28.03.2011 2029

Врачи просят дать им оружие

Красноярск стал первым в России городом, где милиция приступила к регулярной охране врачей "Скорой помощи". Тысячи случаев нападения на бригады "Скорой" фиксируются в стране ежегодно, последствия иногда бывают трагическими. Но деньги на то, чтобы врачей сопровождала милиция, нашли только в Сибири и, похоже, лишь на срок до президентских выборов.




Красноярск стал первым в России городом, где милиция приступила к регулярной охране врачей "Скорой помощи". Тысячи случаев нападения на бригады "Скорой" фиксируются в стране ежегодно, последствия иногда бывают трагическими. Но деньги на то, чтобы врачей сопровождала милиция, нашли только в Сибири - и, похоже, лишь на срок до президентских выборов.

 

Статистика не ведется

Вроде бы рутинная работа идет на одном из семи диспетчерских пунктов "Скорой" Красноярска: несколько женщин в белых халатах принимают вызовы к больным и передают их дежурным бригадам. Привычную обстановку нарушает картина, которой не встретишь больше ни на одной подстанции "Скорой" в стране: отдельный стол, за которым сидит человек в милицейской форме, вооруженный автоматом Калашникова. Сейчас день, и у Евгения, сержанта муниципальной милиции, дел немного. "Рискованные" вызовы - именно на них он ездит с бригадой "Скорой помощи" - случаются обычно после 21 часа. Опытные диспетчеры уже давно научились определять, где медиков могут ждать неприятные сюрпризы.

- Ранение ножевое или огнестрельное, побои, голос у позвонившего нетрезвый... Всегда просим милиционера поехать с бригадой, если нас вызывают в общественные места, особенно в кафе. Есть в городе и просто криминальные микрорайоны, - говорит диспетчер Светлана Федоровна.

После введения милицейской охраны в Красноярске не зафиксировано ни одного случая нападения на врачей "Скорой". Пока пьяным или излишне нервным горожанам хватает одного только присутствия вооруженного человека в форме. По данным же Сергея Скрипкина, главного врача городского центра "Скорой помощи", за те две недели, которые милиция дежурит на "Скорой", было предотвращено 70 инцидентов. Как известно, бригаде медиков на сборы дается 5 минут. Доехать до места назначения они должны максимум за 15 минут. Но очень часто "Скорую" встречают перекопанные дороги, закрытые железные двери на подъездах и неработающие лифты. Однако это не самое страшное. Люди, к которым приезжают врачи, с каждым разом ведут себя все опасней. Так происходит не только в Красноярске - по всей стране: ежегодно фиксируются тысячи случаев нападения на врачей. Официальная статистика, правда, отсутствует.

- Мы не знаем, сколько врачей "Скорой помощи" погибают или получают увечья во время исполнения своих профессиональных обязанностей, - сообщили корреспонденту "Известий" Константину Гетманскому в Министерстве здравоохранения России. - Такие цифры могут быть в МВД.

Однако МВД ведет учет преступлений не по профессиям пострадавших, а только по уголовным статьям. И реальную картину нападений на врачей "Скорой помощи" можно обрисовать только конкретными примерами.

"Медики могут быть затравлены сторожевыми псами"

Не так давно в Нижнем Новгороде был осужден 26-летний наркоман Дмитрий Максимов на 10 лет колонии общего режима аж по четырем статьям: насильственные действия сексуального характера, незаконное лишение свободы, причинение вреда здоровью и хулиганство. Он взял в заложники фельдшера "Скорой помощи" Ирину Козлову, вызвав "Скорую" якобы для своей больной бабушки. Приехав в квартиру "больной", Ирина выйти оттуда не смогла - парень запер ее в квартире и четыре часа издевался над ней. Приставив нож к горлу, он требовал от Ирины наркотики. Фельдшера удалось освободить, так как в машине забеспокоились члены ее бригады.

Рост нападений на сотрудников "Скорой" наркоманами, которые надеются украсть у врачей наркосодержащие препараты, фиксируется последнее время и в Саратове.

- О каких мерах безопасности вы говорите? - удивляется главврач городской станции "Скорой помощи" Игорь Архипов. - В конце прошлого года фельдшер центральной подстанции Анатолий Афтеньев выехал по вызову: жителям одного из домов показалось, что человеку стало плохо с сердцем рядом с их подъездом. Оказалось, "больной" был просто мертвецки пьян. Но фельдшер принял решение доставить его в клинику. В машине пьяный очнулся и стал крушить медицинское оборудование. Пришлось его выпустить. В ответ он разбил камнем лобовое стекло машины. Фельдшер пустился вдогонку за дебоширом. Видя эту погоню, случайный прохожий натравил ротвейлера именно на человека в белом халате!

За год по Воронежу происходит до полусотни нападений на врачей "Скорой помощи", говорит старший врач городской станции Андрей Шамаев. Буквально на днях, 26 января, двое наркоманов напали на Евгения Прасолова, врача станции "Скорой", расположенной у главного железнодорожного вокзала Воронежа. Врача внезапно ударили в лицо, переломив ему спинку носа, однако он смог дать отпор. "Не на того набросились, - рассказал Андрей Шамаев. - Прасолов прошел и Афган, и Чернобыль. Обоих этих хулиганов разметал бы только так, да они вовремя деру дали". Иных мер защиты, кроме как самооборона, у врачей нет. Как говорит Андрей Шамаев, нападали как-то и на него. Потом ему даже засчитали "превышение необходимой самообороны" и сделали ответчиком. С того времени Шамаев носил с собой то баночку с молотым перцем, то баллончик с дихлофосом. Сумеет ли помочь "Скорой помощи" милиция? В Воронеже, как сообщили "Известиям" в местном ГУВД, пока такую перспективу всерьез не рассматривают.

В Туле, сообщил "Известиям" заместитель главного врача городской станции "Скорой помощи" Михаил Ермаков, работники "Скорой помощи" подвергаются нападениям регулярно. А однажды родственники больного ворвались на станцию "Скорой помощи", облили бензином и подожгли пульт. При существующем финансировании об охране медиков говорить не приходится.

- Я знаю о красноярском эксперименте и от души завидую сибирякам, - посетовал "Известиям" начальник городского отдела здравоохранения Калининграда Виктор Шумейко. - У нас все попытки выработать подобное взаимодействие с милицией заканчиваются безрезультатно. А ведь больше половины опасных адресов мы знаем, и медики, выезжая по ним, заранее предполагают, что могут подвергнуться нападению, могут быть затравлены сторожевыми псами.

- У нас и бандиты нож к горлу врачу приставляли, и родственники пациентов врачей избивали, - говорит главврач городской станции "Скорой помощи" Владимира Анатолий Мелкомуков. - С психически больными у нас специализированная бригада работает, там, бывает, и топоры в медиков бросают, но это, как говорится, издержки производства.

По словам Анатолия Мелкомукова, время от времени на собрании врачи просят дать им оружие, чтобы они сами себя охраняли. "Я им говорю: "Да вы что, братцы, если на вас напали, отдайте им все, а то из вашего оружия вас же и убьют".

- Конечно, существует опасность для жизни и здоровья врачей, - говорит директор департамента здравоохранения Нижнего Новгорода Владимир Лазарев. - Но мы не можем привлекать милицию к постоянной охране медиков. Это нереально и дорого.

- Медикам Красноярска повезло. Мы о таком пока можем только мечтать, - рассказал корреспонденту "Известий" Анне Амелькиной главный врач станции "Скорой медицинской помощи" Москвы Игорь Элькис. - Московские врачи "Скорой" делают до восьми тысяч вызовов в сутки, и, отправляясь по вызову, наш врач не знает, что ждет его за дверями очередной квартиры.

Экспериментальные убытки

Терпение у работников "Скорой" лопнуло в ноябре прошлого года. Опытный врач Людмила Белянчина приехала к тяжелобольной бабушке. Она едва успела зайти в квартиру, как получила удар по голове. Очнулась на больничной койке. Как потом установили коллеги Людмилы Белянчиной, у нее сломан нос и тяжелое сотрясение мозга. Так встретил врача сын этой бабушки - 30-летнему мужчине показалось, что "скорая" ехала слишком медленно.

Людмиле Белянчиной, почти полтора месяца проведшей на больничном, до сих пор тяжело ходить - кружится голова. Однако больше ей жалко не себя, а умершую бабушку и фельдшера, которая тоже была на этом злосчастном вызове. "Мы еще могли хотя бы попытаться спасти эту женщину. Этот человек лишил свою мать даже этого шанса", - говорит врач. У фельдшера же из бригады Белянчиной на почве нервного потрясения развилось тяжелое заболевание.

Еще одна сотрудница "Скорой" попала в больницу в начале января. Фельдшер Татьяна Таянчина, молодая симпатичная девушка, приехала на вызов к мужчине, у которого якобы случился сердечный приступ. Выяснилось, что в квартире больного до сих пор "празднуют" Новый год. Кроме него там оказались два решительно настроенных мужика - хорошо, как они полагали, разбиравшихся в медицине. Один из них стал делать замечания фельдшеру. Когда же девушка попросила вызвать специализированную кардиологическую бригаду, рассвирепел и со словами: "Чему вас только в институте учат!" - схватил ее за волосы и несколько раз ударил по голове. Девушка провела в больнице больше недели.

После этого городское управление здравоохранения и местная милиция решили взять "Скорую" под охрану. В качестве эксперимента - а значит, средства пришлось изыскивать "из внутренних резервов". Сейчас красноярские медики очень боятся остаться без милицейской охраны - в городском бюджете денег на эти цели не предусмотрено. Впрочем, у "Скорой" есть надежда, что как минимум до середины марта они будут под защитой. Именно тогда, совместно с выборами главы государства, в Красноярске пройдут выборы мэра и депутатов городского совета.

  • Известия.Ru





  • Комментировать
    Чтобы оставлять комментарии, необходимо войти или зарегистрироваться