил звонок?

Поступил ли звонок от пострадавшего или от друга/члена семьи? Важно понимать и учитывать, что часто Ваше появление дома у пациента может вызвать негативную реакцию. Может быть, больной даже не в курсе, что кто-то из домочадцев вызвал участкового врача поликлиники. Возможен и обратный вариант. По мере поиска ответов на интересующие Вас вопросы Вы также должны делиться информацией. Найдите возможность успокоить всех присутствующих, и в то же время старайтесь обеспечить их эмоциональное равновесие. Часто участковому врачу приходится убеждать не одного, а несколько человек, что он прибыл с целью помочь.

Помните, что в любой обстановке командуете Вы, и старайтесь контролировать все происходящее с целью обеспечения безопасности всех присутствующих, и прежде всего личной безопасности.

Как это произошло?

Идет ли речь о нанесении телесных повреждений другим человеком? Что именно это было: ножевая рана, избиение или огнестрельное ранение? Присутствует ли нападавший на месте вызова? Безопасно ли для Вас входить в квартиру или дом? Во всех случаях, когда у Вас отсутствует информация для принятия обоснованного решения к вопросам личной безопасности, приближайтесь к месту вызова с осторожностью.

Не стойте прямо перед дверью, когда вы звоните или стучите. Также старайтесь не стоять перед окнами. Громко объявите о своем прибытии. Представьтесь: “Я врач поликлиники. Кто вызывал врача?”

Позаботьтесь о путях отступления обратно к машине, если Вы прибыли на визит в поликлиническом “Москвиче”. Вам может потребоваться сделать это быстро: либо этого требует состояние пациента, либо Вашей личной безопасности что-то угрожает. Помните, если Вы пострадаете на месте вызова, это создаст дополнительную нагрузку на Ваших коллег.

Приходилось ли Вам бывать здесь ранее?

Является ли пациент Вашим постоянным “клиентом”? Часто в этом случае участковые врачи расслабляются и забывают об осторожности. Тот факт, что Вы часто бывали в этой квартире, и всегда все проходило гладко, не значит, что и в этот раз вас не ждет никакой неприятный сюрприз.

Избегайте пьяных друзей пострадавшего, которые захотят предложить свою помощь. Скопление людей (гости, родственники) могут стать опасными в случае возникновения массовой паники, либо в ситуации, когда все захотят посмотреть вблизи на Вашу работу. Любая ситуация, которой предшествовала агрессия или домашнее насилие, также относится к категории особо опасных.

Пациент и его семья

Часто Вам приходится сталкиваться с крайне эмоциональным отношением семьи пациента. Помните, что от Вас ждут решения очень острой проблемы. Члены семьи больного могут настолько потерять контроль над собой, что начнут словесно или физически выражать свое недовольство. Опыт позволяет участковому врачу преодолеть враждебное отношение на месте вызова, однако есть несколько универсальных замечаний:

  • Будьте прямы, как можно быстрее установите контроль над ситуацией, не теряйте самообладания, не вступайте в спор с членами семьи пострадавшего. Оставайтесь спокойным, но твердым, объясните, что Вы собираетесь предпринять и напомните, что Вы прибыли на квартирный визит с целью помочь.
  • Привлеките их на свою сторону – пусть члены семьи и прочие присутствующие почувствуют себя полезными. Скажите: “Мы поможем вашему отцу, но вы должны помочь мне”.
  • Дайте им какое-нибудь задание. Мы часто шутим, что, принимая роды, приходится просить отца ребенка вскипятить воду и нарезать простыни, однако в этой шутке есть доля правды. Если эмоциональное состояние присутствующих мешает Вам делать свою работу, следует занять их чем-нибудь, чтобы они не чувствовали себя бесполезными. Имея дело с враждебно настроенной группой домочадцев, Вы можете выбрать самого сильного мужчину и вежливо попросить его помочь сдерживать людей. В домашней обстановке попросите члена семьи собрать лекарства, показать домашнюю аптечку, принести Вам чистое полотенце, стакан воды для больного и т.п..
  • Постоянно напоминайте пациенту и членам его семьи, что Вы хотите им помочь. Не бойтесь потратить время, чтобы объяснить им, что происходит с больным, что Вы предпринимаете для облегчения его состояния.

Если у Вас есть сомнения, всегда учитывайте, что причиной необычного или ненормального поведения пациента и членов семьи может быть заболевание: например, гипоксия или гипогликемия, либо травма головы, психическое расстройство. Также не исключено домашнее насилие. Каждый квартирный визит отличается от предыдущего, но меры предосторожности следует принимать одни и те же. По мере приобретения опыта и умения оценить нюансы обстановки, Вы сможете адаптироваться к ситуации все успешнее. Личная безопасность по-прежнему должна быть для Вас на первом месте. Только таким образом Вы сможете оказать помощь больному.






Комментировать
Чтобы оставлять комментарии, необходимо войти или зарегистрироваться