28.03.2011 1819

Заметки занудливого эскулапа

«Аврал! Свистать всех наверх! Полундра!» – такие душераздирающие команды часто звучат не в кубриках и каютах, а в кабинетах поликлиник и больниц. Это значит: «близится приход». Но отнюдь не Мессии, Армагеддона или, скажем, наркотического кайфа, а… очередной Комиссии. «Что за комиссия, Создатель?!» – совсем как в известной поэме, горестно восклицают медики, вынужденные в ущерб своей основной работе, коей, как ни странно, является лечение болящих, срочно  готовить для очередной проверки «необходимую документацию».




«Аврал! Свистать всех наверх! Полундра!» – такие душераздирающие команды часто звучат не в кубриках и каютах, а в кабинетах поликлиник и больниц. Это значит: «близится приход». Но отнюдь не Мессии, Армагеддона или, скажем, наркотического кайфа, а… очередной Комиссии.

 

«Что за комиссия, Создатель?!» –
совсем  как в известной поэме,  горестно восклицают медики, вынужденные в ущерб своей основной работе, коей, как ни странно, является лечение болящих, срочно  готовить для очередной проверки «необходимую документацию».


Из уст в уста передаются  легенды и страшилки о  якобы свирепом нраве проверяющих, немыслимых карах, готовых обрушиться на повинные головы,  в случае чего… Совсем не важно, что грядёт проверка, допустим,  качества  организации борьбы  с  энтеробиозом  (глисты-острицы)  или гипергидрозом  (потливостью)  нижних конечностей.  Прибывшие инспекторы, преисполненные  ощущением собственной важности и  энтузиазмом, с фанатически горящими глазами,  немедленно  убедят проверяемых (попробуйте возразить или не согласиться!), что их  контролирующая миссия имеет первостепенное  и архиважное значение.


 «Или мы победим вошь, или она победит социализм»
- что-то в этом роде писал   классик марксизма о необходимости борьбы с сыпным тифом, угрожавшим  революционному  Петрограду.  Очевидно,  точно так же  общественному   строю нашей страны   серьёзно угрожают   мелкие глисты и дурной запах ног.  Это   делает  абсолютно  невозможной нашу  интеграцию в Европейское сообщество  и, вообще, давно пора   строго наказывать и неотвратимо  карать…


«Никогда не может  быть, чтобы всё было в порядке»
– это лозунг любой проверки и ревизии. Почему?  А  это, как вам будет угодно: «по кочану», как говорят подростки, «по определению», как привычно  формулируют математики, или  просто  «потому!», как раздражённо  отвечают коллеги,  только что  получившие очередной «втык» (нагоняй, замечание, предупреждение, выговор, недовольный взгляд, жест, красноречивое молчание  и т. д.)  со стороны непосредственного  начальства.


Почти всегда проверяется не осуществлённая  или проводимая   работа, а её видимость –  то - есть  письменное отражение. Лучше всего -  в журналах,  которые так самозабвенно любят практически все проверяющие. «Комет» – завжди!»-  регулярно восклицает с экранов TV пожилая энтузиастка. «Журнал учёта – всегда!» - непременно  требует комиссия. Не важно, будь это  действительно необходимая книга учёта выдачи больничных листов  (финансовых документов!) или солидный  фолиант для  регистрации качества уборки  коридоров и кабинетов.


«Я  буду жаловаться!»
- заявляет  чем-то  недовольный  пациент.  Причина его недовольства,  как правило,  не имеет значения -  в нашем здравоохранении по-прежнему действует бородатая  доктрина: «Клиент всегда прав». Хотя термин «клиент», на мой взгляд, звучит для нас, медиков, оскорбительно: медицина -  не сфера бытового или торгового обслуживания, не магазин,  не кафе или парикмахерская.  Безусловно,  больной всегда прав, если дело касается   законных  требований к профессионализму врача, качеству обследования и лечения, соблюдению медперсоналом  этических и деонтологических норм.   Но отнюдь не прав, когда  совершенно беспочвенно отказывается, например, от  необходимых для сохранения его же здоровья  профилактических осмотров, флюорографии, прививок и т. д. Категорически не прав, когда  позволяет себе  грубость  и хамство в отношении  медиков.


В  то же время,  любая жалоба, поступившая в вышестоящие органы здравоохранения, даже до её расследования,   – всегда ЧП, независимо от  обоснованности.  «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать!» - утверждал Волк  в нравоучительной  беседе с Ягнёнком. «Вы виноваты в том, что   н а   В а с  написали!» - говорит главный врач  рядовому  лекарю  ещё  д о  расследования поступившего «сигнала». –«Как хотите, но  никаких  жалоб не должно быть!».


«Здравствуйте, я медицинский представитель!»
  - эта  фраза, произнесённая  радостным тоном на пороге кабинета, изрядно надоела мне и моим коллегам. Хотя нельзя однозначно  отрицательно относиться к представителям этой  недавно появившейся  специальности. Встречаются и весьма культурные, вежливые и, главное, высокопрофессиональные  люди. К сожалению, основная масса медпредставителей –  довольно напористые и нахрапистые, но  весьма серые личности, извергающие общеизвестные истины, беззастенчиво и  неубедительно охаивающие фирмы-конкуренты,  не способные чаще всего ответить на элементарные конкретные вопросы. Их основной довод: наши препараты лучше всех, красивее всех, чище всех, эффективнее всех… А их  значительно более высокие цены – полная ерунда, сущая мелочь,  даже не заслуживающая внимания…

В  подобных  случаях, автор этих строк всегда  однозначно заявляет: приемлемая  цена препарата важна не только для пациента, но и для врача. Первому сохраняет  деньги в кошельке, второму – нервы. Как   же  врачу  не нервничать, услышав при повторном визите  от пациента,  ещё  не начинавшего лечиться:  «Доктор, я  не могу голодать, чтобы принимать назначенные  Вами лекарства!»  Или пациент вынуждено ищет другого врачевателя, назначения которого не будут столь разорительными для семейного бюджета.


Не боясь показаться ортодоксом  и не только по патриотическим соображениям, смею утверждать:  многие отечественные и  недорогие  препараты ничуть не хуже аналогичных, но более дорогих.  Наличествуют  и импортные – вполне  эффективные и, вместе с тем,  экономически приемлемые.  Об этом говорит  немалый коллективный практический врачебный  опыт, а не  только  яркие рекламные проспекты и заверения  избыточно ретивых представителей фармацевтических фирм.


Сии заметки  написаны не столько, благодаря  врождённой занудливости их  автора,   но актуальности изложенного для нас, врачей,  а также  и для пациентов.

М. В. МАЙОРОВ
врач  акушер-гинеколог высшей категории,член Национального Союза журналистов Украины
(Женская консультация городской поликлиники № 5 г. Харькова)






Комментировать
Чтобы оставлять комментарии, необходимо войти или зарегистрироваться